XX ВЕК
Я играл с ним в шахматы и мог бы иногда побеждать, только он всегда брал назад свой последний ход, и игра принимала новый оборот.
Марк Твен. «Жизнь на Миссисипи»
ВВЕРХУ Серебряные шахматы Сая Эндфилда, созданные в 1972 г. в память о матче на первенство мира между Фишером и Спасским. Они практичны, устойчивы, их удобно держать в руках. Хранятся в кожаном футляре, который почти не занимает места в дорожной сумке. СЛЕВА Первый женский международный турнир, состоявшийся в Лондоне в 1897 г., выиграла англичанка Мэри Радж. На него съехались представительницы разных стран: канадка Стефенсон, американка Уоррэл, ирландка Перри, итальянка Мюллер - Хартог. Мужчины были обеспокоены тем, что участницы не |
двухнедельной турнирной борьбы. Но лишь одной из них не хватило выносливости, чтобы дойти до конца соревнований. |
Двадцатый век принес удивительные достижения в области науки и техники, особенно медицины, транспорта и средств связи. Никто из тех, кто і января igoo года праздновал наступление нового века, не смог бы представить, что в течение следующего столетия человек научится включать свет, на мгновение прикоснувшись рукой к выключателю, или по своему выбору перелететь в любую часть земного шара, или, сидя дома, будет наблюдать за космонавтом, шагающим по Луне. И они не смогли бы взять в толк, почему миллионы людей во всем мире разговаривают как бы сами с собой, прижав к уху малень-
СПРАВА Карикатура времен Первой мировой войны. Союзнические державы Россия, Франция, Англия и Япония сбиты с толку последним ходом Германии. Сцена зафиксировала момент, когда А встро-Венгрия объявила войну Сербии, Россия выступила на стороне последней, а Германия объявила войну России и Франции. На их стороне в войну вступила Британия. Начиналась игра всерьез, с настоящими солдатами и оружием. |
кую черную коробочку. Что касается компьютеров и Интернета, то их сочли бы явлениями потустороннего мира.
В начале XX века Лондон, считавшийся шахматной Меккой, уступил место Нью-Йорку. В 1870-х годах слава лучшего игрока в мире принадлежала Вильгельму Стей - ницу (1836—igoo). Стейниц, перебравшийся в Нью-Йорк и получивший американское гражданство, завоевал официальный титул чемпиона мира в 1886 году, одержав победу над Цукертортом. Матч меду ними проходил в трех городах: Нью-Йорке, Сент-Луисе и Нью-Орлеане. Со временем Стейниц уступил этот титул шахматисту из Германии Эммануилу Ласкеру. Это было время бурного развития американского и европейского искусства. Все нормы и традиции были поставлены под сомнение, начались эксперименты в поисках новых форм. На публику обрушивались быстро сменяющие друг друга направления. Ар нуво уступил место ар деко. Среди последователей этих стилей, как правило, находились художники, которые трудились над созданием шахмат.
В 1924 году Йозеф Хартвиг создал деревянные шахматы простой формы в стиле Баухауза. Ман Рей, близкий к кругу как дадаистов, так и сюрреалистов, был заядлым шахматистом. Он стал автором многих оригинальных шахмат, одни из которых увидели свет, а другие существуют в виде
эскизов. Создавая свои первые шахматы в 1920 году, Рей следовал дадаистской традиции использовать утилитарные предметы, лишая их привычных функций. Он создал шахматы из того, что нашлось в его мастерской: предметов геометрически правильной формы, обломка скрипичного грифа, вазы и шара. Интуиция художника помогла превратить их в современное произведение искусства. Пирамида стала королем, конус — ферзем, ваза — слоном, фрагмент грифа — конем, куб — ладьей, а шар, к которому для устойчивости была прикреплена пуговица, сделался пешкой. Шахматы Ман Рея, которые сейчас можно видеть в Музее современного искусства в Нью-Йорке, проложили дорогу разнообразным формам абстрактных шахмат, которые возникли с тех пор. Ман Рей придумал и другие шахматные фигуры. Среди них были те, которые, как он надеялся, смогут заменить стаунтоновские на международных соревнованиях.
ВВЕРХУ Немецкие шахматы начала XX в. из слоновой кости и серебра; точно такие же были украдены Райаном О'Нилом в фильме «Вор, который приходит к обеду». |
Он обратился к чемпиону США по шахматам Франку Маршалу, чтобы узнать его мнение. Маршал, впервые увидевший современные фигуры абстрактной формы, спросил, для какой игры они предназначены! Ман Рей поинтересовался у своего собеседника, что он думает о возможности использовать их на шахматных турнирах. Маршал, обладавший способностью играть несколько
партии одновременно, не глядя на доску, ответил, что для него форма шахмат не имеет значения: он смог бы играть пуговицами или обойтись совсем без фигур.
ВНИЗУ Реклама для лондонского метро 193 о-х гг. В это время город расширялся, и на окраинах появлялись новые кварталы и станции метро. Шахматы с фигурами в виде жилых домов, общественных зданий, стиль которых отражает архитектурные веяния того времени. |
Марсель Дюшан и Ман Рей были близкими друзьями и шахматными партнерами. Дюшан, будучи сильным игроком, четыре раза представлял Францию на международных турнирах. Ман Рей любил рассказывать историю, которая произошла с его другом, когда тот проводил медовый месяц со своей первой женой.
«В течение первой недели, что они жили вместе, Дюшан большую часть времени посвящал изучению шахматных задач, — рассказывал он, — и тогда его невеста, доведенная до отчаяния, встала однажды ночью, и, пока он спал, приклеила фигуры к шахматной доске. Через три месяца они развелись».
