ЗАВОЕВЫВАЙТЕ ПОЛОЖИТЕЛЬНУЮ РЕПУТАЦИЮ
Необходимо иметь хорошую репутацию. В противном случае вас ждет либо неприязнь, либо неизвестность.
То, что о вас говорят люди, имеет исключительно важное значение. Если о вас говорят плохо, то это — Неприязнь, если о вас вообще не говорят — это Неизвестность. Но если о вас часто хорошо говорят, это принесет Успех.
Я испытываю огромную симпатию к независимым, прямым, неподобострастным людям, но мне приходилось наблюдать, как многие из тех, кто обладает такими качествами, терпели крах в бизнесе вследствие того, что у них было слишком много врагов. В мире бизнеса человек Должен угождать своей публике. Он не может себе позволить вести себя и разговаривать так, как будто бы он смотритель маяка.
Когда человек заботится о своих интересах, это не означает, что он должен пренебрегать тактом и самообладанием. Доброжелательность — общественный долг, а также ценное деловое качество. Можно быть самостоятельным, не бравируя своей независимостью. Никто не может пройти сквозь толпу точно по прямой.
Любой человек, даже премьер-министр и диктатор, совершает глупость, игнорируя общественное мнение. Даже диктатор должен защищать себя пустой пропагандой различных обещаний. Он опирается не только на угрозы и силу. Он предпринимает значительные усилия для формирования благоприятного для себя Общественного Мнения.
Даже в маленьком тихом английском городке любой житель, пренебрегающий мнением своих сограждан, страдает, подвергаясь остракизму. Любое его предприятие с самого начала обречено на провал. Любой человек, которого не любят в обществе, гребет против течения. Сильный поток общественного мнения направлен против него.
Доброжелательное отношение к фирме — как солнечный свет или дождь для сада. А недоброжелательность — как мороз или засуха. Никакие модернизации оборудования и резервы капитала не обеспечат надежности компании, которая игнорирует, как к ней относятся ее сотрудники и посторонние люди.
Можно сказать, что существуют четыре вида доброжелательного отношения к фирме, которые она должна завоевать, чтобы достигнуть максимальных результатов: доброжелательное отношение работников, покупателей, банкиров и вкладчиков. Если эти четыре категории людей хорошо отзываются о фирме, тогда она обретает доброе имя, а также прибыль. Никто не станет это отрицать, но огромное число бизнесменов это игнорируют. Они не обучают должным образом своих людей умению быть вежливыми. Несмотря на то, что уже достаточно много сказано и написано о ценности вежливости, грубости еще существует непозволительно много. Сэр Фрэнсис Гуденоуф-старший однажды сказал мне: «Ни один контакт с покупателем не должен оставлять у него неприятного впечатления!» И все же каждый день в году тысячам покупателей наносят психологические травмы грубые или безразличные продавцы. Является истиной, что только от незначительной части продавцов покупатели уходят осчастливленными. А это служит одним из лучших тестов для проверки эффективности торговли.
Как в бизнесе, так и в любой другой сфере деятельности очень серьезным недостатком является раздражительность. Есть некоторое количество мужчин и еще большее женщин, которые, чем бы они ни занимались, постоянно бывают раздражительны. Это очень серьезный недостаток, поскольку снижает продуктивность их работы и делает общение с ними неприятным. Если им задают вопрос во время работы, они резко отвечают: «Разве не видите, я работаю?»
Во время работы они всегда «колючие», как ежи. Их коллеги научились остерегаться их резких, колких ответов. Погруженность в какое - нибудь дело никому не дает права быть грубым, невежливым. И на работе, и дома всегда бывают такие случаи, когда нас отрывают от дела. Для того чтобы получать удовольствие от работы, нужен только небольшой самоконтроль.
Любой бизнес нужно подчинять точке зрения покупателя. Для него бизнес должен быть надежным и приятным. Никакого надувательства и никакой грубости. Нужно проводить специальные исследования для приблизительного выяснения покупательского спроса. Это очень важно, поскольку, как известно, покупатели приходят только за тем товаром, который им нужен.
Правило гласит: сначала нужно правильно поставить дело, а потом сделать его широко известным. Если предлагаемые товары и услуги не произведут благоприятного впечатления на покупателей, то рекламировать их — пустая трата времени. Реклама — эффективное средство, но и она не сможет заставить людей приходить туда, где товары неудовлетворительного качества и с продавцами неприятно общаться.
В такое время, как наше, реклама Обязательна, но она не первое, что надо сделать. Первое, что надо сделать, — это добиться того, чтобы ваш бизнес Заслуживал рекламы. Товары должны соответствовать своей цене, и все люди, которые контактируют с публикой, должны быть специально обучены. Найти новых покупателей — полдела. .Вторая половина состоит в том, чтобы сохранить их.
