ПОДБИРАЙТЕ ХОРОШИХ РАБОТНИКОВ
Необходимо подбирать сильных работников. В противном случае фирма будет ненадежна и неэффективна.
Наем на работу — это искусство. Это очень обширный предмет, о котором, однако, очень мало написано. Он начинается с отбора работников и далее касается обучения персонала и управления им. Этот предмет входит в число двенадцати вещей, которые обязательно должен знать тот, кто занимается бизнесом.
Конечно, это практический вопрос — какое устанавливать жалованье работникам. А изучение людей, получающих деньги за их услуги, бесспорно, такой момент, которым нельзя пренебрегать.
Почему работодатель должен менее внимательно подходить к отбору своих сотрудников, чем, например, Герберт Чепмен подбирал игроков для футбольной команды «Арсенал»? Но я никогда не слышал, чтобы хоть один предприниматель в какой-нибудь стране был столь же тщателен при подборе персонала, как Чепмен. Обычно отбор работников производится поспешно или неквалифицированно. Уже разработаны строгие тесты для проверки умственных способностей при отборе работников. Эти тесты представляют ценность только в определенном отношении. Они действительно помогают работодателю делать правильные оценки. Но насколько я обнаружил, не существует абсолютного метода определения лучших работников. Зачастую отбор напоминает то, что происходит в школах: худший ученик в классе позднее обнаруживает наилучшие способности.
Надежный и мудрый метод отбора состоит в том, чтобы предоставлять работникам поле деятельности и наблюдать их в деле. Эндрю Кар - неги отобрал сорок три менеджера для того, чтобы они стали его компаньонами, и только трое из них впоследствии отсеялись. Добиться таких высоких результатов в отборе работников можно только наблюдая их в деле. По этой причине умным решением является предоставление новым работникам трехмесячного испытательного срока.
Следует отметить, что наемных работников можно разделить на две категории: те, кто в своей работе общается с публикой, и те, кто не общается. Первых'необходимо отбирать с величайшей тщательностью, поскольку каждый из них представляет фирму. Его действия могут увеличивать престиж фирмы, а могут и уменьшать его. Весь торговый и обслуживающий персонал, все курьеры, носильщики и т. п. — это «контактные» люди, и они должны вести себя так, чтобы завоевать внимание и доверие публики.
Лучший тест для коммерческого агента — наблюдение за тем, как он входит в офис. Если он смотрит на меня, не разглядывая стены и пол, а также улыбается и своими словами располагает к себе, я сразу склонен к тому, чтобы дать ему место. Он проявил себя квалифицированным, «контактным» человеком.
Часто к найму молодых сотрудников подходят невнимательно, как будто все из них одинаково хороши. Подходящий парень — это помощь и прибыль, а неподходящий — убыток и обуза. Нью-йоркская телефонная компания отказывает каждым семи девушкам из восьми. На том основании, что у них нет необходимых качеств для работы в сети телефонной связи.
В каждом автомобиле множество мелких деталей. Но их размеры не делают их малозначительными и дешевыми. Обычно их изготавливают из высококачественных материалов. Предположим, дизайнер скажет: «Нет смысла расходовать хорошие материалы на эти мелкие детали. Для этого вполне подойдет жесть или дерево. Кроме того, так будет гораздо дешевле». Конечно, такую глупость никогда не скажет промышленник. Нельзя недооценивать значение винтиков в машине из-за их малых размеров.
А что такое «винтики» коммерческой организации? Можно сказать, что «винтиками» бизнеса являются: диспетчер на телефоне, клерк, дающий справки и отвечающий на вопросы, мальчик для поручений, делопроизводитель. Трое первых контактируют с публикой. Они первыми встречают клиентов фирмы. В течение года они представляют фирму перед тысячами людей. Каждый день у них есть возможность помочь или принести ущерб фирме.
Лучшему клиенту фирмы девушка может ответить по телефону: «Кто вы такой? Назовите по буквам вашу фамилию». Он может прийти в фирму, а девушка или мальчик, стоящие у входа, могут с подозрением отнестись к нему, как будто он какой-нибудь взломщик. Мальчик для поручений может быть с ним нелюбезен и таким образом дать ему понять, что его не ждали.
