Цветокорректировка и расчет выдержки при цветной печати
Цветовую настройку осуществляют пробной печатью. С цветного негатива на одном или нескольких кусках цветной бумаги без корректирующих светофильтров изготовляют несколько пробных цветных фотоотпечатков с разными экспозициями. После химической обработки из полученных снимков выбирают отпечаток, более удачный по плотности, следовательно, и по выдержке. Выдержку, при которой был получен лучший отпечаток, принимают за исходную при всех дальнейших расчетах. По преобладанию того или иного цвета на пробной фотографии судят о необходимой цветовой настройке.
Чем больше преобладает на пробной фотографии излишний цвет, тем большей плотности выбирается корректирующий светофильтр того же цвета.
Например, для устранения излишнего желтого или голубого берут желтый или голубой фильтры соответственно. Другие цвета могут быть откорректированы комбинациями фильтров двух цветов. Так, для устранения излишнего красного цвета складывают пурпурный и желтый фильтры. Если на фотографии появился цвет, обратный устраняемому, то это значит, что при печати выбраны светофильтры слишком большой плотности и их следует уменьшить. Принцип применения корректирующих фильтров поясняется в табл. 63.
Корректирующие светофильтры уменьшают освещенность негатива, что приводит к необходимости пересчета выдержки. Первый этап цветовой настройки обычно не окончательный, цветокорректировку и выдержку приходится по нескольку раз уточнять. Для ускорения работы экспонировать пробы лучше с помощью фотопробника, а из полученной серии фотографий выбирается лучшая, и в дальнейшем печатают с соответствующей ему цветовой коррекцией. Пересчет выдержки по сравнению с исходной при установке корректирующих светофильтров проводят так. Исходят из того, ^что при установке желтых светофильтров плотностью до 20%' выдержку не увеличивают, плотностью 30 и 40% —увеличивают на 5%, плотностью 50 —на 10%. Каждое последующее увеличение плотности на 50% требует соответствующего увеличения выдержки на 10%. При каж-
Таблица 63. Исправление цветопередачи при печати с помощью корректирующих светофильтров
Примечание. Выделенные ную плотность светофильтра. наименования обозначают увеличен* |
дом увеличении плотности пурпурных и голубых светофильтров на 10% требуется увеличить выдержку также на 10%. Для устранения влияния стекол фильтров при установке каждого нового фильтра выдержку увеличивают еще на 10%. При той или иной комбинации корректирующих светофильтров необходимую выдержку рассчитывают по правилу сложных процентов.
Например, нужно определить выдержку при комбинации светофильтров 501000. Исходная выдержка равна 10 с. Желтый фильтр плотностью 50% требует увеличения выдержки на 10%; пурпурный (10%)—на 10% и стекла двух светофильтров — еще на 20%. Сумма их составляет 40%.
10% от 10 с равны 1 с. Получаем:
10,0 1,0 (10%) 11,0 1,1 ,(10%) 12,1 1,21 (10%) 13,31 1,33 (10%) 14,64 с |
+ + + .+ |
Это и должна быть выдержка с цветокорректиров - кой 501000.
Очень удобно применять для определения искомой выдержки специальный калькулятор. Принцип действия его основан на том, что 240 сложных процентов от любого исходного числа составляют приблизительно величину, в 10 раз превышающую это исходное число. Калькулятор состоит из совмещенных по центру вращающихся дисков. На внутреннем нанесена шкала в процентах от 0 до 240. Наружный диск имеет шкалу соответствующих выдержек. Искомое увеличение, выдержки определяют совмещением нулевого деления шкалы процентов с величиной исходной выдержки на шкале наружного диска. Затем против соответствующего деления шкалы процентов находят на шкале выдержек искомую величину.
Цветовая коррекция является одной из самых сложных операций в процессе получения цветной фотографии, т. к. требует от фотолюбителя определенных навыков в работе. Существует ряд способов, позволяющих облегчать корректировку, но, как правило, все они дают возможность осуществить только грубую коррекцию и требуют последующей окончательной корректировки методом проб. Одним из таких способов является корректировка с помощью мозаичных светофильтров, которые представляют собой комплект из трех стеклянных пластин, каждая из которых составляется из 25 светофильтров. Они представляют собой комбинацию двух цветов различной плотности: голубого и пурпурного, голубого и желтого, пурпурного и желтого. Любой цвет имеет пять градаций по плотности: 0, 25, 50, 75, 100%. В каждом из трех мозаичных фильтров имеются все возможные сочетания для двух цветов по пяти градациям плотности (от 0—0 до 100—100) — всего 25 сочетаний. Размеры выпускаемых светофильтров: 90x90 и 130X130 мм. При проекционной печати мозаичные фильтры устанавливаются на эмульсионный слой бумаги. Выбор одного из трех фильтров определяется по пробной бесфильтровой печа'ти или руководствуясь тоном негатива и балансными фильтрами фотобумаги. После экспонирования и обработки выбирают участок с наилучшей цветопередачей и определяют приближенные значения корректирующих светофильтров и выдержки.
