ТЕОРИЯ ВЕРОЯТНОСТЕЙ ИСТОРИЧЕСКИЙ ОЧЕРК
Частотная школа Мизеса
В основе любой аксиоматической системы теории вероятностей лежит определение понятия вероятности. На недостатки классического определения вероятности указывали давно. Были видны и недостатки субъективной трактовки вероятности, идущей от Лапласа. Критику этих недостатков встречали благожелательно. Наиболее широкое распространение получили работы в этом направлении немецкого ученого Р. Мизеса (1883—1953), который из гитлеровской Германии эмигрировал в США, где он возглавил Институт прикладной математики. Мизес является основателем так называемой частотной концепции в теории вероятностей. Мизес последовательно и настойчиво указывал на коренные недостатки классических установок. Мизеси его школа впервые отчетливо выразили мытль, что понятие вероятности имеет смысл только при наличии массовых явлений. Одно из главных противоречий^ между частотной школой и основным направлением развития теории вероятностей состоит в ответе на вопрос: квляется ли теория вероятностей математической дисциплиной или же это научная дисциплина, которая только широко использует математические методы.
Мизес считал, что теория вероятностей не является математической дисциплиной. Для доказательства этого утверждения он приводит рассуждение о том, что с каждой вероятностной задачей обязательно связан некоторый реальный процесс, поэтому теория вероятностей есть наука о явлениях реального мира, а математика, по Ми- зесу, таковой не является. Все современное развитие теории вероятностей неоспоримо устанавливает принадлежность ее к математическим дисциплинам.
Ряд советских исследователей, категорически отвергая философские установки Мизеса, приняли в свое время положение о том, что теория вероятностей не является математической дисциплиной. Например, Э. Кольман пишет: «Мы займемся лишь одной, принадлежащей к... группе близких математике, но все же отличных от нее отраслей науки — теорией вероятностей. Ее предметом является изучение возможности, категории, которую математика не изучает, хотя при изучении ее и применяют математический метод... В теории вероятностей, прежде чем пустить в ход математический (метод, нужно сначала установить равновозможность отдельных событий, а этого нельзя сделать математическим путем» [19, стр. 229— 230]. Мы не будем здесь подробно останавливаться на этом высказывании. Укажем только, что теория вероятностей изучает не категорию возхможности, а массовые случайные явления, и что равновозможность не играет такой фундаментальной роли, как это представляли раньше.
Основным понятием в частотной теории Мизеса является понятие коллектива. Под коллективом понимается бесконечная (последовательность k одинаковых наблюдений, каждое из которых определяет некоторую точку, принадлежащую заданному пространству R ко нечного числа измерений. Говорить о вероятности, по Мизесу, можно только тогда, когда существует та определенная совокупность событий, которую он назвал коллективом. «Условимся называть коллективом совокупность событий или явлений, которые отличаются друг от друга каким-нибудь доступным наблюдению/призна- ком (числом, окраской и т. п.). Сперва должен рыть налицо коллектив, тогда только можно говорить р вероятностях» [132, стр. 16].
Коллектив, по Мизесу, должен удовлетворять следующим двум требованиям: 1) относительные частоты появления определенного события в последовательности независимых испытаний имеют определенные предельные значения; 2) предельные значения, о которых говорится в первом требовании, остаются неизменными, если из всей последовательности выбрать любую подпоследовательность.
Это и есть аксиомы Мизеса, которые мы сформулируем по другому.
Первая аксиома. Существует предел
lim -=P(S),
п-*оо п х
где т — число случаев при первых п, наблюдениях, когда определяемая наблюдениями точка принадлежит подмножеству S. Этот предел существует для любого простого подмножества SCR.
