БЕСЦЕНТРОВОЕ ШЛИФОВАНИЕ
Рис. 62. Схема бесцентрового шлифования |
При бесцентровом шлифовании обрабатываемые детали не закрепляют, что облегчает механизацию и автоматизацию загрузки и снятия деталей и всего процесса, а также встраивание бесцентровых станков в автоматические линии. Бесцентровое шлифование широко применяют в машиностроении, особенно при обработке наружных поверхностей цилиндрических, конических и фасонных деталей и реже внутренних поверхностей деталей. Бесцентровое наружное шлифование используют не только в массовом, но и в серийном производстве с достижением большой производительности и высокой точности, а также стабильности размеров у всех деталей данной партии.
Принцип бесцентрового шлифования заключается в том, что деталь, поддерживаемая опорным ножом, вращается между рабочим шлифовальным кругом, совершающим резание, и ведущим кругом, совершающим подачу (рис. 62), причем скорость рабочего крута в 50—200 раз больше, а направление вращения одинаковое — по часовой стрелке. Подача осуществляется ведущим кругом при его повороте на некоторый угол а относительно оси шлифовального круга или при наклоне опорного ножа на этот угол, вследствие чего скорость продольной подачи
vnpod = vo. К sin a Ml мин,
а скорость детали
vd = ty. к cos а м/мин,
где ve, к — скорость ведущего круга.
Сила трения между шлифовальным крутом и деталью значительно меньше, чем между ведущим кругом и деталью, вследствие меньшей скорости и большего коэффициента трения ведущего круга с деталью. Вращение детали тормозится действием сил трения крута и ножа с деталью и поэтому деталь вращается и дви- 202
жется с некоторым проскальзыванием относительно ведущего круга. Уменьшения проскальзывания можно достигнуть путем усиления прижима детали к кругу, увеличения угла скоса ножа, который обычно берется от 0 до 30°, увеличения глубины резания или дополнительного прижима детали трижимным роликом. Практически окружная скорость детали получается несколько больше, а продольная меньше, чем вычисленная по приведенным выше формулам.