Есть старая поговорка: «Хорошие товары продают себя сами». Истина состоит в том, что продавать какой-нибудь новый предмет требует столько же способностей и расходов, сколько произвести его. Людей нужно приучить его покупать. Сначала сделай товар, а затем сделай для него рынок. Почти каждому новому изобретению или услуге публика говорила «нет» до тех пор, пока сбыт и реклама не убедили ее сказать «да».
Если бы не торговые и рекламные агенты, а также пресса, мы бьь имели цивилизацию низкого уровня развития. Крупного бизнеса не было бы. Уровень жизни был бы низким. Вместо крупных фабрик мы имели бы маленькие мастерские. Рынок был бы только местным, как в средние века.
Сегодня никто не сидит и не ждет, чтобы публика сама оценила его товар. Жизнь для этого слишком коротка. Благодаря ежедневной прессе, еженедельным журналам и объявлениям бизнес может стать национально известным в течение нескольких недель. Предмет, который был почти полностью неизвестным в августе, может стать широко известным в сентябре. Такова сила рекламы.
Многие мелкие бизнесмены заблуждаются, будто реклама обязательно требует больших расходов. Они читают, как крупные фирмы тратят на рекламу 50 ООО фунтов в год, и, естественно, думают, что реклама не для них: слишком дорого. Но существует несколько способов потратить 10 фунтов и сделать на этом деньги. Эти способы прибыльны не для рекламных агентов, а для представителей мелкого бизнеса.
К примеру, за 10 фунтов можно сделать такую «мелочь», как поместить объявление в ежедневной газете. Самый большой универмаг в северной части Лондона годами использует подобные «мелочи», дополняя ими пространные рекламные объявления. И эти «мелочи» доказали на практике свою высокую эффективность.
За 10 фунтов можно разослать письма бывшим покупателям, имевшим кредит в магазине, но переставшим им пользоваться, и, вероятно, это поможет вернуть человек пять таких клиентов. Владелец магазина может сделать красочный, лучший на своей улице рекламный щит товаров для витрины, и это обойдется ему не дороже 10 фунтов.
Расходы не должны служить препятствием для малого бизнеса, когда речь идет о рекламе. Можно провести несколько 10-фунтовых экспериментов. Их успешные результаты вселят уверенность, так что можно будет рискнуть потратить и большие суммы.
Крупная фирма, никогда ранее себя не рекламировавшая, поступит правильно, если предпримет 1000-фунтовый эксперимент. На эти деньги можно подготовить пять 200-фунтовых объявлений и нанять квалифицированного специалиста для подготовки текста. Потом фирма должна внимательно изучить результаты. Каждая фирма является своим собственным должником по части рекламы. Почему? Да потому, что крупный успех чаще всего приходит благодаря рекламе.
Раньше аптекари ничего не тратили на рекламу. Они в нее не верили. Они также не верили в оформление витрин. Они сидели в своих полутемных аптеках и ждали покупателей. Они не делали ничего для того, чтобы привлечь благосклонное внимание публики. В результате они вымерли, как дронты. И конечно, их уничтожили не расходы на рекламу.
Со стороны реклама кажется тратой денег. Но если она осуществляется качественно, она не расход. Она — приобретение. Она — выгодное вложение капитала. Она формирует доброжелательное отношение к фирме, которое имеет стоимость на рынке. Не является ли истиной, что хорошо рекламируемый товар может быть продан за более высокую цену, чем производящая его фабрика?
Для бизнеса эффективная реклама то же самое, что йод для человеческого тела. Это элемент, который оказывает заживляющее воздействие. Без рекламы бизнес остановится в своем развитии. Не будет ни массовых продаж, ни массового производства.
Что же касается старого вопроса — кто же платит за рекламу? — ответ таков: неумелый рекламодатель и тот, кто вообще рекламой не пользуется. Хорошая реклама ничего не стоит ни рекламодателю, ни рекламируемой фирме. А вот конкуренты умелого рекламодателя действительно проигрывают. Неэффективность — вот что всегда платит за эффективность. В лотерее призы победителей оплачивают проигравшие. И то же самое происходит в такой игре, как бизнес.
С тех пор как появилась пресса, все, кто продают товары или услуги, должны в полной мере ее использовать. Оптимально организованный сбыт при помощи слов, несомненно, эффективнее оптимально организованной продажи посредством печати, но первый обходится значительно дороже. При помощи голоса можно обратиться только к небольшому числу людей, а печатное слово по поводу продажи чего-либо может быть прочитано десятками тысяч, иногда и миллионами людей.
Тот, кто продает, обязан стремиться завоевать благосклонное внимание как можно большего числа покупателей. Ему нужна популярность. Следовательно, кроме возможностей своих работников, он должен использовать прессу, газетные киоски и почту. Он должен донести свои слова до всех вероятных покупателей его товаров.
Можно использовать объявления, буклеты, извещения о продаже и каталоги. Они принесут прибыль, если хорошо будут написаны. Они Должны вызывать интерес. Теперь так много торговой рекламы, что на продавцов в магазинах едва обращают внимание. Многие фирмы делают бизнес, рассылая интересные буклеты и каталоги.