Вторая аксиома Мизеса эквивалентна следующему утверждению. Требуется, чтобы существовал и имел то же значение P(S) аналогичный предел для любой подпоследовательности К', образованной из элементов К по такому правилу, что всегда можно решить, входит ли п-е наблюдение из К в К' или нет, не зная результата этого наблюдения. Последняя часть второй аксиомы не имеет точного математического смысла. «Попытки сформулировать вторую аксиому более строго не дали, по-видимому, до сих пор удовлетворительных и легко применимых
результатов.. я думаю, что эти трудности должны быть
признаны достаточно серьезными, чтобы оправдать, по крайней мере в настоящее время, выбор существенно иной системы аксиом» [133, стр. 12—13].
Исходя из того, что теория вероятностей не является математической дисциплиной, Мизес рассматривал свои аксиомы только как свойства коллектива и не придавал им значения аксиом математической теории.
«Мизес никогда и нигде не идет на полную формализацию своей теории, то есть на придание ей чисто аксиоматической формы» (134, № 2, стр. 86].
Сформулировав две аксиомы, Мизес заканчивает построение основ теории вероятностей и считает, что можно приступать к решению конкретных задач и к установлению общих закономерностей. Но как мы уже отмечали, на этих аксиомах нельзя построить аксиоматическое обоснование теории вероятностей.
Приняв за основу тот факт, что вероятность и частота — связанные между собой величины, Мизес определяет вероятность как предельное значение частоты: «Обосновано предположение, что относительная частота появления каждого единичного наблюдаемого признака стремится к определенному предельному значению. Это предельное значение мы называем вероятностью» [132, стр. 20]. Но на самом деле никакого обоснованного предположения у нас нет. Мы никогда не можем знать, имеет ли данная частота предел или нет, хотя бы уже потому, что для этого пришлось бы произвести бесконечное число опытов. Это определение несостоятельно математически, так как мы не можем указать функциональной зависимости между количеством испытаний п и частотой появления событий т/п, где т‘—количество появлений события, а не указав такой зависимости, мы не можем вычислить предел lim т/п, который принят за вероятность.
/2-«50
Согласно Мизесу, события до опыта не имеют вероятности, она не является объективным свойством явления. Вероятность у событий появляется только в связи с проведением опыта. Таким образом, по Мизесу, мы с помощью опыта не выясняем существующие объективные свойства, а приписываем их явлениям. Мизес считает, что никакого дальнейшего обоснования понятия вероятности не требуется, и вероятность у него теряет свое содержание объективной числовой характеристики реальных яв лений.
Относительно определения вероятности Мизесом шведский математик Г. Крамер пишет: «Предлагаемое определение вероятности приводит к смешению эмпирических и теоретических элементов, а современные аксиоматические теории обычно избегают этого смешения. Указанное определение вероятности можно сравнить, например, с определением геометрической точки, как предела пятен мела неограниченно убывающих размеров, а подобного определения современная аксиоматическая геометрия не вводит» [9, стр. 172J.
А. Н. Колмогоров относительно установок Мизеса пишет: «Допущение о вероятном характере испытаний, т. е. о тенденции частот группироваться вокруг постоянного значения, само по себе бывает верно (как и допущение о «случайности» какого-либо явления) лишь при сохранении некоторых условий, которые не могут сохраниться неограниченно долго и с неограниченной точностью. Поэтому точный переход к пределу—-»Р не МО-
tl
жет иметь реального значения. Формулировка принципа устойчивости частот при обращении к такому предельному переходу требует определения допустимых способов отыскания бесконечных последовательностей испытаний, которое тоже может быть лишь математической фикцией. Все это нагромождение понятий могло бы еще подлежать серьезному рассмотрению, если бы в результате получилось построение теории столь своеобразной, что иными путями до ее строгого обоснования нельзя было бы дойти» [135, стр. 274—275].
Далее Колмогоров говорит, что обоснование математической теории вероятностей может быть достигнуто более строгим и логически простым путем.
Хинчіин по поводу двух аксиом Мизеса пишет: «Возможность полной формализации частотной теории при сохранении обоих этих требований представляется по меньшей мере сомнительной, ибо по отношению к тем представлениям, которые современная математика связывает с понятием иррегулярной последовательности, требование существования пределов оказывается лишенным всякого содержания» [134, № 2, стр. 86].
