ЯМАХА
■ «ЯМАХА FZR1000»
14 первый ряд создателей сунер- мотоциклов фирму «Ямаха» вывел в 1987 г. четырехцилиндровый «FZR1000». Многие тогда считали ('го лучшим спортивным мотоциклом Японии. 989-кубовый двигатель с водяным охлаждением и наклоненными вперед цилиндрами имел головку блока ( 20 нижними клапанами, как V вышедшего двумя годами раньше «F/750». Мощность нового мотоцикла — 92 кВт (125 л. с.) — была такой же, как у «Сузуки CXS-R1100», тогдашнего лидера » этом классе.
«Іепезис», завод гоночных мотоциклов фирмы «Ямаха», применил в «FZR» конструкцию шасси с жесткой сдвоенной дюралевой рамой «Дельтабокс».
У машины были прочные 11 миллиметровые вилки,
■ ВНИЗУ. К началу 90-х гг. «FZR1000 был самым быстрым из спортивных мотоциклов, по при этом сохранял изящество. |
17- дюймовое переднее колесо п радиальные шины низкого профиля. Двигатель работал плавно, начиная с низких оборотов п до полной скорости 257 км/ч, при которой мотоциклист прятался за эффективный обтекатель с двумя фарами. Управляемость и к >рможение были также
превосходны, и новая «Ямаха» быстро стала очень популярной.
Усовершенс гвования последующих лет поддерживали «rZR» на гребне ус пеха Так, в 1989 г. объем цилиндров двигателя увеличили до 1002 см1 и добавили выпускной клапан с электронным управлением, название которого прибавило первую букву в новую марку мотоцикла: «EXUP». Эта система улучшила характеристики в среднем диапазоне, а также увеличила пиковую мощность до
Двигатель |
с водяным охлаждением, 20 нижних юі;ііі;іііон. поперечная «четверка» |
Оо?,см |
|
цилиндров |
1002 см‘ (75,Г) X 5Г> мм) |
Мтиипгть |
103 кВт (140 л. с.). 177 Гц (10 ООО об/чин) |
Масса |
209 кг (сухая) |
М а. ксим а ль п а я |
|
скорость |
209 км/ч |
ЯМАХА FZR1000RU» (1991 г.) |
103 кВт (140 л. с..). Переработка шасси еще повысила управляемость, сделав «EXUP» лучшим из японских сунермотоциклов. Двумя годами позже бьы улучшен и внешний облик машины — за счет более отточенного стиля и пониженной передней вилки.
Легкий и поворотливый «FZR1000» заметно контрастировал с первой большой «четверкой» фирмы, моделью «XS1100» 1978 г.
Та была японским супермотоциклом старой школы, с большим, мощным двигателем с. воздушным охлаждением на тяжелом шасси, которое едва удавалось держа ть иод контролем. Іогдапший 1101-кубовый двигатель с двойным распределительным валом достигал на пике мощности 70 кВт (95 л. с.) и особенно запомнился огромными резервами крутящего момента в среднем диапазоне, что облегчало
■ СЛЕВА. 140-сильный (103 кВт) двигатель «FZR1000» позволял использовать машину в основном не па полной ее мощности. |
Я СПРАВА. Немногие спортивно - туристические мотоциклы могли составить конкуренцию или хотя бы приблизиться к «FJ1200 >, сочетавшему ско]юсть с комфортом на длинных дистанциях. |
■ СПРАВА. Мощный и прекрасно управляемый «Ь~/750» (1985 г.) продавался хуже, чем он того заслуживал. |
разгон до максимальной скорости 217 км/ч. «XS» работал ровно, был удобен и хорошо оснащен. Но громоздкий карданный привод и масса в 270 кг делали его тяжелым в управленим и неустойчивым на высоких скоростях.
«Ямаха 1*11100» была выпущена в 1984 г. как чисто спортивная машина. 11о эта «четверка» с воздушным охлаждением быстро попала в ряд спокойных, удобных и легко управляемых скоростных спортивно-туристических мотоциклов. Она была красива, имела защитный обтекатель и максимальную скорость 241 км/ч В большей части диапазона мощност ей она давала немедленное у скорение почти при любых оборотах двигателя. Это было еще справедливее для созданного в 1986 г. <<1<J1200» с 16-клапанным 1188-кубовым двигателем В 1990 г. фирма «Ямаха» ввела дальнейшие усовершенствования, в том числе резиновые прокладки под двигатель и антиблокировочные тормоза. Эго поддержало популярность «FJ» на более чем десять лет его производства.
Я ВНИЗУ.
У «Ямахи XS1100» (7978 г.) при мощном четырехцилиндровом двигателе было слишком слабое гиасси.