Необходимо также применять какие-нибудь зрелищные элементы. Это даст эффект и в Великобритании, и в других странах. Значение различного рода трюков часто принижается, но не теми, кто их использует. Если трюки не вызывают раздражения, они оказываются очень прибыльными. Любой элемент, выходящий за рамки привычного, привлекает внимание публики. Новый бизнес должен иметь громкое начало.
Торговец должен иметь фасад магазина, привлекающий внимание с другой стороны улицы с расстояния в сто ярдов. Фасад должен быть выкрашен в светлый цвет — белый или желтый, красный или светло-коричневый. Он должен чем-то выделяться среди всех фасадов других магазинов. У него должна быть современная вывеска — неоновая или выполненная из того, что придет на смену неону. На вывески десятилетней давности никто не смотрит.
Кроме того, необходима привлекательность упаковки. Товары продают в яркой, красочной упаковке. Книги имеют привлекающие взгляд обложки. Рубашки продают в прозрачных пакетах. Пластинки — в блестящих конвертах. Доказано, что привлекательная упаковка значительно увеличивает объемы продаж.
Передовые промышленники сегодня пытаются сделать свои товары самопродающимися. Они используют прикрепленные к товарам ярлыки качества. Это способ защиты от неумелых продавцов. Ярлык рассказывает о параметрах качества товара. Он сам может вести диалог с покупателем. Он заставляет сам товар говорить за себя. Главная идея самопродажи состоит в том, чтобы не зависеть от умения торговцев и их персонала, а наделить сам товар или его упаковку соответствующим описанием и способностью положительно воздействовать на покупателя.
Далее, появилось весьма много нового в искусстве оформления витрин, но это недооценивается многими торговцами. Хорошо оформленная витрина — самый эффективный и дешевый способ рекламы, поскольку он вызывает интерес у покупателя непосредственно на месте продажи. Медленно учатся торговцы использовать этикетки, а также ценники. Они больше используют объявления в витринах, дающие информацию о товарах в магазинах. Сегодня мы думаем меньше о художественных эффектах и больше о том, как наделить примитивной продажной силой витрины магазинов.
Каждый крупный магазин превратился сегодня в некое подобие шоу. В нем есть внутренние, а также внешние витрины, в нем бывают не только распродажи, привлекающие людей сниженными ценами, но и демонстрации мод, парады манекенов, выставки, демонстрации товаров, рождественские представления и т. п. По общему мнению, каждый крупный магазин должен постоянно вызывать к себе интерес со стороны публики. Он должен конкурировать с театрами и кинотеатрами.
Совсем немногие торговые и промышленные предприятия проводят годовые выставки — крупные платные шоу. На них товары демонстрируются на красивых стендах. Насколько возможно, представление товаров инсценировано. Элемент развлекательности, который в наше время проникает в деловой мир, достигает на таких выставках высшей точки. И любой торговец, мелкий или крупный, если он хочет идти в ногу со временем, должен, насколько может, применять выставочные методы.
Несомненно, если человек имеет склонность к зрелищности, это является огромным подспорьем в его деловой жизни. В этом случае не вызывает сомнений, что он сумеет сделать свой бизнес интересным для публики. Он приспособится к желаниям и настроениям людей. Он будет держать свой бизнес в поле общественного внимания. Он сделает так, что о его бизнесе будут говорить. Его главной задачей будет сохранить к своему бизнесу благосклонное внимание.
Не только бизнес должен быть привлекателен, сам его хозяин должен быть человеком, заслуживающим доброго к себе отношения. Положительная репутация дорого стоит. Я всегда считал, что если человек суров, необщителен, угрюм, ему нет места в бизнесе. Он может добиться успеха, но за свой успех он заплатит высокую цену. Он все время будет идти по пути наибольшего сопротивления.
Кем бы вы ни были в бизнесе, вы должны обладать таким ценным качеством, как общительность. Бизнесмену должны правиться люди, и людям должен нравиться бизнесмен. Бизнес — это искусство заводить друзей. Трения в общении и формализм должны быть сведены к возможному минимуму. Всегда в делах должен присутствовать личный контакт. В частном бизнесе нельзя вести дела как в министерстве иностранных дел. Очень немногому, если вообще чему-нибудь, должны бизнесмены учится у Государственной Службы.
Даже деловые письма должны быть написаны в дружеском, общительном духе. А почему нет? Совсем не обязательно писать их, как это часто делается, на формальном, полуюридическом жаргоне. Если в них есть дружеский элемент, если они написаны живым языком, они многое могут сделать для привлечения благосклонного внимания к фирме, откуда посланы. Существует такая вещь, как сила письма. Она является главной причиной успеха всех крупных фирм, сбывающих свою продукцию посредством заказов по почте.
Факт, что каждый бизнесмен участвует в «Состязании за Популярность». Против него выступают все его конкуренты. Решение принимают покупатели. Если человек четко осознает это, он поймет, что надо делать все возможное для завоевания благосклонного внимания публики.