Поршни и шатуны -. установка и проверка. масляного зазора. шатунных подшипников
• Перед тем как установить поршни с шатунами, стенки цилиндров должны быть тщательно очищены, с верхнего края цилиндра снята фаска, и коленчатый вал установлен на место.
Снимите крышку с шатуна №1 (на них должны быть метки, сделанные при снятии). Протрите старые вкладыши подшипника в шатуне и шатунной крышке чистой тканью без ворса.
1 — крышка шатуна; 2 — вкладыши; 3 — шатун. |
Проверка масляного зазора шатунного подшипника
Очистите заднюю сторону нового верхнего вкладыша подшипника, затем вложите его на место в шатун. Убедитесь, что шпонка на вкладыше вошла в выемку шатуна. Не вбивайте вкладыш молотком и не поцарапайте поверхность подшипника. Пока не смазывайте подшипник. • Очистите заднюю сторону второго вкладыша и установите его в шатунную крышку. Убедитесь, что шпонка вкладыша вошла в выемку крышки и пока не наносите смазку.
Расположите зазоры колец по окружности поршня под углом 120°. Положение зазоров колец может отличаться от требуемого не более чем на 20°.
Натяните кусочки пластиковой или резиновой трубки на каждый болт шатунных крышек.
Смажьте поршень и кольца чистым моторным маслом и присоедините к поршню устройство для сжатия колец. Юбка должна выступать примерно на б мм, чтобы направлять поршень в цилиндр. Кольца должны быть сжаты так, чтобы они были заподлицо с поршнем. '
Вращайте коленчатый вал до тех пор, пока шатунная шейка №1 не окажется в нижней мертвой точке. Нанесите слой моторного масла на стенки цилиндра.
Установив поршень так, чтобы стрелка или выемка на его верхушке была направлена вперед, осторожно вставьте поршень в цилиндр №1. Нижняя часть приспособления для сжимания колец должна при этом лечь на блок цилиндров.
Убедитесь, что приспособления для сжимания колец контактируют с блоком цилиндров по всей окружности.
" Осторожно надавите на верхушку поршня концом деревянной ручки молотка, одновременно, направляя конец шатуна на его место на шатунной шейке коленчатого вала. Поршневые кольца могут выскочить из приспособления для сжатия как раз перед входом в цилиндр, поэтому нужно надавливать сверху на приспособление. Работайте медленно и, если почувствуете сопротивление при входе поршня в цилиндр, немедленно остановитесь. Выясните причину и устраните ее. Ни в коем случае не давите с силой на поршень — вы можете повредить кольца и сам поршень.
После того как поршень с шатуном установлены, необходимо проверить величину масляного зазора шатунного подшипника до того, как шатун будет окончательно прикручен на место.
' Отрежьте кусочек подходящего размера пластика для устранения зазоров, чуть короче, чем ширина шатунного подшипника, и положите его на шатунную шейку №1, параллельно ее оси.
Очистите поверхность крышки шатунного подшипника, снимите защитные трубки с болтов шатуна и установите крышку шатуна.
Установите гайки и затяните их до требуемой величины момента затяжки в три стадии. Не вращайте при этом коленчатый вал.
Открутите гайки и снимите крышку шатуна, стараясь не повредить пластик.
Сравните ширину раздавленного пластика для измерения зазора со шкалой на его пакете, чтобы определить зазор. Сравните полученное значение с техническими данными.
•Если зазор не соответствует норме, вкладыши подшипника могут быть не того размера. Но прежде чем решить заменить вкладыши проверьте, не попала ли грязь или масло между вкладышами и шатуном или крышкой. Кроме того, проверьте диаметр шейки вала. Если ширина пластика для измерения зазоров разная на разных концах полоски, шейка вала может иметь конусность и ее надо переточить.
Окончательная установка шатуна
Тщательно счистите все следы пластика для измерения зазоров с поверхности шейки вала и подшипника, стараясь не поцарапать подшипник.
Убедитесь, что говерхности вкладышей совершенно чистые, и нанесите однородный слой смазки на оба вкладыша. Вам придется протолкнуть поршень в цилиндр, чтобы получить доступ к вкладышу шатуна — не забудьте вначале натянуть защитные трубки на болты шатуна.
• Наденьте шатун на шейку вала, снимите защитные трубки с болтов крышки шатуна, установите крышку и затяните гайки в три стадии до тре буемой величины момента затяжки.
• Повторите описанную процедуру для остальных поршней и шатунов.
Проверьте сборку поршневой группы.
• После того, как все поршни и шатуны установлены, проверните ко ленчатый вал несколько раз вручную и проверьте, не заклинивает ли он.
Проверьте люфт шатуна.
Сравните измеренный люфт с техническими данными. Если люфт соответствовал норме до разборки и были использованы старые шатуны и коленчатый вал, то он должен оставаться в пределах нормы. Если были установлены новые шатуны или новый коленчатый вал, то люфт может не соответствовать норме. В этом случае необходимо снять шатуны и отдать в мастерскую для механической обработки.