Директор-распорядитель любой фирмы был бы потрясен, если бы узнал, какое количество клиентов испытали неприятные чувства или были потеряны для фирмы из-за этих маленьких «винтиков» — девушки на телефоне, клерка по справкам и мальчика для поручений.
Что же касается делопроизводителей, то любой из них может затерять крайне ценное письмо или важный документ, которые могут срочно понадобиться. Иногда выигрыш целого судебного процесса зависит от какого-нибудь письма, которое никак не могут найти.
Следует усвоить, что всех работников фирмы, которые контактируют с клиентами или занимаются документами, необходимо отбирать самым внимательным образом. Любая девушка не может работать девушкой на телефоне, так же как любой подросток не годится для того, чтобы следовать правилу промышленников — стремиться к тому, чтобы «маленькие» составные части механизма фирмы были добротного качества.
Не подлежит никакому сомнению, что личные качества имеют исключительное значение. Лучше иметь не совсем умного, но честного работника, чем умного, но нечестного. Многие работодатели дорого заплатили за усвоение этой истины.
Недопустимо судить о желающем поступить на службу только по его собственным словам и на основании так называемого «опыта» предыдущей работы. Он мог плохо справляться со своими обязанностями в течение последних десяти лет, и фирма, где он работал, была только рада от него избавиться. Обычно целесообразно отдавать предпочтение живо мыслящим людям с хорошими личными качествами, даже если у них недостаточно опыта. По крайней мере их можно обучить и на них можно положиться. И кроме того, они могут развиваться и расти.
Почти такое же значение, как способности работника, имеет его характер. Нужно не упускать из виду, что он должен сработаться с другими людьми — работать без трений со своими коллегами. Очень немногие люди могут работать совершенно самостоятельно, но они непригодны для работы в организации. Они не способны выполнять совместную работу. Они не могут уживаться со своими товарищами по работе.
Уже много сказано о недальновидности работодателей, окружающих себя подхалимами, но совсем немного — о работниках, обладающих духом противоречия. Конечно, умный работодатель не хочет иметь ни тех, ни других. Он не хочет иметь человека, не имеющего своего собственного мнения, но и работника, который не способен ни помогать, ни работать с другими людьми. Работодатель ищет работников, находящихся между этими двумя противоположными полюсами.
Когда работодатель платит работнику большое жалованье, он вправе ожидать многого за свои деньги. Теодор Н. Вейл, который многим платил высокое жалованье, однажды сказал:
«Человек, получающий от 2 ООО до 5 ООО фунтов в год, должен знать свой бизнес от корки до корки. Высокие жалованья платятся за способность так поставить дело, чтобы приложенные усилия давали наиболее эффективные результаты и чтобы ни материалы, ни время не расходовались впустую. Простое занимание руководящей должности не представляет ценности. Ценность представляют организация, система, непринужденность и удобство в управлении, сочетающиеся с производительностью.
Высокооплачиваемый руководитель должен обладать идеальными деловыми качествами, что означает: он обязан быть одаренным, рассудительным, энергичным, принципиальным, уверенным в своих силах, обладать способностью предвидения, опытом, знанием человеческой природы, а также представлять соббй личность, которая может стать настоящим лидером.
Он должен постоянно заботиться как о мелочах, так и о крупных вопросах. И от себя, и от других он должен требовать максимальной отдачи. Он должен завоевывать и поддерживать доверие и дружбу своих начальников, коллег и подчиненных. Он всегда должен быть готов взять на себя ответственность и быстро принять решение; и более чем половина его решений и поступков должны быть правильными. Вдобавок ко всему он также должен иметь силу воли и настоящую готовность не только начальствовать, но и просто работать».
Следующий этап после отбора персонала — его подготовка. Никогда нельзя принимать как само собой разумеющееся, что новый сотрудник знает столько, сколько ему положено знать. Такое случается редко.
Ценность нового работника во многом зависит от того, как он будет введен в дело и подготовлен. Все может быть испорчено грубыми и неверными наставлениями в первый же рабочий день. Иногда рабочего обучает мастер, а иногда — квалифицированный рабочий. Лучшие результаты достигаются при использовании квалифицированных специалистов по обучению.