Взгляды Мизеса широко пропагандировались и имели довольно большое распространение. Но среди математиков концепция Мизеса, из-за указанных недостатков, никогда не пользовалась большой популярностью.
«Если среди наших математиков это учение, насколько нам известно, сторонников не имеет (главным образом по причине своих чисто математических пороков), среди физиков оно ...до сих пор пользуется значительным успехом» [136, стр. 528]. Это писалось еще в 1952 г. — настолько распространены были, с одной стороны, взгляды Мизе- са и, с другой стороны, настолько недостаточно велась критика этих взглядов. На сегодняшний день картина изменилась, частотная концепция Мизеса сейчас не удов|- летворяет и большинство физиков.
Наиболее полную критику взглядов Мизеса можно найти в работах Б. В. Гнеденко и А. Я. Хинчина (см., например [136, 137, 134]).
Известен ряд попыток полной формализации частотной теории, при этом несколько изменялись предпосылки Мизеса. Например, Камке предлагал заменить бесконечные коллективы конечными и отказаться от требования иррегулярности, Дерге, Торнье, Копленд и другие требуют частичного отказа от иррегулярности, т. е. они требуют сохранения одного и того же значения предела не для любого выбора подпоследовательности, а только для некоторой ограниченной совокупности таких выборов. Торнье запрещает пользоваться в теории вероятностей схемами, которые не укладываются в частотную интерпретацию. Для этого он построил громоздкий формальный аппарат и вынужден был отказаться от постановки и решения ряда элементарных задач теории вероятностей.
Мизес ко всем этим изменениям своей частотной концепции относился отрицательно. Он считал, что требование иррегулярности является основным в его теории. Конечно, эти попытки могут привести к формализации теории вероятностей. Но любая частотная формализация оказывается очень громоздкой. Это объясняется тем, что она еще недостаточно формальна и несет на себе конкретное содержание. Чем аксиоматаческа%система абстрактнее, тем она проще, чем она содержательнее, тем она более сложна, и с ее помощью труднее делать выводы в данной теории. Это оказалось существенным недостатком и для всех частотных теорий.
Крупнейшие представители теории вероятностей никогда не были приверженцами частотной школы, а приверженцы этой школы не получили существенных результатов в теории вероятностей.
Попыток обосновать теорию вероятностей было достаточно много. Например, итальянский математик Б. Фи- нетти выдвинул субъективное толкование вероятности. Таким подходом к вероятности он пытался преодолеть противоречия, которые возникли и в классической теории
вероятностей и в частной школе Мизеса. По Финетти вероятность является чисто субъективной величиной. Каждый человек по-своему оценивает вероятность того или иного события. В этой теории не только вероятность, но и другие основные понятия, такие, как зависимость, независимость, равновозможность и другие, определяются так же, как субъективные. Финетти утверждает, что и связь частоты с вероятностью также субъективна. «Никакое отношение между вероятностями и частотами не имеет эмпирического характера» [138, стр. 26].
Определение вероятности Через частоту он отвергает, потому что при- таком определении нужно предполагать существование объективной вероятности, что недопустимо с субъективной точки зрения. Вероятность, по Финетти, совсем не обязательно должна быть связана с частотой, так как вероятность есть величина чисто субъективная. Естественно, как и каждый математик, Финетти требует, чтобы при определении субъективных вероятностей выполнялось требование непротиворечивости.
Несколько позже Джеффрис (см. [139]) разрабатывал понятие вероятности как степени правдоподобия. Впервые эта концепция была выдвинута Кейнесом в 1921 г. По этой теории каждое предложение имеет определенную вероятность. Вероятностям такого вида нельзя дать частотной интерпретации. Разработка теории степеней правдоподобия продолжается некоторыми математиками и в наши дни.
Приведенные и им подобные попытки обоснования теории вероятностей не имели широкого распространения.