«ИндИАН»
Я ВВЕРХУ. Мощность и изящество нового двигателя с боковыми клапанами фирмы «Индиан» отразились в названии мотоцикла: «Пауэрплюс» («Более мощный»). |
■ ВНИЗУ. «Пауэрплюс» 1918 г. очень mclho отличался от модєііи, выпущенной двумя годами раньше. |
Фирму «Индиан» основали в 1901 г. два бывших велогонщика — Джордж Хснди и Оскар Хедстром. В доме Чепди в Спрингфилде (США) они начали делать одноцилиндровые мотоциклы мощностью 1,8 кВт (1,75 л. с.). Машина оказалась удачной, и в течение десяти лет продажа бурно росла. В 1904 г. появился так называемый «Ипдиаи с алмазной рамой», с двигателем фирмы «Аврора» из города Иллинойс (США). Мотоцикл был гемно-красным, и этот цвет стал для фирмы традиционным. Выпускалось уже более 500 машин в год, а в 1913 г. их было продано 13 ООО.
В 1907 г. фирма «Ппдиап» построила свой первый V2 и в последующие годы успешно участвовала в гонках, побивая рекорды. Один из лучших гонщиков фирмы — Эрвин Бейкер, по прозвищу Каннибал, установил много рекордов па длинных дистанциях. В 1914 г. он на * Индиане» пересек США от Сан-
«ИНДИАН ПАУЭРПЛЮС» (1<П8 г.)
|
Диего до Ньго-Иорка за 11 дней,
12 часов и 10 минут. Потом Бейкер пересел па «Пауэрплюс», выпущенный в 1916 г. Этот V2 под углом 42°, с боковыми клапанами и объемом цилиндров 1000 см3 был мощнее и бесшумнее предыдущей модели при максимальной скорости 9(5 км/ч. Он имел большой успех и как родстер, и как основа для гоночных мотоциклов. Модель производилась до 1924 г. с небольшими изменениями.
■ СЛЕВА. В1904 г. темно - красный, отличии сделанный одноцилиндровый «Индиан» достиг асорости 48 юн ч. |
Я ВНИЗУ. Этот «Индиан V2 1 913 г. был одним їм первых мотоциклом с расположением клапанов типа F (впуск над выпуском). |
t |
Успехи в соревнованиях способствовали быстрому росі у фирмы и подгоняли технический прогресс. Один из лучших ранних успехов фирмы «Индиан» пришел в 1911 г., когда в ТТ на острове Мэн ее гонщики Іодфри, Франклин и Мурхауз заняли три п( рвых места. Звезда фирмы «Индиан» Жак де Розье установил много рекордов скорости как в США, так и в Брукленде (Англия) и выиграл около 900 гонок на треке и на шоссе. Он ушел из фирмы «Ипдиап» в «Эксцельсиор» и погиб в 1913 г., столкнувшись на гонке с Чарлзом Ьэлком, по прозвищу «Неустрашимый», который позже стал лучшим гонщиком фирмы «Индиан». Завод, выпускающий «Индиан», приостановил работ); когда мимо проследовала похоронная процессия с погибшим де Розье.
■ СПРАВА.
Мощные восьмиклапанные гоночные «Индианы» имели большой успех на треках США в 1916 г.
I
Мотоциклы V2 «Скаут» и «Чиф» появились в начале 20-х гг., когда фирма «Индиан» могла считаться к] >} пиейшим производителем мотоциклов в мире. Обе модели принесли фирме наибольший успех. Разработанные Чарлзом Б. Ф| эанклиттом средний «Скаут» її более крупный «Чиф» имели двигатели V2 под углом 42°. Обе
■ ВВЕРХУ.
ИИДИДН ЧИФ - (1947 г.)________________ Двигатель с возд иным охлаждением, 4 іслашши сбоку, V2 под углом 42° Объем цилиндров J 21)1) см'л («2,Г> X 113 мм) Мощность 29,4 кВг (40 л. с.), 66,7 Гц (4000 об/мин) Man а 245 кг (сухой) A lax сим ал ь я ая скорость 136 км/ч |
«Биг Чиф» (1200 см1) появился в 1923 г. и cpujy же стал продаваться лучше, чем меньшая Modejih «Скаут».
