«БСА ГОЛД СТАР DBD34»
1
я ВНИЗУ. Эта газетная карикатура 30-х гг. изображает «Саопер» в нелестном виде. |
Я СЛЕВА.
В гиды Второй мировой войны д, ш армии было выпущено более 125 ООО мотоциклов «БСА М20» с одним щыипдром объемом 500 см*.
Я НИЖЕ СЛЕВА, Этот внедорожник «Іолд Стар ' ими і успех на
Международи ы х шестидневных соревнован иях 1954 г.
Я В САМОМ НПЗУ. "Слоперы», как эта модель начала 30-х гг., бъии изящны, не очень шумны и ра. юипали скорость до 104 км/ч.
За это его прозвали «Слопер» — «Бодун». Выпущенный с 500-кубовым двигателем в 1927 г., а позднее и с 350 и 595-кубовыми двигателями, «Плоттер» был изящной, совершенной и очень мало шумящей машиной. Отт быстро стал популярен, и за 10 лет производства его часто модернизировали.
Вторая мировая война полностью загрузила фирму. Несмотря на ущерб от тяжелых бомбежек, унесших жизни 53 рабочих, «БСА» выпустила огромттое количе тво мотоциклов и винтовок.
Любимым детищем «БСА» был знаменитый одноцилиндровый «Іолд Стар», прославившийся в 50-е гг. и как родстер, и как гоночная машина для шоссе, мотокросса и трайла. І Іервоїтачальїто это был 500-кубовый «Эмпайр Стар», на котором в 1937 г. Уолтер Хэндли выиграл «Бруклендскую Золотую звезду», преодолев сложи}то трассу со скоростью более 160 км/ч. 11о этому случаю моделі, переименовали в «Іолд Стар» («Золотая звезда»). Когда началась война, модель переработали — сначала в 350-кубовую. Выпускали различные модификации, от 13,2 кВт (18 л. с.) для трайла до 22 кВт (30 л. с.) для трековых гонок. К каждой машине прилагался заводской сертификат с указанием мощности.
Многочисленные модернизации поддерживали ведущее положение «Іолд Отар» в 50-е гг. В 1956 г. появилась 500-кубовая модель «DBD34»
с удобными ручками руля, полированным бензобаком и отличным двигателем. Открыто установленный карбюратор «Амаль» и изогнутая назад выхлопная труба обеспечивали матссимальттуто скорость 177 км/ ч. «Голд Стар» завоевала ТТ тта острове Мэн и побеждала на многих неофициальных гонках. Эту модель вытекали до 1963 г.
■ ВНИЗУ. (г /6-кубовые «А10 » середины 50-х гг. были большим коммерческим успехом фирмы БСЛ». |
Фирма выпускала два оспоттых инда мотоциклов с двумя рядными цилиндрами: 500-кубовый «А7», появившийся в 1946 г. и через пять ют модернизированный,
п 650-кубовый «А10», вышедший в L950 г. Оба вида в 50-е гг. продавались во многих модификациях и прославились скорее малым расходом горючего, дешевизной и надежностью, чем красотой или отделкой. В 1962 г. их сменили 500-кубовые «А50» и 650-кубовые «А65» с новыми конструкциями двигателя п коробки передач.
Первым «А10» был «Іолден Флэш» («Золотая молния»). Его 35-сильиый двигатель (25,7 кВт) с одним распределительным валом обеспечивал скорость до 160 км/ч. И J 954 г. его плунжерную заднюю подвеску заменили рычажной.
X > > о |
(650 |
см3) «Голден Флэш» |
(1958 г.) |
||
Двигатель |
с воздушным охлаждением. |
|
2 п; |
цпьчлгльпых |
|
цилиндра. |
||
1 1C. л |
іапана с толкателем |
|
Оьы'м |
||
цилиндров |
646 |
см4 (70 х 84 мм) |
lovumnn |
ь 25 icRi (34 л. с.). |
95.8 Гц (5750 об/мин) |
|
Масса |
195 кг |
М а кги. ч ал ь паи |
|
скорость |
154 км/ч. |
Затем появились «Суперфлэт» и «Род Рокет» с несколько увеличенной мощностью и скоростью, а в 1958 г. — 32-киловаттпый (43 л. с.) «A10S», «Суперрокет» со скоростью до 168 км/ч.
Самым лучшим и редким в этой серии был «Рокет Іолд Стар», выпущенный в 1962 г. Он имел немного улучшенный двигатель от «Суперрокета» на раме
■ ВНИЗУ. Последняя рядная «двойка» «БСЛ>- — «Рокет Голд Стар» модели 1963 г. |
и ВВЕРХУ. Самая малая «двойка» «БСА» — «А7» .500 см3— была похожа на этот <1 Путине Стар» (модель 1956 г.). |
одноцилиндрового «Іолд Стара». Вилки, тормоза и колеса были также от «Іолд Стар», равно как и коробка передач, подножки и выпускная система. В результате скорость «А10» повысилась и управляемость улучшилась.
