Спорт на двух колесах
Олимпийский девиз: «Быстрее, выше, сильнее» — вполне применим к соревнованиям на мотоциклах.
Едва ли не со времен появления самых первых мотоциклов люди стали спорить, кто проедет быстрее, а кто дальше, кто поднимется на
более высокую вершину.
Мотоциклисты соревнуются и на скорость. Чемпионов выявляют соревнования не только на двухколесных и на трехколесных машинах. Соревнуются на выносливость — как на 24-часовых шоссейных гонках, так и на трехнедельных ралли Париж—Дакар. Но самыми волнующими и для гонщиков, и для зрителей остаются все же гонки
мотоциклов на скорость.
Это справедливо в любой стране мира и на любых дорогах — от гладких, с искусственными виражами в Дайтоне до песков пустыни Байя, от овальных ледяных треков до скверных дорог на острове М;)п.
■ СПРАВА. НА С. 67.
Ранние гонщики |
Эдди Хагии, гонщик на «Топ Тексоне», позирует в 1911 г. рядом с новым «Индианом», у которого был V-обрат, и двигатель с 8 клапанами. Позади — первый крытый мотодром. Годом позже Эдди и семеро других гонщиков погибли в аварии возле Ньюарка (США).
■ ВВЕРХУ. На этом снимке видны ширина и уклоны Бруклендского бетонного трека, по которому мчится машина «Зенит», ведущая в гонке мотоциклов с колясками в 1913 г. |
В конце XIX в., когда мотоциклетные гонки только начинались, гонщики боролись не столько друг с другом, сколько с хрупкостью своих несовершенных машин, а часто и с ужасными дорогами. Многие ранние гоночные мотоциклы были трехколесными, некоторые — с двигателями объемом до двух литров. Іонщики соревновались к изнурительных междугородных марафонах на мотоциклах без амортизаторов, а их защитной одеждой были шерстяные джемперы, брюки - гольф, прочные ботинки и кепки.
Я СЛЕВА. Секундомер включен! Гонщик Дэвис на «Солнечном луче» стартовал от Карфилли в Уэльсе для подъема па холм. Это была популярная ранняя форма соревнований. |
Европа породила не только мотоциклы, но и мотогонки. Первые большие гонки Париж—Руан состоялись в июле 1894 г. Следующий год увидел первые состязания в Италии и США. Другие соревнования на рубеже двух псков включали в себя гонки Париж— Вена и Париж—Мадрид. В самом начале
РАННИЕ ГОНЩИКИ |
■ СПРАВА. Малдвин Джонс, гонщик фирмы «Флаинг Меркель», занявший второе место в гонке на 480 км возле Саванны (США) в 1913 г. Я ВНИЗУ. Эти «Индианы» с двигателями V2, без амортизаторов и тормозов, с шинами, склонными соскакивать с ободов, развивали скорость до 160 км/ч. |
А |
■ ВВЕРХУ СПРАВА. Рэм Фаулер преодолел технические трудности и в 1907 г. выиграл первую гонку в классе двухцилиндровых машин на этом «Нортоне» с двигателем «Пежо». |
Я ВНИЗУ. На этом снимке 1913 г. три гонщика мчатся бок о бок во время Брайтонских соревнований на скорость — гонке, которая проводится и в наши дни. |
XX в. стали популярны гонки по малому кольцу. Их часто проводили на кольцевых треках с поднятыми краями, например возле Лилля и парижского Пар к-де-Принс во Франции и возле Плимута и Кристал-Пэлес в Великобритании. Первые большие международные гонки состоялись во Франции в 1904 і: Па 273-километровую трассу могло выйти не более трех машин от каждой страны. Победил французский гонщик Деметр па «Грифоне», показав среднюю скорость 72,5 км/ч, но победу объявили недействительной, так как шины соперников были проколоты гвоздями, которые подбросили зрители. 1907 г. в Великобри тании ознаменовался двумя важными событиями. Одним из них была первая гонка на Трофей Туриста (ТТ) на острове Мэи, вторым — открытие в Брукленде (графство Суррей) первого в мире искусственного гоночного трека. Бетонированный трек овальной формы и длиной 4,5 км имел два поворота с высокими и широкими уклонами. Его остатки можно видеть еще сейчас. Бруклендский трек позволял развивать высокие скорости и привлекал мотогонщиков, рекордсменов и испытателей вплоть до своего закрытия в начале В торой мировой войны. Треки с уклонами различного рода |
стали популярны в США. Большие мотоциклы фирм «Ипдиап», «Тор» и «Флаинг Меркель» с двигателями V2 кружились по узкому деревянному треку с уклонами до 60'. Это были волнующие и крайне опасные гонки, па которых профессиональные гонщики с кличками вроде Неустрашимый Бэлк и Отважный дьявол Деркум неслись голова в голову со скоростью до 160 км/ч перед толпой в 10 000 зрителей. Тонки по і рекам с уклонами прекратились в 1912 г., когда два гонщика и шесть зрителей погибли при аварии возле Ньюарка (США). |