Гран-при 500 см3
■ СПРАВА. Джон Сэртпис открыл эру господства «МВ Агусты» на мировых чемпионатах в классе 500 см3 в 1956 г., получив первое из своих чемпионских званий для этой итальянской фирмы. |
Я ВНИЗУ. «АЖС Поркьюпайн» был первоначально разработан с наддувом, но в варианте без продувки принес Лесли Грэхему титул чемпиона в классе 500 см3 в 1949 г. |
Гран-при в классе 500 см3 — самые престижные гонки на мотоциклах.
И наше время их победитель считается лучшим мотогонщиком мира. Мощнейшие и быстрейшие 500-кубовые мотоциклы всегда привлекают наилучших гонщиков, наибольшие затраты, наивысший интерес и самую большую рекламу.
Сейчас победители гонок в классе 500 см3 становятся подлинными чемпионами мира, потому что в них участвуют звезды из Австралии, США, ргептипы и других далеких стран. Положение было совсем иным в 1949 г., когда мировой чемпионат был впервые организован «Континентальным цирком» — группой гонщиков, которые со своими мотоциклами и небольшим набором запчастей в маленьких автофургонах объезжали Европу и проводили гонки от случая к случаю.
Первым победителем стал Лесли Грэхем на английском двухцилиндровом «АЖС Поркьюпайне». Через два года победил Джеф Дюк на одноцилиндровом «Нортоне». Но потом до начала 70-х гг. в этих гонках господствовали многоцилиндровые
итальянские четырехтактные машины, сначала «Джилера», одержавшая шесть побед, в том числе хет-трик в 1953—1955 гг., а затем «МВ Агуста».
Красные с серебром машины «МВ» установили рекорды, которые едва ли будут повторены. Они выиграли в классе 500 см3 последовательно 17 чемпионатов в 1958—1974 гг. На них было завоевано в целом 38 званий чемпионов мира среди гонщиков и 37 — среди производителей. Так называемые «Галларэйт Файр Энджине» побеждали в чемпионатах с Джоном Сэртисом в 1956 г. и затем, после годичного перерыва, снова с Сэртисом, Гэри Хокингом и Майком Хейлвудом, выигрывавшим четыре года подряд.
Соревнование между многочисленными итальянскими фирмами было активным до середины 50-х гг. Но «Мондиаль», «Мото Гуцци» и «Джилера» сошли со сцены в 1957 г. «Гуцци» так и не реализовал
Я ВНИЗУ. Гуцци • ушел из борьбы за Гран-при, прежде чем его легендарный V& снятый здесь в музее фирмы, сказал свое слово. |
■ ВНИЗУ. Джакомо Агостини был 8 лет чемпионом в классе 500 см3 и 7 лет — в классе 350 см?, став самым удачливым гонщиком на Гран-при. |
Я СЛЕВА. Четырехцилиндровая «Джилера> изменила лицо гонок на Гран-при в классе 500 см3, завоевав шесть титулов и подготовив увлечение фирмы «МВ Агуста» такими машинами. |
Я ВНИЗУ. Изменившееся лицо борьбы в классе 500 см3 отразилось на этом снимке 1975 г.: Бэрри Шин на двухтактном «Сузуки» настигает Фіиіа Рида, мчащегося на четырехтактной <МВ Агусте». |
полностью потенциал своей сверхбыстрой модели с двигателем V8. Вызов следующей разработке «МВ» пришел от Майка Хейлвуда, который в 1966 г. перешел к «Хонде» и дважды отобрал у Агостини титул, уже завоеванный им в то время. Но потом «Хонда» оставила гонки, и Агостини семь раз подряд стал чемпионом для «МВ».
Фил Рид захватил первенство для «МВ» в 1973 и 1974 гг., однако на горизонте уже маячили японские двухтактные машины. По иронии судьбы итальянский герой Агостини вырвал первое место для «Ямахи». Кончились годы господства «Агусты», и двухтактные двигатели стали ведущими в гонках Гран-при в классе 500 см3.
■ СЛЕВА. 11/иничи Ито («Хонда», 7), Александр Бэррос («Сузуки», 6), Дэрил Битти («Ямаха», 3) и Дуг Чандлер («Кагиоа•>, 10) борются за честь своих фирм на Гран - при в Италии в 1994 г. |
Я ВНИЗУ. Кевин Швани, чемпион мира 1993 г., вернулся спустя два года после успеха па Гран-при, одержав. иного побед, по и получив много травм. |