■ ВВЕРХУ. Эдди Лоусон на YZR500- выигрывает ТТ Нидер /андов в 1986 г. на пути ко второму из трех своих чемпионских титулов. |
щ «ЯМАХА YZR500»
«YZR» фирмы «Ямаха» на рубеже 90-х гг. побеждал в гонках на Гран - при в іслассе 500 см3. За 1984—1993 гг. он шесть раз становился чемпионом мира. Эта машина і in ка зала превосходство мотоциклов V4 с рамами «ROC» и «Харрис». Работа японских фирм над машинами V4 (500 см3) началась в 1982 г. с «OW61» Кении Робертса с дисковыми клапанами.
ЯМАХА YZR500» (1991 г.)
|
Міен |
Я СЛЕВА.
Шесть мировых титулов YZR500» за десять лет после его появления — вот успехи этого мотоцикла в гонках на Гран-при.
■ СЛЕВА. Уэйн Рэйни (№17) опережает Эдди Лоусона (№3), чтобы сделать хет-трик д. ія «Ямахи». |
«YZR» с пластинчатыми клапанами в картере коленчатого вала появились в 1984 г. вместе с моделью «OW81». Двигатель имел два коленчатых вала, соединенных зубчатками. Эта конструкция болыпе похожа на «W4». Ее приняли гакже «Сузуки» и «Кагива», и толі. ко «Хонда» предпочла ей подлинную «четвер icy ».
Мощность машин «YZR» с годами постепенно росла и у современных двигателей типа «Биг Бэпг» превысила 132 кВт (180 л. с.). Конструкция шасси оставалась неизменной от Гран-при - 500: мощная сдвоенная дюралевая рама с подвесками от «Олинс», сп е циал или рапа* шой шведской фирмы, которую купила «Ямаха».
Во многих сезонах «YZR» были не самыми быстрыми на прямых, по их послушность, надежность и универсальност ь позволяли перпепстповать на многих трассах, особенно в руках таких звезд, как Эдди Лоусон и Уэйн Рэйни, выигравших каждый но три мировых чемпионата.
І Іесомненно, лу чшими из гоночных мотоциклов 70-х гг. были «TZ» фирмы «Ямаха», от двухцилиндрового «TZ250» до четырехцилипдрового «TZ750». После выигрыша своей первой гонки в классе 750 см3 в 1974 г. «четверки» десять лет преобладали в Формуле-750. Быстрые и надежные, «TZ750» выиграли четыре титула в Формуле-750 и смогли принести Криму7 Кросби победу иод Дайтопой в 1982 г. Агостини в 1975 г. выиграл первый чемпионат мира в классе 500 см3 на «Ямахе» с четырьмя цилиндрами в ряд, покончив с господством четырехтактных «МВ». Больше всех преуспел Кенни Робертс, сделавший в 1978—1980 гг. четыре чемпионских хет-трика.
В первых годах XX к. фирменная марка «Зенит» была ведущей. Фирма прославилась своей популярной моделью «Градуа» с так называемой «кофемолкой» — коробкой скоростей, переключаемой длинным рычагом. В Ж)-е гг. фирма «Зенит» кііі ііускала одноцилиндровые машины с двигателями «Вильерс» и «ДЖАП», но с началом Второй мировой войны производство прекратилось.
Одна из крупных германских фирм — «Цюндап», — основаним в 1917 г., сначала изго товляла детали для винтовок. В числе ее удачных мотоциклов были многие рядные «двойки», например «KS750», широко применявшийся германской армией во Второй мировой войне, а также «Зеленый слон» — спортивная модель «KS601» 1951 г. В 60-70-е гг. «Цюндап» преуспевал, выпуская удачные мотоциклы для внедорожных гонок и двухтактные родстеры. Однако в начале 80-х гг. их сбыт резко упал. Стефан Дорфингер выиграл на «Цюндапе» (80 см4) мировой титул в 1984 г., но на следующий год фирма ликвидировалась.
■ ВВІ-РХУ Француз Кристиан Саррон на «двойке» «Ямаха Г/- выигрывает чемпионат мира 1984 г. в tctacce 250 см1. Я СПРАНА И НА ВРЕЗКЕ. Кении Робертс выигрывал мировые титулы для «Ямахи» как гонщик, а чаще — как менеджер. |
[1] Італіїю на Международных шестидневных соревнованиях по трайлу в 80-е гг. Лучшие родстеры фирмы были четырехтактными одноцилиндровыми 500 см3. Мотоциклисты особенно любили «Сатурію» за его чистый, красивый дизайн и хорошую скорость.
«Сатурно» был разработан п появился на гонгах перед самым вступлением Италии во Вторую мировую войн); но только в 1916 г. его запустили в производство в спортивном, туристическом п гоночном вариантах. У ранних моделей были вилка с перекладиной и собственная конструкция задней і юдвески — горизонтальные пружины в трубах с фрикционными демпфорами. Телескопи ческие вилки и вертикальные амортизаторы ввели в начале 50-х гг. Мотоцикл быстро стал популярен