Я СПРАВА.
Почти все двигатели «Индиана» V2, в том числе и этот 1200-кубовый, име>ш угол 42° между цилиндрами.
Я ВНИЗУ.
У этого «Чифа» модели 1947 г. со «счастплиаым талисманам» на переднем щитке двигателя более лаконичный дизайн.
I I |
178 г і
І
■ ВНИЗУ СПРАВА. Военный «Скаут» модели «741» успешно применяли во Второй мировой войне. |
■ ВВЕРХУ, ДАЛЬШЕ СПРАВА. «Скауты» много лет успешно участвовали в гонках и обгоняли классические модели. |
■ СПРАВА. «Скаут Пони» (500 см1), здесь модели 1939г., предназначался для обучения начинающих гонщиков. |
модели завоевали репутацию прочных и надежных. На фирме сложилась даже поговорка: «Ускользну ть ты не надейся от разведчика-иидейца («Индиан Скаут») и от старого вождя («Индиан Чиф»), Старых скал они прочнее, лупят молота сильнее и снимают скальп с «Харлея».
У первого «Чифа» 1922 г. был 1000-кубовый двигатель - почти как у «Пауэрплюса». Чуть позже объем его цилиндров увеличили до 1200 см3. С годами в эти модели
внесли много
усовершенствований, в 1928 г. ввели передний тормоз. В 1930 т. фирму «Индиан» купил И. Пол Дюпон, «король красок», и в 1934 т. мотоциклы выпускались уже не менее чем в 24 расцветках.
У «Индиана» этого периода была красивая надпись па бензобаке. Огромный завод в Спрингфилде, выпускающий эти мотоциклы, назвали «Вигвам». В рекламе широко использовали национальный дизайн индейцев.
В 1940 г. все модели были снабжены большим, широким щитком с маркой «Индиан»,
а «Чиф» получил новую, упругую раму: Она была лучше жесткой кормы сопсрпика-«Харлея». «Чифы» 40-х гг. были красивы, удобны и развивали скорость 136 км/ч в стандартном и более 160 км/ч в усиленном вариантах, хо тя их возросшая масса затрудняла разгон. В 1950 г. цилиндры двигателя V2 были увеличены до 1300 см* и введены телескопические вилки. Но финансовые затруднения привели к сокращению производства, и в 1953 г. выпуск «Чифов» прекратился.
Первоначальный объем цилиндров двигателя (596 см3) на «Скауте» в 1927 г. увеличили до 745 см3. «Скаут» боролся с «Чифом» за место модели №1 в программе фирмы «Индиан». Самым прославленным вариантом был «Скаут 101» 1928 г. с новой, более низкой рамой, улучшившей управляемость. Н 1932 г. гга «Скауте» поставили для снижения цены массивную раму «Чифа», но она была не такой удачной. Во Второй мировой войне использовали много «Скаутов», однако с возвратом к мирном)' производству в 1946 г. их выпуск сократился. В 1948 г. фирма «Индиан» произвела всего 50 машин «Дайтона Спорт Скаут», на одной из которых Флойд Эмде победил в ежегодной гонке «Дайтона 200 миль (322 км)».
В период 1932—1941 гг. выпускали также уменьшенную 500-кубовую модель под названиями «Скаут Пони», «Юный скаут» и «Три четверти».
» |
*ч «Индиан |
Я «ИНДИАН ФОР »
Я ВНИЗУ. Этот удобный «Фор», выпущенный в 1941 г., имел улучшенные вилки и нож ное переключение передач. |
«Индиан Фор» («четверка») — один из самых известных американских мотоциклов, хотя при его создании особенно большого у спеха не ожидали. В 1927 г. фирма «Индиан» построила завод «Эйс» для производства рядных 1265-кубовых «четверок», и первый «Индиан Фор» был просто «Эйс» с уменьшенными колесами и символикой «Индиана».
В последующие годы конструкцию «Индиана» улучшили за счет переднего тормоза, новых вилок и повой рамы, а в 1936 г. ввели модель «Фор 436». Известный тсатс «перевернутый вверх дном» из-за измененного расположения клапанов, «Фор 436» оказался ненадежным и недолговечным.