В последние годы был создан «Супер рокет», уже со специально разработанными деталями.
ІІОСЛЄДПИМ большим роде тс ром «БСА» был трехцилиидровый 750-кубовый «Рокет Три», появившийся в том же 1969 г., что и « Ірі іумф Ірайдеігг». Обе модели — с двигателем 42,7 кВт (58 л. с.), только в «Рокет Три» он наклонен на 15° в раме с двойной нижней трубой. Как и «Трайдент», «Рокет Три» был хорошим, быстрым мотоциклом, но из-за финансовых трудностей фирма «БСА» прекратила его производство в 1971 г. Фирму' поглотила новая компания — «1 Іор'гон Бильерс Триумф», и последняя партия трехцилипдровых машин, уже под маркой «Триумф», была выпущена в 1973 г. заводом, принадлежавшим ранее «БСА».
■ СЛЕВА ВВЕРХУ НА С. 122.
Для 60-х гг. этот двухцилиндровый «A65L» dciecLi хорошие показатели.
и СЛЕВА.
Джон Купер одержані несколько прекрасных побед на трехщипшдровом «БСА» (объем ишиндров 750 см3).
Т-1 ■ ВНИЗУ. ■ В САМОМ НИЗУ.
« у » Сердцем «Ьуяла» был двигатель «Харлея» V2 «RS1200» был хорошим спортивным
с объемом 1200 см3. мотоциклом с двигателем «Харлея».
■ «БУЛЛ RS 1 200» Длительное нежелание фирмы «Харлей-Дэвидсон» выпускать спортивные мотоциклы привело к том); что многие мелкие фирмы и мастерские стали производить свои машины с двигателем «Харлея» V2. Среди них был Эрик 1»улл, бывший гонщик и инженер «Харлея». Он создал новаторский мотоцикл «RR1000», имевший в 8()-е гг. успех в гонках двухцилиндровых машин. За ним в 1989 г. последовал «RS1200», лучший из всех выпускавшихся до того 1200-кубовых спортивных мотоциклов с двигателем V2.
Основой «Ьулла» была рама пз стальных груб, на которую двигатель опирался через резиновые прокладки.
-БУЛЛ RS120Q.. (1989 г.)
|
И гальянские вилки «Марзотти» сочетались с задним амор тиза тором, установлен і іьім горизонтально позади двигателя. Мотоцикл мчался со скоростью 193 км/ч и был хорошо управляем, по высокая цепа ограничивала его сбыт. В 1993 г.
■ СПРАВА.
Мотоцикл «RS1200» с мотором «Хар, іея» успешно выступа. а в гонках по извилистым дорогам.
Я ВНИЗУ.
Л |
«S2 Тэндерболт» Булла был разработан и продавался совместно с фирмой «Харлей- Дэвидсон».
фирма «Харлей-Дэвидсон», ища выход на спортивный рынок без затрат па исследования и разработку, купила 49% акций фирмы, которая стала называться «Бэлл Мотосайкл Компани».
R 1994 г., перебравшись на больший завод близ Милуоки, новая фирма Булла выпустила
свой первый мотоцикл «S2 Тэндерболт». На нем тоже стоял спортивный двигатель «Харлея», а рама «RS» была немного изменена. Пе ре рабо ганное оформление, новые детали и свободный выхлоп сделали его лучшим и быстрейшим «Буллом». Важно и то, что новый уровень производства позволил снизить цену; а Булл полу чил доступ к разработкам, финансам и маркетингу «Харлея». Он планирует увеличить экспорт и создать новые модели, в том числе родстер «VR1000», с двигателем «Харлея», имеющим водяное охлаждение.
ДРУГИЕ МАРКИ
и «БУЛТАКО»
В 1958 г. Франциско Ьулто вышел из фирмы «Монтеза», соучредителем которой был, и основа.1 возле Барселоны (Испания) фирм' «Бултако». Она выпустила в 60-х гг. ряд малых двухтактных гоночных мотоциклов, которые одержали много побед в Гран-при. В числе родп ерол был «Мстралла» с объемом цилиндров двигателя 250 смн и скоростью свыше 160 км/ч. Фирма «Бултако» специализировалась также па внедорожных машинах. В 1969 г. Сэмми Миллер на двухтактном «Шерпе» выиграл Шотландские шестидневные соревнования по трайлу. После учреждения в 1975 г. мирового чемпионат» по трайлу мотоциклы фирмы «Бултако» побеждали в нем пять лет подряд.
В дорожных гонках Ангел Нието ■ СЛЕВА. Ангел Нието выиграл для «Бултако» два мировых чемпионата в классе 50 см7.
