СПРАВОЧНИК ФОТОЛЮБИТЕЛЯ

Цветокорректировка и расчет выдержки при цвет­ной печати

Цветовую настройку осуществляют пробной печатью. С цветного негатива на одном или нескольких кусках цветной бумаги без корректирующих светофиль­тров изготовляют несколько пробных цветных фотоот­печатков с разными экспозициями. После химической обработки из полученных снимков выбирают отпеча­ток, более удачный по плотности, следовательно, и по выдержке. Выдержку, при которой был получен луч­ший отпечаток, принимают за исходную при всех даль­нейших расчетах. По преобладанию того или иного цве­та на пробной фотографии судят о необходимой цве­товой настройке.

Чем больше преобладает на пробной фотографии излишний цвет, тем большей плотности выбирается кор­ректирующий светофильтр того же цвета.

Например, для устранения излишнего желтого или голубого берут желтый или голубой фильтры соответ­ственно. Другие цвета могут быть откорректированы комбинациями фильтров двух цветов. Так, для устране­ния излишнего красного цвета складывают пурпурный и желтый фильтры. Если на фотографии появился цвет, обратный устраняемому, то это значит, что при печати выбраны светофильтры слишком большой плотности и их следует уменьшить. Принцип применения коррек­тирующих фильтров поясняется в табл. 63.

Корректирующие светофильтры уменьшают освещен­ность негатива, что приводит к необходимости пересчета выдержки. Первый этап цветовой настройки обычно не окончательный, цветокорректировку и выдержку при­ходится по нескольку раз уточнять. Для ускорения ра­боты экспонировать пробы лучше с помощью фотопроб­ника, а из полученной серии фотографий выбирается лучшая, и в дальнейшем печатают с соответствующей ему цветовой коррекцией. Пересчет выдержки по срав­нению с исходной при установке корректирующих све­тофильтров проводят так. Исходят из того, ^что при установке желтых светофильтров плотностью до 20%' выдержку не увеличивают, плотностью 30 и 40% —уве­личивают на 5%, плотностью 50 —на 10%. Каждое по­следующее увеличение плотности на 50% требует соот­ветствующего увеличения выдержки на 10%. При каж-

Таблица 63. Исправление цветопередачи при печати с помощью корректирующих светофильтров

Преобладаю­щий тон

Недостающий

тон

Корректирующие светофильтры

Увеличение

плотности

Уменьшение

плотности

Красный

Голубой

Желтый+

Голубой

пурпурный

Оранжевый

Сине-голубой

Желтый +

Пурпурный-!-'

пурпурный

голубой

Желтый

Синий

Желтый

Пурпурный +’

голубой

Зеленый

Пурпурный

Желтый +

Пурпурный

голубой

Голубой

Красный

Голубой

Желтый+'

пурпурный

Синий

Желтый

Пурпурный-К

Желтый

голубой

Фиолетовый

Желто-зеленый

Пурпурный+

Желтый +■

голубой

голубой

Пурпурный

Зеленый

Пурпурный

Желтый+

голубой

Примечание. Выделенные ную плотность светофильтра.

наименования обозначают увеличен*

дом увеличении плотности пурпурных и голубых свето­фильтров на 10% требуется увеличить выдержку также на 10%. Для устранения влияния стекол фильтров при установке каждого нового фильтра выдержку увеличи­вают еще на 10%. При той или иной комбинации кор­ректирующих светофильтров необходимую выдержку рас­считывают по правилу сложных процентов.

Например, нужно определить выдержку при комби­нации светофильтров 501000. Исходная выдержка равна 10 с. Желтый фильтр плотностью 50% требует увели­чения выдержки на 10%; пурпурный (10%)—на 10% и стекла двух светофильтров — еще на 20%. Сумма их составляет 40%.

10% от 10 с равны 1 с. Получаем:

10,0 1,0 (10%)

11,0 1,1 ,(10%)

12,1 1,21 (10%)

13,31

1,33 (10%) 14,64 с

+

+

+

.+

Это и должна быть выдержка с цветокорректиров - кой 501000.

Очень удобно применять для определения искомой выдержки специальный калькулятор. Принцип действия его основан на том, что 240 сложных процентов от лю­бого исходного числа составляют приблизительно вели­чину, в 10 раз превышающую это исходное число. Калькулятор состоит из совмещенных по центру вра­щающихся дисков. На внутреннем нанесена шкала в процентах от 0 до 240. Наружный диск имеет шкалу соответствующих выдержек. Искомое увеличение, вы­держки определяют совмещением нулевого деления шка­лы процентов с величиной исходной выдержки на шка­ле наружного диска. Затем против соответствующего деления шкалы процентов находят на шкале выдержек искомую величину.