Встречаются мастера и рабочие, которые имеют достаточные знания и квалификацию, но не могут быть учителями. У них не хватает терпения, которым должен обладать учитель. Они могут быть раздражительными и придирчивыми. Любой человек, который общается с учениками так, будто они идиоты, не может быть учителем. Этот приговор нужно привести в исполнение на многих фабриках, равно как и в некоторых школах.
На протяжении всего процесса обучения нужно иметь терпение и постоянно повторять с обучающимися учебный материал. Большинству из нас, чтобы чему-то научить, нужно объяснять предмет не один раз. Ученик не является человеком второго сорта, он не дурак. В каких-то других областях у него могут быть глубокие знания и богатый опыт. И учитель всегда должен помнить об этом.
Ни в коем случае нельзя ни говорить, ни делать того, что может ущемить чувство собственного достоинства ученика. Это мудрое правило каждый инструктор должен всегда держать в голове. Не следует ругать учеников за первые ошибки; и их надо хвалить, когда они делают успехи. Новая работа сначала трудна для всякого. Никогда еще никто не научился кататься на коньках за пять минут.
Как правило, лучше всего инструктору начинать с короткой беседы об оборудовании, материалах и конечном продукте. Ученик должен понимать свою работу. Его нужно предупредить об ошибках, которые обычно совершают новички. Может быть, также его нужно проинструктировать об элементарной технике безопасности.
Потом на глазах у ученика инструктор должен медленно проделать работу. Это надо сделать дважды. Затем ученику можно позволить поработать самому. Необходимо попросить, чтобы он это делал не спеша. Ученика нельзя подгонять. Возможно, ему нужно будет проделать работу три, четыре раза для того, чтобы усвоить, как все выполнять правильно. И пока он этого не усвоит, его нельзя оставлять работать самостоятельно.
Никакой экономии времени не происходит, когда инструктор спешит оставить ученика, до того как тот усвоит все необходимое. Сразу научить ученика как следует — это значит обеспечить экономию времени в течение всей его последующей работы, а также предотвратить порчу материалов. Есть люди, которые по своей натуре и темпераменту рождены быть учителями. Они проявляют доброе, заинтересованное отношение к каждому ученику, и они многое делают для предотвращения на предприятии плохой работы.
Как при отборе работников, так и в процессе обучения особенно важно помнить об инициативе обучающихся. Даже подростков нужно побуждать мыслить. Им ни в коем случае нельзя прививать убеждение, будто от них не требуется ничего, кроме слепого повиновения. Старающегося творчески мыслить работника нельзя упрекать в низких результатах. Его нужно поощрять.
Один очень способный мальчик для поручений, работавший в бакалейной лавке, на одном из прилавков сделал из консервных банок внутреннюю витрину. Вместо того чтобы, как обычно, складывать банки в пирамиды, он выложил из них крепость и водрузил наверху маленький британский флаг. Получилась оригинальная и привлекательная витрина.
Но когда это увидел его хозяин, думаете, он сказал: «Хорошо, Том. За это я прибавлю тебе шиллинг!»? Нет, он не сделал этого. Он сердито посмотрел и грубо спросил: «Кто тебя просил это делать?» Бизнес этого бакалейщика невелик и всегда будет оставаться таким. У него неверные представления о менеджменте. У него не хватает ума управлять смышленым мальчиком.
Это в корне неверный метод — внушать менеджерам и работникам, будто они должны делать только то, что им говорят. Более того, если есть какое-либо качество, которое в настоящее время нужно всячески поощрять и развивать, так это Инициативность. Будущее всего нашего бизнеса зависит от поддержания инициативности в активном состоянии. Это, бесспорно, понимает каждый деловой человек.
Даже в нашей армии инициатива по достоинству оценивается всеми, за исключением нескольких твердолобых приверженцев слепой дисциплины. Когда рядовой солдат по своей собственной инициативе бросился к зенитному пулемету и сбил вражеский самолет, он получил награду. Способность мыслить имеет в бизнесе такую же ценность, как на войне. И это нужно внушать нашим работникам.