Я СЛЕВА ВНИЗУ.
В числе звезд «Бултако» по трайлу был чемпион мира Ииро
Вестеринен.
и Рикардо 1( рмо завоевывали все четыре титула в классе 50 см3 до 1981 г. I (о после этого ряд забастовок подорвали силы фирмы и производство вскоре прекратилось.
■ «КЭБТОН»
г)то одна из многих японских фирм, создававших в 50-е гг. мотоциклы на основе английских одноцилиндровых и параллельных двухцилиндровых двигателей.
В ()0-е гг. «Кэбтон» выигрывал много гонок.
■ RBF. PXy. Джон Кичински выигрси Гран-при США a 1993 г. и был вторым в чемпионате 199-1 г. |
»
І Іервая половина 90-х гг. была удачной для «Кагивы» 500 см І Італьяітская команда, бросившая вызов мощным японским фирмам, выиграла Гран-при в этом классе в 1992 и 1993 гг. В1994 г. Джон Кочински на ярко-красном 500-кубовом «V4» пришел вплотную за лидером в мировом чемпионате. Но после выигрыша Гран-при среди сообщений о финансовых трудностях її гальянских фирм, в том числе «Дукати», «МВ Агу’ста», «Морини» п Хускварна», появилось название повой фирмы, набирающей рост: «Кагива».
Гоночные машины всегда были страстью владельцев «Кагивы» — братьев Клаудио и Джанфранко Кастильони. Но с 1978 г., когда фирма обосновалась на заводе и Варезе, принадлежавшем до того «Азрмаччи», она выпустила несколько впечатляющих моделей родстеров. Быстрый рост < Кагивы» был основан на
КАГИВА С593» (1993 г.)
|
Максимальная скорость 306 км/ч. |
125-тсубовых двухтактных машинах, лучшей из которых признана гоночная «Мито» — легко управляемая и постоянно модернизируемая модель со скоростью до 160 км/ч.
Среди более мощных машин «Кагивы» были «Элсфанты» с объемом цилиндров двигателя 900 и 750 с м3 для трайла. Модификации э тих машин имели успех в гонках по пустыне. Отказ фирмы ОІ у час тия в Гран-при 1995 г. позволил вложить силы в разработку новой серии супер-мотоциклов с объемом цилиндров двигателя 750 и 900 см для шоссейных и трековых гонок.
ДРУГИЕ МАРКИ
■ СЛЕВА. 30-сильный (22 кВт) гоночный. мотоцикл «Телстар» фирмы «Коттон» с одноцилиндровьш двигателем «Вилъерс» (середина 60-х гг.). и ВНИЗУ СЛЕВА. Звезда троила Дэйв Торп на nomouuKjie «ССМ» (250 см3) в 1979 г. |
В 60-е гг. эта португальская фирма начала выпускать малые двухтактные мотоциклы с двигателями «11,юндап». С тех пор фирма расширила свой завод и продолжает производить мотоциклы, в основном 50-кубовые, для внутреннего рынка.
Эта английская фирма сначала выпускала большие одноцилиндровые кроссовые мотоциклы на основе «В50» фирмы «БСА». В 70-е гг. она вошла в состав «Армстронг Ка». В середине 80-х гг. основатель «ССМ» Алан Клюс снова выкупил фирму и стал производить кроссовые и трайловыс мотоциклы с двигателем «Ротакс».
■ «КОТТОН»
Основная продукция фирмы в 50—60-е гг. — малые родстеры с двух тактными двигателями «Вильерс». Иногда — участие в гонках. Так, на ее машине Ст:-»нли Вудс выиграл Т Г на острове Мэн в 1923 г.
Известная своим 1000-кубовым двигателем V2 с верхним распределительным валом, фирма «Циклон» начала выпуска ть в 1913 г. мотоциклы, которые выиграли много гонок. По родстеры этой американской фирмы не принесли прибыли, и через несколько лет она прекратила их производство.
■ «43»
Эта чешская фирма начала выпускать мотоциклы в 30-е гг.
В 60-е гг. ее одноцилиндровые двухтактные машины выиграли несколько мировых чемпионатов по мотокроссу. После войны фирма «43» была национализирована и выпускала в со трудничестве с «51 вой» практичные родстеры.
С 1992 г. «43» контролируется «Кагнвой».
*. • ■ ВВЕРХУ. «Мито» фирмы «Кагива», модель 1994 г. Двигатель двухтактный 22 кВт (30 л. с.), рама из дюрсиевых профилей и дизайн по типу «Дукати 916». |
Я СЛЕВА, НА С. 126.
Мотоциклы «Кагива» V4 (500 см3 ) были самыми изящными, но не самыми быстрыми в своем классе.
Я СПРАВА.
«Элефангп 900» фирмы «Кагива» с двигате^гем V2 «Дукати» — сложный трайловый мотоцикл.