ПРИМЕНЕНИЕ СВЕТОФИЛЬТРОВ В ЦВЕТНОЙ ФОТОГРАФИИ
Дневной и искусственный свет имеет различные цветовые характеристики. Вследствие цветовой адаптации человеческий глаз воспринимает одинаково окружающий мир — как при дневном, так и при искусственном свете. Поэтому белый предмет кажется нам в момент включения электрического света желтым, затем становится белым. Пленка регистрирует эти различия физически точно. Дневной свет в течение времени меняет свой спектральный состав, и если при одних и тех же условиях, но в разное время сделать фотоснимки, то, рассматривая их, можно сделать вывод, что спектральный состав дневного света подвержен колебаниям в красной и синей областях спектра. Если в составе освещения доминируют определенные цвета или световые лучи определенной длины волны, то зрительно они не воспринимаются — восприятие физиологически выравнивается, и поэтому состав освещения соответствует норме. Ведь свет и цвет — исключительно внутреннее свойство субъективного восприятия. На фотопленке же появляются синие или красные цветоискажающие оттенки, объясняемые преобладанием соответственно синего коротковолнового и красного длинноволнового излучений в съемочном освещении.
Итак:
1. Преобладание красного или синего излучений в атмосфере, как и в излучении фотоламп, можно корректировать: при съемке на обращаемую цветную пленку или негативную цветную — с помощью светофильтров. Кроме того, на негативной пленке с помощью корректирующих светофильтров искажения можно исправить при печати фотоснимка.
2. Любой процесс измерения сложен, поэтому лучше пользоваться понятием цветовой температуры.
3. По сравнению с красными и синими цветоискажающими оттенками преобладание других оттенков на снимке менее важно.
Цветные светофильтры — единственное средство коррекции красных и синих цветоискажающих оттенков при съемке на обращаемую цветную пленку. Промышленность выпускает три типа фотопленок:
1. Фотопленка, сбалансированная под дневной свет, т, е. нормой для нее является освещение объектов сум
марным светом солнца и неба, покрытого белыми облаками.
2. Фотопленка, сбалансированная под искусственный свет (лампы накаливания), т. к. существующие источники искусственного света отличаются друг от друга по спектру, то данный тип пленки рассчитан только на цвет излучения фотолампы.
3. Негативная пленка, для которой нормой является излучение, среднее по спектральному составу между дневным и искусственным светом.
Взаимосвязь между температурой и цветом. Известно, что тела при нагревании раскаляются и становятся самосветящимися — цвет их зависит не от наружных условий освещения, он является их собственным. Было установлено, что собственный цвет с повышением температуры не только становится светлее, но и перемещается по цветовой шкале от темно-красного к светло-красному, оранжевому, желтому — до голубовато-белого. Температура самосветящихся тел соответствует цвету их излучения, и, наоборот, цвет можно определить по заданной температуре. Соотношения между цветом объекта и его температурой выглядят так:
Температура, К |
Цвет самосветящихся предметов
3000—3500 3500—4000 5000—6000 6000—7500 8000—10000 15000—25000 |
Красный
Оранжевый
Желтый
Желтовато-белый Белый, зеленовато-белый Г олубовато-белый
Приведем несколько примеров.
Преобладание доли голубого в излучении — высокая цветовая температура; 5800 К — балансная норма для фотопленки дневного света (ДС); 3200 К — балансная норма для фотопленки искусственного света (ЛН); преобладание доли красного в излучении — низкая'цветовая температура.
На основании выше приведенных данных о соотношении цвета объекта с его температурой можно выделить три типовых случая цветовой коррекции.
1. Если цветовая температура выше балансной нормы, необходимо устранить преобладание синего в освещении, для чего применяют красный светофильтр.
2. Если цветовая температура соответствует балансной норме пленки, светофильтры не нужны.
3. Если цветовая температура освещения ниже нор - мы, следует устранить преобладание в нем красного цвета с помощью синего цветного светофильтра.
Применение конверсионных светофильтров для превращения цветности излучения одной цветовой температуры в другую. Основное назначение фильтров — изменение цветовой температуры с 3200 на 5500 К и обратно. Выпускаются светофильтры в наборе из нескольких штук, допускают отклонения от указанных величин.
Цветовая температура дает представление о распределении энергии в спектре источника, освещающего фотографируемый объект. Как уже говорилось, чем больше в излучении голубых лучей, тем цветовая температура выше, чем больше красных и оранжевых лучей, тем она ниже.
На фотопленку с цветовым балансом 5500 К лучше всего снимать солнечным днем при легкой облачности, с 9 до 15 часов. Если же условия съемки, а значит, и цветовая температура источника отличаются от стандартных, нужно воспользоваться светофильтром.
Избыток голубых лучей гасится с помощью бледно - розового или желтого светофильтра, избыток оранжевых лучей следует нейтрализовать голубым фильтром.
В горах, на высоте более 200 м над уровнем моря, где сильно ультрафиолетовое излучение, необходим бесцветный фильтр УФ-1 (ЖС-10), он пригоден и при фотографировании на водной глади. Яркое освещение можно ослабить нейтральным светофильтром Н-4* (НС-8). Для того чтобы устранить блики от стеклянных предметов, необходимо применить поляризационный светофильтр.
Светофильтры могут выручить и в других случаях. Например, нужно сделать кадр при искусственном освещении, а фотоаппарат заряжен пленкой для дневного освещения. Спасти положение можно с помощью синего светофильтра В-15. И наоборот, если днем придется фотографировать на пленку для искусственного освещения, можно воспользоваться светофильтром Р-12.