Возможно, именно этот случай нашел отражение в одной из фотографий Ман Рея, на которой запечатлен шахматист, с головой ушедший в игру и не выказывающий ни малейшего удивления тем, что его противником является соблазнительная обнаженная красавица.
Как и у Ман Рея, интерес Дюшана к шахматам нашел отражение в его искусстве. В 1910 году он написал Игру в шахматы, на которой изобразил двух братьев, поглощенных шахматами, в то время как их жены отдыхают в саду на заднем плане. Дюшан выполнил эту сцену в «импрессионистическом» стиле. Позднее он повторил ее в кубистической манере.
В этом же стиле он написал свою известную картину Игроки в шахматы.
Творчество Дюшана связано сразу с несколькими художественными течениями. Он придумал и осуществил дадаистские карманные шахматы из кожи с булавочными головками, в которых целлулоидные шахматные фигуры втыкались в доску, и их нельзя было сдвинуть с места, что превращало шахматы в чистый объект искусства.
ВВЕРХУ Австрийские шахматы из фруктовых пород дерева, популярные в венских клубах и кафе в первой половине XX в. Удобные фигуры, напоминающие стаунтоновские, нравились тем, кто серьезно играл в шахматы. Привлекает внимание резная фигура коня. Слоны по традиции, сложившейся в Восточной Европе, имеют декоративное завершение цвета фигур противника, в данном случае - черную шапочку. |
В 1944 году Ман Рей организовал в Нью-Йорке выставку под названием Шахматные образы, на которой экспонировались абстрактные шахматы, предоставленные и выполненные художниками-модернистами, такими как Макс Эрнст, сам Ман Рей, Марсель Дюшан, Ив Танги, Александр Колдер и Джулиан Леви. Все эти экспонаты были созданы воображением художников. Такой коллекции никто прежде не видел. Авторы работ выражали представления модернистского движения в искусстве; они пытались разрушить старые традиции и продемонстрировать, что искусство — результат свободного воображения.
Ив Танги создал шахматы предельно простой формы, выбрав в качестве исходного материала ручку швабры. Александр Колдер представил шахматы на деревянных подставках, в которых шурупы скреплялись с деревянной частью, а металлическая часть фигуры имела характерный изгиб, иной для каждой из шести фигур.
Шахматы Джулиана Леви имели яйцевидную форму. Он объясняет, как ему удалось использовать для отливки фигур скорлупу от сваренных всмятку яиц. Автором самых поразительных шахмат был Макс Эрнст, создавший абстрактные фигуры совершенно необычной формы. Он не мог
представить, что еще в X веке жители русского Новгорода могли бы принять их за шахматы, которые они привыкли держать в руках. Макс Эрнст экспериментировал с различными материалами и представил несколько комплектов шахмат, выполненных по оригинальным эскизам. Свои первые шахматы Макс Эрнст в знак благодарности передал своему давнему другу Марселю Дюшану.
СПРАВА Деревянные шахматы, созданные под влиянием абстрактных фигур Ива Танги, сделанных из ручки от швабры и экспонировавшихся на выставке «Шахматные образы» в 1944 г. в Нью-Йорке. Эти фигуры, также сделанные из распиленной деревянной палки и окрашенные в оранжевый и фиолетовый цвета, - весьма практичный вариант абстрактных шахмат. СПРАВА ВНИЗУ «Король, играющий с королевой» Макса Эрнста. Фигуры этой бронзовой скульптурной композиции 1954 г. имеют ту же форму, что и шахматы, экспонировавшиеся на выставке «Шахматные образы» в 1944 г. в Нью-Йорке. Эти шахматы были подарены автором Марселю Дюшану, который в свою очередь делил их со своей второй женой Тини. |
Второй брак Дюшана оказался более удачным, возможно, потому что Тини, его жена, позволившая ему научить себя играть в шахматы, настояла на том, что они никогда не станут соперничать за шахматной доской.
В январе і gg і года в Лондоне галерея Тейт устроила выставку Искусство и шахматы. Тини Дюшан присутствовала на вернисаже, состоявшемся в день ее восьмидесятилетия, в качестве почетного гостя. В программе выставочных мероприятий был показ фильмов, посвященных шахматам. Среди них оказался фильм, снятый Гансом Ричером. В одном из эпизодов Макс Эрнст был показан в
своей мастерской за изготовлением шахматных фигур. Мадам Дюшан была удивлена, так как привыкла считать, что автором этих шахмат, которые позже перешли к ней, был ее муж. Когда на экране появился Эрнст, она воскликнула:
«Я не знала, что их сделал он [Эрнст]».
СЛЕВА
Фотография,, на которой Ман Рей запечатлел своего друга Дюшана (справа) и французского шахматиста Виталия Хальберштадта. Дюшан и
Альберштадт играли за французскую команду, возглавляемую чемпионом мира Александром Алехиным, на шахматной Олимпиаде в 1928 г.
ВСЕ ДРУГИЕ ИЛЛЮСТРАЦИИ
Эскизы абстрактных шахмат, сделанные Ман Реем. Некоторые из них были осуществлены между 1943 и 1946 гг. Футляром для шахмат из серебра и красного анодированного алюминия была коробка от сигар. Другой комплект (вариант того, что помещен в центре) был изготовлен из шлифованной бронзы, к нему прилагался деревянный столик с инкрустированной металлическими вставками доской. Было изготовлено 50 комплектов таких шахмат, в которых фигура одного из королей была подписана автором.