Цветовая коррекция является одной из самых слож­ных операций в процессе получения цветной фотогра­фии, т. к. требует от фотолюбителя определенных на­выков в работе. Существует ряд способов, позволяю­щих облегчать корректировку, но, как правило, все они дают возможность осуществить только грубую кор­рекцию и требуют последующей окончательной коррек­тировки методом проб. Одним из таких способов явля­ется корректировка с помощью мозаичных светофильт­ров, которые представляют собой комплект из трех стеклянных пластин, каждая из которых составляется из 25 светофильтров. Они представляют собой комби­нацию двух цветов различной плотности: голубого и пурпурного, голубого и желтого, пурпурного и желтого. Любой цвет имеет пять градаций по плотности: 0, 25, 50, 75, 100%. В каждом из трех мозаичных фильтров имеются все возможные сочетания для двух цветов по пяти градациям плотности (от 0—0 до 100—100) — всего 25 сочетаний. Размеры выпускаемых светофильт­ров: 90x90 и 130X130 мм. При проекционной печати мозаичные фильтры устанавливаются на эмульсионный слой бумаги. Выбор одного из трех фильтров опреде­ляется по пробной бесфильтровой печа'ти или руковод­ствуясь тоном негатива и балансными фильтрами фото­бумаги. После экспонирования и обработки выбирают участок с наилучшей цветопередачей и определяют при­ближенные значения корректирующих светофильтров и выдержки.

Аддитивный способ печати. Цветовую коррекцию осу­ществляют с помощью трех зональных светофильтров (синий, зеленый и красный). Каждый из них пропускает только одну треть лучей видимой зоны спектра и по­глощает две остальные. При печатании за тремя зо­нальными светофильтрами все слои позитивного цвет­ного материала экспонируются раздельно. Верхний слой экспонируется светом, прошедшим через синий фильтр, средний слой — через зеленый, нижний — через красный. После печатания с негатива за каждым из трех зональных светофильтров на позитивном материа­ле можно получить три одноцветных частичных изобра­жения: голубое, пурпурное и желтое. Цветовая коррек­ция с помощью зональных светофильтров основана на том, что увеличение или уменьшение экспозиции при пе­чатании за одним из светофильтров вызывает соответ­ствующие изменения плотности частичного позитивного изображения.

Три цветных светофильтра — синий, зеленый и крас­ный— последовательно друг за другом вводят в пучок света. Изменяя соотношение трех выдержек, можно уст­ранить цветовые искажения, а также усилить отдельные цвета или исключить их из изображения. При этом возможна дополнительная запечатка отдельных участ­ков изображения. Необходимо помнить, чт<? при смене фильтра вся установка и бумага должны быть совер­шенно неподвижны. Установку на резкость осуществ­лять без светофильтра. При использовании экспоно­метра измерять освещенность необходимо при одном и том же фильтре. Величина выдержки зависит не только от плотности негатива, но и от типа бумаги. Экспони­ровать следует, используя светофильтры в одной после­довательности: синий, зеленый, красный.

Точная настройка осуществляется с помощью пробы. Если изображение слишком светлое или, наоборот,— темное, уменьшаем или увеличиваем все три выдержки. Цветовые искажения устраняются по принципу: для уменьшения преобладающего цвета используют фильтр того же цвета и при этом увеличивают выдержку '(табл. 64).

При окончательной корректировке следует руковод­ствоваться тремя правилами:

1) для устранения избыточного цветового тона тре­буется увеличить выдержку за светофильтром того цве­та, который преобладает на отпечатке, или уменьшить

Излишняя

плотность

Светофильтр

Увеличение

выдержки

Уменьшение

выдержки

Синяя

Синий

Зеленый и красный

Зеленая

Зеленый

Синий и красный

Красная

Красный

Синий и зеленый

Пурпурная

Синий и красный

Зеленый

Сине-зеленая

Синий и зеленый

Красный

Желтая

Зеленый и красный

Синий

выдержку за светофильтром, имеющим тот же цвет, ко­торого недостает на отпечатке;

2) чтобы общая плотность изображения осталась без изменения, увеличение выдержки за одним из свето­фильтров требует пропорционального уменьшения экспо­зиции за двумя другими светофильтрами, и наоборот;

3) если произведенная корректировка оказалась чрез­мерной, то на отпечатке появляется новый избыточный цветовой тон, дополнительный к первоначальному.