Аддитивный способ печати. Цветовую коррекцию осуществляют с помощью трех зональных светофильтров (синий, зеленый и красный). Каждый из них пропускает только одну треть лучей видимой зоны спектра и поглощает две остальные. При печатании за тремя зональными светофильтрами все слои позитивного цветного материала экспонируются раздельно. Верхний слой экспонируется светом, прошедшим через синий фильтр, средний слой — через зеленый, нижний — через красный. После печатания с негатива за каждым из трех зональных светофильтров на позитивном материале можно получить три одноцветных частичных изображения: голубое, пурпурное и желтое. Цветовая коррекция с помощью зональных светофильтров основана на том, что увеличение или уменьшение экспозиции при печатании за одним из светофильтров вызывает соответствующие изменения плотности частичного позитивного изображения.
Три цветных светофильтра — синий, зеленый и красный— последовательно друг за другом вводят в пучок света. Изменяя соотношение трех выдержек, можно устранить цветовые искажения, а также усилить отдельные цвета или исключить их из изображения. При этом возможна дополнительная запечатка отдельных участков изображения. Необходимо помнить, чт<? при смене фильтра вся установка и бумага должны быть совершенно неподвижны. Установку на резкость осуществлять без светофильтра. При использовании экспонометра измерять освещенность необходимо при одном и том же фильтре. Величина выдержки зависит не только от плотности негатива, но и от типа бумаги. Экспонировать следует, используя светофильтры в одной последовательности: синий, зеленый, красный.
Точная настройка осуществляется с помощью пробы. Если изображение слишком светлое или, наоборот,— темное, уменьшаем или увеличиваем все три выдержки. Цветовые искажения устраняются по принципу: для уменьшения преобладающего цвета используют фильтр того же цвета и при этом увеличивают выдержку '(табл. 64).
При окончательной корректировке следует руководствоваться тремя правилами:
1) для устранения избыточного цветового тона требуется увеличить выдержку за светофильтром того цвета, который преобладает на отпечатке, или уменьшить
Излишняя плотность |
Светофильтр |
|
Увеличение выдержки |
Уменьшение выдержки |
|
Синяя |
Синий |
Зеленый и красный |
Зеленая |
Зеленый |
Синий и красный |
Красная |
Красный |
Синий и зеленый |
Пурпурная |
Синий и красный |
Зеленый |
Сине-зеленая |
Синий и зеленый |
Красный |
Желтая |
Зеленый и красный |
Синий |
выдержку за светофильтром, имеющим тот же цвет, которого недостает на отпечатке;
2) чтобы общая плотность изображения осталась без изменения, увеличение выдержки за одним из светофильтров требует пропорционального уменьшения экспозиции за двумя другими светофильтрами, и наоборот;
3) если произведенная корректировка оказалась чрезмерной, то на отпечатке появляется новый избыточный цветовой тон, дополнительный к первоначальному.
Аддитивный способ печати имеет ряд преимуществ по сравнению с субтрактивным. Во-первых, он дает более высокое качество цветопередачи, т. к. зональные светофильтры обеспечивают во время печати за ними воздействие света строго на один светочувствительный слой. Корректирующие светофильтры, при субтрактивной печати, воздействуют и на два других слоя, в результате чего цвета на отпечатках загрязняются.
Достоинством аддитивного способа является также то, что последовательное трехразовое экспонирование позволяет по желанию изменять цветовые оттенки различных деталей изображения, варьируя экспозицию на отдельных участках.
Часть первая
светотехника
Раздел I. Физическая оптика
TOC o "1-5" h z Солнечный свет........................................................................ 3
Основные световые величины и единицы их измерения........ 3
Световые свойства тел....... 4
Отражение света 5
Пропускание света.................................................................. 6
Раздел II. Цветоделение
Цветовая температура....... 7
Окраска тел............................................................................. 8
Строение глаза и его работа * .... 10
Цветовое зрение. Трехкомпонентная теория цветового зрения 11
Цветовое восприятие зрительных образов. . 12
Особенности цветового восприятия и его характеристики. 13
Синтез цвета. 15
Основные и дополнительные цвета. . , . 16
Аддитивный синтез.................................................................. 16
Субтрактивный синтез............................................................. 17
Цветовой охват и цветовой круг.... 18
Избирательное отражение, пропускание и поглощение света 19
Факторы, влияющие па качество цветопередачи 21
Раздел III. Источники света
Естественные источники света. . , 22
Искусственные источники света, . 22
Сменные объективы при съемке с импульсной фотовспышкой 27
Раздел IV. Фотооптика
Геометрическая оптика.......................................................... 28
Плоская пластина — линза — призма.... 28
Ход лучей в линзах................................................................. 29
Построение изображений в тонких линзах. . 31
Объектив • І і. I
Конструктивные элементы объектива. . ,
Технические характеристики фотообъектива, ,
Типы объективов. . .....................................
Просветление линз........
Устройство ДЛЯ фокусировки. . I. I
Насадочные линзы.........................................................
Выбор объектива по его эксплуатационной характеристике, . . „
Обращение с оптикой......................................................
Определение главного фокусного расстояния
объектива.........................................................................
Определение диаметра действующего отверстия и относительного отверстия
Раздел V. Фотоаппараты и фотопринадлежности
Основные узлы и механизмы современных фотоаппаратов...........
TOC o "1-5" h z Технические характеристики фотоаппаратов. ,
Шкальные фотоаппараты.......
Дальномерные фотоаппараты. . . . .
Зеркальные фотоаппараты...............................................
Фотокомплекты.............................................................
Фотопринадлежности и фотооборудование, ,
Раздел VI. Определение экспозиции
Закон взаимозаместимости..............................................
Экспонометрический контроль освещения, Фотоэлектрические экспонометры и определение экспозиции,