Эндрю Карнеги положил начало своему успеху благодаря способности мыслить и инициативе. Когда ему было восемнадцать лет, он работал телеграфистом на железнодорожной станции. Однажды, когда он был один в офисе, произошло повреждение линии. Он сразу же сделал необходимые распоряжения, хотя у него не было полномочий вообще отдавать какие-либо приказы. Когда пришел управляющий, Карнеги доложил, что неисправность уже устраняется. Управляющий был очень доволен и сразу же повысил в должности юного Карнеги. Это был умный управляющий.
Можно сказать, что дисциплина необходима в определенных пределах, но когда она разрушает инициативу, то приносит вред. Когда мы нанимаем человека, мы ждем от него сообразительности, равно как и послушания. Мы не являлись и никогда не будем являться нацией роботов, и ни один работодатель не должен насаждать «роботизм» среди менеджеров и служащих, игнорируя значение инициативы.
Правильный метод управления состоит в том, чтобы четко сформулировать подчиненному задание, а потом предоставить возможность самостоятельно его выполнять и оценивать работу по результатам. Этот метод вселяет в менеджеров и служащих силы, уверенность в своих возможностях, а также повышает их квалификацию. Это предохраняет их от превращения в слабаков. Это самый лучший способ управления людьми.
Время от времени обсуждается такой вопрос: сколько служащих можно считать стопроцентными работниками? Как много служащих работают во всю силу — делают столько, сколько можно считать полноценной дневной работой? По этому вопросу у нас есть и некоторые данные, и некоторые точки зрения. Часто приходится наблюдать, как рабочий, которым ранее плохо управляли, начинает работать изо всех сил и делает втрое больше, когда им управляют хорошо. Известно, что различия между рабочими поразительны. Один механик или продавец может сделать в четыре или пять раз больше, чем другой.
Известно, что квалифицированный мастер, работая на месте неумелого, может удвоить выход продукции в своем цехе, не увеличивая числа рабочих. Известно, что деятельность работника больше всего зависит от того, как им управляют.
Таким образом, я высказываю следующее свое мнение по обсуждаемому вопросу: 10% работников работают во всю силу, 30% — используют 75% своих возможностей, 30% — применяют свой потенциал наполовину, 30% — «выкладываются» на 40%. Средний показатель использования своих возможностей в работе равен 60%. В среднем 40% возможностей работников не используется. Если работодателя эти данные не заставят серьезно задуматься, то его время уже прошло. Если мои выводы хоть немного близки к истине, то встает вопрос: как работодателю вывести своих работников на максимальный уровень — добиться, чтобы они работали во всю силу?
Мы обнаружили, что существуют по крайней мере три меры воздействия, которые очень эффективны. Речь идет о следующем.
1. Персональное внимание. Работа сотрудника во многом зависит от того, как он относится к тем, кто управляет фирмой. Если ему уделяют не больше внимания, чем машине, то он не чувствует моральных стимулов в работе. Но если с ним обращаются как с Человеком, он и работать будет как человек. Если вы своим дружеским отношением увеличите чувство собственного достоинства рабочего, он будет работать изо всех сил. Непременно будет.
2. Обучение. Как правило, лодырем является работник, которого должным образом не научили, как надо работать. Поскольку у него мало знаний и умения, работа не интересует его. Если работнику дать хоть немного нужных ему специальных знаний, он станет работать как знаток своего дела, а не как «рабочая лошадь».
3. Стимулирование. Я имею в виду похвалу, премии, заработную плату. Для того чтобы рабочий напрягал свои силы и делал сколько может, должны быть какие-то причины. Почти каждый работник будет работать соответственно своим способностям, если его хвалят и если он получает денежное вознаграждение за старание сделать все как можно лучше.
Итак, принимать хороших работников и делать после этого их еще лучше — одна из самых прибыльных вещей для работодателя, если он выполняет это хорошо. Это предотвратит появление слабых мест в его организации, во многом освободит его от расходов по надзору за рабочими. Действительно выдающийся успех — нанять и обучить команду производителей прибыли.