Золотые годы
■ ВНИЗУ. «Бруф Супериор», красу и гордость 40—50-х гг., выпускали еще долго после прекращения производства таких моделей, как «SS100S». |
1 Іосле Второй мировой войны темпы совершенствования мотоциклов заметно снизились. В противоположность разнообразию ранних ле г период с 40-х до начала 60-х гг. характеризовался большим числом одно - и двухцилиндровых моделей, выпускавшихся британской промышленностью и господствовавших на рынке мотоциклов.
В те годы на дорогах задавали тон «Доминатор» фирмы «Нортон»,
< Золотая звезда» фирмы «БСА»,
< Г.-шдербэрд» фирмы «Триумф» и Веном» фирмы «Велосетта». Сейчас эти
названия вызывают ностальгию по мотоциклетной эпохе «крови и грома», когда дороги были свободны, ограничения шума и скорости куда менее строги, а езда на мотоциклах
радовала мотоциклистов отчуждением от общества.
Несмотря на отсутствие в мире мотоциклов революционных преобразований, они в э ти годы продолжал и постепенно совершенствоваться. Типичный родстер конца 40-х гг. отличался от будущих моделей отсутствием задней подвески, непродуманной перекладиной передней вилки, простым велосипедным седлом, ручным регулированием опережения зажигания и низкооборотным двигателем с малой степенью сжатия, обусловленной низкооктановым горючим военных лет. Окраска была тусклой, часто цвета хаки. Такие роскошества, как спидометр, тормозные огни и удобная седельная подушка, были редкостью.
■ СПРАВА. Модель «Чиф V-ттт» (фирмы «Ипдиан», снятая с производства в 1953 г. После этого попытки фирмы выпускать машины английского стиля с двумя параллелънглми цилиндрами успеха не принесли. |
В 50-е гг. мотоциклы изменились за счет более яркой окраски, телескопических вилок, плунжерной и рыч іжіюй задней подвески, спидометров, двойных сидений и усовершенствованного электрооборудования. Четырехтактные двигатели получили компактность, более высокую степень ежа гия и алюминиевые цилиндры для улучшения вида и снижения веса.
В середине 50-х гг. 650-кубовый «Триумф» или «БСА» с двумя цилиндрами и хорошей коляской развивали скорость до 160 км/ч.
Л ДАЛЬШЕ СПРАВА. Священник-мотоциютст преподобный Билл Шерголд, покупающий новый «Триумф», основал в 1959 г. юіуб и был выдающейся фигурой среди британских мотолюбителей в 60-е гг. |
■ СПРАВА. Этот «Нортон» с объемом цилиндров двигателя 750 см* разыгрывался в лотерее основанного в 1959 г. Лондонского югуба. Типитшя английская машина середины 60-х гг. с двумя парсылелыплми цгыиндрами. |
В Англии производители мотоциклов шли от успеха к успеху, продав в наиболее удачном 1959 г 330 ООО машин внугри страны. Хорошо продавались английские мотоциклы и в США, где собственное производство серьезно страдало из-за плохого руководства и отсутствия малых моделей. Одна из двух крупнейших американских фирм, «Ипдиан», в 1953 г. построила свой последний большой мотоцикл с V-образным двигателем, а другая, «Харлей», в 1955 г. продала меньше 10 000 машин.
■ СЛЕВА. Эти мотоциклисты, оставив повседневные заботы, отъезжают от лондонского Трафальгар - сквера расклеивать плакаты во время Недели христианской помощи в I960 г. |
Однако у английских фирм больше конкурентов было н Европе, где фирмы «ВМВ» и «НСУ» быстро восстановились после войны. В Италии фирмы «Дукати», «Гилера» и «МВ Агуста» создавали скоростные 100- и 125-кубовые спортивные мотоциклы, участвовавшие в шоссейных гонках, например Милан Гаранто и Жиро-д Итали. Росла и популярность мотороллеров.
■ СПРАВА, НА С. 17, В СЕРЕДИНЕ. 650-кубовый «Бонневилъ» фирмы «Триумф» бьиг самой известной английской двухцилиндровой машиной. Я СПРАВА, НА С. 17, ВНИЗУ. Соихиро Хонда (слева) и его компаньон Таксо Фуджисава возглавили борьбу Японии против господства Англии на рынке мотоциклов. |
У новейших моделей «Веспа» и «Ламбретта» были преимущества перед прежними в защите от непогоды и, хотя и субъективно, в стиле.
11о сравнению с ними английские соперники, в основном с двухтактными двигателями «Вильерс», продавались плохо.
Я СПРАВА.
Модель Ванна» фирмы Триумф», полностью закрытая сзади (1957 г., 35 О-кубовая «Модель 21»). Позднее эту модель выпускает с двухиил индровым двигателем, но она не приобрела популярности.
■ СЛЕВА.
500-кубовые «Веним» фирмы «Велосетта»
(I960 г.), продолжающие, английскую традицию одиогининдроеых машин.
двухцилиндровый «СВ450», который успешно конкурировал с традиционными английскими «двойками». А «Хонде» наступали на пятки фирмы «Кавасаки», «Сузуки» и «Ямаха» со своими большими мотоциклами, и английские фирмы уже ничего не могли сделать, чтобы сохранить свое лидерство на рынке.
Италия также атаковала английское господство па гоночных трассах, продолжавшееся после введения в 1949 г. мировых чемпионатов. Мотоциклы «АЖС», «Нортон» и «Велосетта», преуспевавшие в первые несколько ле г, уступили дорогу четырехцилиндровым «Гилера» и «МВ Агуста», а в легких классах — «Мото Гуцци» и «Мондиаль», которые боролись с германским «ІІСУ». На шоссе Англия в середине 50-х гг. еще лидировала, но неприятности уже угрожали фирмам, самодовольство ко торых привело к сокращению инвестиций и разработок.
С началом 60-х гг. длительном}7 господству английской промышленности стала все сильнее угрожать Япония. В 1960 г. глава фирмы «Триумф» Эдвард Тернер посетил несколько японских предприятий и вернулся с предупреждением (принесшим мало пользы) об опасно быстром росте тамошнего мотоциклетного производства. К тому времени японская фирма «Хонда» уже сделала первый успешный шаг к соперничеству в гонках на острове Мэи.
В выставочных залах среди растущего ассортимента хорошо разработанных и прекрасно изготовленных малолитражных мотоциклов росло внимание к 50-кубовому мотороллеру «С100», девиз которого: «На «Хонде» вы встретите самых заботливых производителей» — помог привлечь более полумиллиона покупателей в год. Несмотря на это, многие европейские производители продолжал и предполагать, что японцы еще долго будут строить только малолитражные моте и (иклм.
В 1965 г. фирма «Хонда» выпус тила