В 1938 г. фирма «Индиан» вернулась к прежней конструкции двигателя и внесла другие улучшения. «Фор» начала 40-х гг. при мощности 29,4 кВт (40 л. с.) шел очень спокойно со скоростью до 144 км/ч. Но машина была дорогой, задний цилиндр перегревался, и она поглотила деньги, которые фирма могла бы успешнее использовать на разработку V2 с верхними клапанами в пику «Харлею 61Е». В'1943 г. выпуск «Фора» прекратился.
Двигатель |
с воздушным охлаждение* vi 8 клнікіїїои сбоку, продольная «четверка» |
Объем |
|
иилиндрпи |
1256 см-’ (69.9 х 82,5 мм) |
Мощность |
29,4 кВт (40 л. с.), 83,3 Гц (5000 об/мин) |
Масса |
255 кг (сухая) |
«ИНДИАН ФОР> (1942 г.) |
Максим алъная /корость 144 км/ч |
■ СПРАВА, НА С. 181.
В 40-е гг. ветровое стекго было популярной принадлежностью как «Фора», таки -<Чифа».
■ ВНИЗУ СЛКНА.
Двигатель «четыре в ряд>•> бы, ч красив, работал ровно, по часто перегревался.
ДРУГИЕ МАРКИ |
Я «ДЖЕЙМС» Начав в XIX в. с производс тва велосипедов, фирма «Джеймс» в Бирмингеме (Вел и к< юритания) в 30-х гг. выпустила мотоциклы — четырехтактные одноцилиндровые и большие V2. В 60-х гг. она переш, а на двухтактные 250-кубовые машины: одноцилиндровый «Коммодор» и его двухцилиндровый і реемник «Суперсвифт». Фирма строила также немало мотоциклов для трайла, и ее команда много лет участвовала в соревнованиях. В 1963 г. «Джеймс» влился в «АМС» и прекратил производство через три года, когда эта группа рухнула. |
■ ВВЕРХУ. «Суперсвифт» (1962 г.) с двухтактным 250-кубоиым двигателем «Вилъерс» был одним из последних и лучших родспгеров фирмы «Джеймс». |
■ ВВЕРХУ. Этот двухтактный 350-кубовый мотоцикл середины 60-х гг. — типичная «Ява, недорогая и странная на иид. |
В конце 40-х гг. решение фирмы «Индиан» создать вертикальную «двойку» среднего веса также привело к неудаче. Вертикальное расположение цилиндров оказалось ненадежным и непопулярным, и завод в Спрингфилде в 1953 г. закрылся. Фирма стала импортировать английские «Роял Энфилд» и продавать их под маркой «Индиан». С 1960 г. Фирма' «Индиан» еще несколько лет продавала мотоциклы «Матчлес» и наконец ликвидировалась.
В конце 60-х и в 70-х гг. название «Индиан» использовали также для продажи малых и тальянских мотоциклов. Потом две фирмы США заявили права на это название и решили выпустить новый V2. Это окончилось ничем, но в 1994 т. марку «Индиан» приобрел австралийский предприниматель Мориц Хайм-Лэнгридж. Он пригласил в консультанты новозеландского инженера Джона Бриттена и объявил, что к 1998 г. начнет в США производство серии родстеров V2.
Я «ЯВА»
«Ява» возникла в 1929 г. в Чехословакии и до войны строила шоссейные и гоночные мотоциклы. Производство возобновилось после 1945 г. в кооперации с «С/». Кроме простых двухтактных родстеров, «Ява» после слияния с «Эсо» в 1962 г. строила также много очень удачных трековых машин.
Я «КАХЕНА»
Бразильская «Кахена» в начале 90-х гг. выпустила на растущий рынок Южной Америки огромный туристический мотоцикл с рядной «четверкой» мощностью 36,8 кВт (50 л. с.) от автомобиля «VW».
t
■ КНИЗУ.
Мощная силовая передача «Н1» и его упругая рама позволшіи быстро овладеть рынком.
■ С J1 КВА. Высокие ручки руля и обтекаемый дизайн отличали этот <Н1-П», предназначенный для рынка США. |