Аддитивный способ печати имеет ряд преимуществ по сравнению с субтрактивным. Во-первых, он дает бо­лее высокое качество цветопередачи, т. к. зональные светофильтры обеспечивают во время печати за ними воздействие света строго на один светочувствительный слой. Корректирующие светофильтры, при субтрактив­ной печати, воздействуют и на два других слоя, в ре­зультате чего цвета на отпечатках загрязняются.

Достоинством аддитивного способа является также то, что последовательное трехразовое экспонирование позволяет по желанию изменять цветовые оттенки раз­личных деталей изображения, варьируя экспозицию на отдельных участках.

Часть первая

светотехника

Раздел I. Физическая оптика

TOC o "1-5" h z Солнечный свет........................................................................ 3

Основные световые величины и единицы их из­мерения........ 3

Световые свойства тел....... 4

Отражение света 5

Пропускание света.................................................................. 6

Раздел II. Цветоделение

Цветовая температура....... 7

Окраска тел............................................................................. 8

Строение глаза и его работа * .... 10

Цветовое зрение. Трехкомпонентная теория цве­тового зрения 11

Цветовое восприятие зрительных образов. . 12

Особенности цветового восприятия и его ха­рактеристики. 13

Синтез цвета. 15

Основные и дополнительные цвета. . , . 16

Аддитивный синтез.................................................................. 16

Субтрактивный синтез............................................................. 17

Цветовой охват и цветовой круг.... 18

Избирательное отражение, пропускание и погло­щение света 19

Факторы, влияющие па качество цветопередачи 21

Раздел III. Источники света

Естественные источники света. . , 22

Искусственные источники света, . 22

Сменные объективы при съемке с импульсной фотовспышкой 27

Раздел IV. Фотооптика

Геометрическая оптика.......................................................... 28

Плоская пластина — линза — призма.... 28

Ход лучей в линзах................................................................. 29

Построение изображений в тонких линзах. . 31

Объектив • І і. I

Конструктивные элементы объектива. . ,

Технические характеристики фотообъектива, ,

Типы объективов. . .....................................

Просветление линз........

Устройство ДЛЯ фокусировки. . I. I

Насадочные линзы.........................................................

Выбор объектива по его эксплуатационной ха­рактеристике, . . „

Обращение с оптикой......................................................

Определение главного фокусного расстояния

объектива.........................................................................

Определение диаметра действующего отверстия и относительного отверстия

Раздел V. Фотоаппараты и фотопринадлежности

Основные узлы и механизмы современных фото­аппаратов...........

TOC o "1-5" h z Технические характеристики фотоаппаратов. ,

Шкальные фотоаппараты.......

Дальномерные фотоаппараты. . . . .

Зеркальные фотоаппараты...............................................

Фотокомплекты.............................................................

Фотопринадлежности и фотооборудование, ,

Раздел VI. Определение экспозиции

Закон взаимозаместимости..............................................

Экспонометрический контроль освещения, Фотоэлектрические экспонометры и определение экспозиции,

СПРАВОЧНИК ФОТОЛЮБИТЕЛЯ

ФОТОМАТЕРИАЛЫ И ИХ ХИМИЧЕСКАЯ ОБРАБОТКА

Раздел I. Физико-химическая сущность фотогра­фического процесса Состав и строение светочувствительных мате­риалов... Сенситометрия. Измерение основных фотографи­ческих свойств Структурометрия Изменение свойств фотоматериалов при хранении Качество фотографического изображения Раздел II. Светочувствительные фотоматериалы общего …

ТЕХНИКА ЦВЕТНОЙ ПРОЕКЦИОННОЙ ФОТОПЕЧАТИ

Балансные фильтры цветографической бумаги. Сте­пень разбалансировки цветной бумаги по степени свето­чувствительности выражается величиной балансных фильтров (БФ). Балансные фильтры характеризуют цве­товой баланс фотобумаги через те значения корректи­рующих светофильтров, которые требуются, чтобы …

Как с нами связаться:

Украина:
г.Александрия
тел./факс +38 05235  77193 Бухгалтерия

+38 050 457 13 30 — Рашид - продажи новинок
e-mail: msd@msd.com.ua
Схема проезда к производственному офису:
Схема проезда к МСД

Партнеры МСД

Контакты для заказов оборудования:

Внимание! На этом сайте большинство материалов - техническая литература в помощь предпринимателю. Так же большинство производственного оборудования сегодня не актуально. Уточнить можно по почте: Эл. почта: msd@msd.com.ua

+38 050 512 1194 Александр
- телефон для консультаций и заказов спец.оборудования, дробилок, уловителей, дражираторов, гереторных насосов и инженерных решений.