Экономика рекламы
Реклама как финансовая практика.
Разоблачение апорий коммуникологии.
Реклама - это коммуникация. Эта теорема лежит в базе фактически всех исследовательских работ о рекламе, учебных программ, учебников, методических пособий. Представление о рекламе как о коммуникации - база ее современной теории и практики, муниципального образовательного эталона третьего поколения. Но коммуникация - это только технологическая, рекламная природа рекламы. А ее гносеологическая природа - экономика.
Забвение экономического содержания маркетингового процесса, комплекса рекламы привело к тому, что реклама изучается лишь на микро - экономическом уровне, планируется и реализуется только как коммуникационная практика.
«Притягательность» новейших коммуникационных технологий рождает все новые и новые иллюзии о силе и могуществе коммуникаций в социальной, экономической жизни общества, в жизни субъектов соц и экономических отношений. Таковой подход, совсем затмевает собой экономику и отрывает рекламу от существа реального хозяйственного экономического процесса как на микро - , так и на макро уровне этих отношений.
Таковой подход был оправдан техноцентризмом самой экономики. Отношение к коммуникации, как к «хвосту, виляющему собакой» основывалось на представлении о человеке, как объекте соц и экономических отношений, лишенном способности существовать и действовать за пределами сложившегося технологического порядка. Любой из нас, как гражданин, рабочая единица и потребитель воспринимался как винтик в отлично смазанном рыночном механизме, фильтрующем продукты и средства в круговороте «создание - обмен - потребление». В маркетинговом процессе это трансформировалось в отношение к потребителю, как «мишени» коммуникационного воздействия. Потребитель в представлении коммуникаторов являлся не активным, разумным субъектом, а объектом интегрированного информационного воздействия.
Два происшествия меняют положение вещей. 1-ое - быстрое развитие коммуникационных технологий, рост значения инфы и познаний в публичном воспроизводстве. 2-ое - крушение под воздействием глобального кризиса движущих устройств экономики употребления. Как меняют? Экономика становится антропоцентричной: человек преобразуется в объект экономических отношений, как основной генератор и носитель инфы и познаний, современный человек имеет возможность без помощи других сформировывать вокруг себя информационное и смысловое место, он способен существовать и действовать за рамками реальных рыночных, экономических отношений. Все это совместно взятое присваивает особенное значение экономике рекламы. Новый потребитель нужно просит персонификации отношений в сфере употребления, а означает - и в сфере маркетинга и рекламы. Современные технологии производства и продвижения продуктов и услуг, технологии коммуникаций предоставляют такую возможность.
продолжение следует