СИСТЕМА ОХЛАЖДЕНИЯ ДВИГАТЕЛЯ
Циркуляци я охлаждающей жидкости (ОЖ) в двигателе управляется с помощью термостата. Пока двигатель холодный, ОЖ циркулирует только в головке блока цилиндров и в блоке цилиндров и если открыт радиатор отопителя, то и в этом радиаторе. При прогреве двигателя термостат открывает большой контур циркуляции ОЖ. ОЖ будет проходить через радиатор сверху вниз, и при этом охлаждаться потоком воздуха, обтекающим ребра радиатора. Водяной насос (насос для ОЖ) приводится в движение поликлиновым ремнем от коленвала.
На валу водяного насоса впереди накручен вентилятор. Этот вентилятор служит для обеспечения дополнительного потока воздуха через радиатор. В вентиляторе находится вязкостная муфта. Как только воздух, идущий от радиатора, достигает температуры около 90°С, то би
металлическая полоска в
вязкостной муфте включает вентилятор. Вентилятор при этом будет вращаться с оборотами, равными оборотам двигателя и обеспечивать дополнительный приток воздуха к радиатору, пока температура проходящего воздуха не снизится примерно до 60°С. После этого вязкостная муфта отключается, и число оборотов вентилятора уменьшается.
Благодаря тому, что вентилятор работает не постоянно, то полезная мощность двигателя увеличивается, а расход топлива снижается.
ВНИМАНИЕ: При горячем дви гателе перед открыванием крышки радиатора нужно за крыть ее толстой тряпкой, чтобы не обжечься горячей ох лаждающей жидкостью или па ром. Открывать крышку мож но только тогда, когда темпе ратура охлаждающей жидкости составляет менее 90°.
1 —радиатор; 2 —расширительный бачок; 3 — радиатор отопителя; 4 — термостат;
5 — водяной насос;
6 — блок цилиндров;
7 — возврат охлаждаю - щейжидкости; 8 —по дача охлаждающей жидкости; 9 — подог рев дроссельной за слонки;10 — клапан (кран) отопителя.
1 —
радиатор;
2 —
вход; 3 — выход;
4 — термостат; 5 — во дяной насос; 6 — ка нал блокцилиндров/го - ловка цилиндров;
7 — расширительный бачок; 8 — радиатор отопителя; 9 — элек тромагнитный клапан отопления; 10—допол нительный водяной на сос; 11 — выпускной трубопровод.
В качестве дополнительного оборудования может быть установлен тепловой аккумулятор. Его задачей является накопление тепла охлаждающей жидкостью и возврат его при последующем запуске холодного двигателя.
Благодаря этому быстрей работает отопление и сокращается время прогрева двигателя. В качестве теплового аккумулятора служит изолированный сосуд в пространстве для ног водителя, который наполнен химически стабильным веществом. Аккумулятор подключен параллельно контуру охлаждающей жидкости и обменивается теплом с охлаждающей жидкостью. С помощью различных электромагнитных клапанов происходит управление потоком охлаждающей жидкости е процессе накопления и отдачи тепла.