СОСТАВ И СТРОЕНИЕ СВЕТОЧУВСТВИТЕЛЬНЫХ МАТЕРИАЛОВ
Фотографический материал (фотопленка, фотобумага) представляет собой ряд тонких желатиновых слоев, нанесенных на листовую или рулонную пленку либо бумагу, называемую подложкой. В зависимости от подложки фотоматериалы делятся на пленки и бумаги. На рис. 25 показано строение фотопленки для черно-
Рис. 25. Строение черно-белой фотопленки: 1 — основа, 2 — подслой, 3 — эмульсионный слой, 4 — противоореольный слой |
белой фотографии. Защитный слой, являющийся тонкой пленкой хорошо задубленного желатина, предохраняет находящийся под ним эмульсионный слой от механических повреждений. Эмульсионный слой толщиной 0,008—0,025 мм — это также пленка желатина, в которой взвешены микрокристаллы галогенидов серебра. Они являются светочувствительными компонентами фотоматериала. В этот слой вводят и другие вещества, из которых наибольшее значение имеют сенсибилизаторы. Подслой — желатин с дубителем — служит для механической сцепки эмульсионного слоя на подложке. Его толщина очень мала. На фотобумаге подслой не дает эмульсии при ее поливе проникать в пористую подложку. Для повышения белизны бумаги в ее подслой вводят баритовый слой. Противослой предохраняет пленку от скручивания и предупреждает возникновение электрических разрядов. Если в него введены красящие вещества с определенными свойствами, то он выполняет роль еще и противоореольного слоя. Противоореольный слой предупреждает появление ореолов — паразитных почернений, возникающих при фотографировании ярких
объектов на темном фоне. Краситель, содержащийся, в противоореольном слое, должен поглощать лучи тех две** тов, к которым материал наиболее чувствителен, после чего он разрушается при химической обработке. В эмульсию негативных материалов вводится главным образом бромистое серебро, иногда добавляется небольшое количество йодистого серебра. Совместно они более чувствительны, чем кристаллы одного лишь бромистого серебра. Эмульсионный слой фотобумаг может содержать бромистое серебро («Унибром»), хлористое и бромистое серебро («Бромпортрет»), хлористое серебро («Фотоконт»), хлористое, бромистое и йодистое серебро '(«Иодоконт»). Светочувствительность материала зависит от размеров кристаллов и их состава. Чем крупнее кристаллы — тем больше вероятность попадания кванта света на него и, следовательно, выше светочувствительность. Светочувствительность различных галогенидов серебра неодинакова: наиболее чувствительно бромистое серебро, наименее — йодистое.
В эмульсионном слое в ничтожно малых количествах содержатся примеси не выясненного состава, содержащиеся в желатине — химические сенсибилизаторы. Они способствуют повышению светочувствительности фотоматериала. Контрастность светочувствительного фотоматериала зависит от однородности размеров микрокристаллов. Чем они однороднее, тем контрастнее материал. И наоборот, чем сильнее они отличаются друг от друга по размерам — тем менее контрастен фотоматериал. Галогениды серебра по своей природе чувствительны только к синим, фиолетовым и голубым лучам (Я до 525 нм) и, следовательно, непригодны для большинства фотографических работ. Введение в состав эмульсии оптических сенсибилизаторов увеличивает спектр, воспринимаемый фотоматериалом. Сенсибилизаторы— красители, способные окрашивать микрокристаллы эмульсии и поглощать те лучи, к которым очув - ствлен материал. В зависимости от характера сенсибилизации, фотоматериалы классифицируются на несен - сибилизированные с чувствительностью к длинам волн до 525 нм и пропускающими фиолетовый, синий и голубой цвета; ортохромат — до 580—600 нм; пропускает фиолетовый, синий, голубой, зеленый, желтый, желтооранжевый лучи; этими же свойствами обладают и изо - ортохроматы с Я до 580—600 нм. Изохроматы с Я до 620—650 нм, кроме вышеуказанных, пропускают еще
m
оранжевый и оранжево-красный. Панхроматы с X до 660—730 нм пропускают все цвета спектра; изопанхро - маты (Л до 660—730 нм) обладают свойствами пан - хромата. Следует иметь в виду, что в области излучений с длинами волн Х~500 нм светочувствительность понижается.
Цветографические материалы имеют три эмульсионных слоя, их строение показано на рис. 26. Между верх-
Рис. 26. Строение цветной фотопленки: Слои: 1 — синечувствительный, 2 — желтый (фильтровый), 3 — зеленочувствительный, 4 — красночувствительный, 5 — зеленый противоореольный, 6 — основа |
ним и средним слоями находится желтый фильтровый подслой. Эмульсионные слои отличаются один от другого своей цветочувствительностью. Верхний — оптически несенсибилизирован, чувствителен только к лучам синей зоны спектра. Средний слой ортохроматический — чувствителен к лучам синей и зеленой зон спектра, но чувствительность к лучам синей зоны подавлена, т. к. перед ним находится желтый светофильтр, частично поглощающий лучи синей зоны спектра. Нижний слой обладает добавочной чувствительностью к лучам красной зоны спектра. Оптический сенсибилизатор подобран так, что слой не имеет чувствительности к зеленой зоне, а чувствительность к синей зоне подавлена тем же желтым фильтрованным подслоем. Поэтому нижний слой чувствителен только к красной зоне спектра. Эмульсионные слои цветографического материала, кроме микрокристаллов галогенидов серебра и оптических сенсибилизаторов, содержат компоненты цветного проявления. Они бесцветные, но при цветном проявлении преобразуются в красители: желтый — в верхнем, пурпурный — в среднем, голубой — в нижнем слое. Некоторые цветные материалы, например маскированные пленки, содержат окрашенные компоненты. Они имеют другие цвета, чем изображения, полученные в этих слоях в результате цветного проявления. Например, компонента, содержащаяся в среднем слое, имеет желтый цвет. После цветного проявления она частично остается в слое в виде позитивного изображения (маски), что существенно улучшает цветопередачу, и с меньшими искажениями, чем на немаскированных материалах. Имеются фотоматериалы с иным расположением светочувствительных слоев.