СПЕЦИАЛЬНЫЕ СПОСОБЫ СВАРКИ И РЕЗКИ
Особенности сварки крупногабаритных заготовок
Сварка крупногабаритных заготовок, площадь которых достигает нескольких квадратных метров, является одним из главных достоинств сварки взрывом. При сварке nb схеме с параллельным расположением пластин теоретически возможно получать соединение неограниченных по размерам заготовок. Однако практическое использование этих возможностей встречает серьезное затруднение из-за постепенного ухудшения прочностных свойств по мере удаления от начала заготовок. Основной причиной снижения прочности является увеличение количества оплавленного металла в зоне соединения, доходящего до сплошной прослойки, начиная с длины 1 520... 1 700 мм.
Увеличение толщины неподвижной пластины свыше 100 мм сопровождается появлением отколов на конечных участках неподвижных пластин.
Большие толщины свариваемых пластин значительно увеличивают размеры боковых непроваров. Для уменьшения этого эффекта рекомендуют в метаемой пластине прорезать пазы по периметру неподвижной пластины.
Сварка многослойных соединений и волокнистых армированных материалов. Сварку взрывом, как правило, применяют для соединения металлов с резко отличающимися свойствами. Однако такие соединения, подвергаясь при эксплуатации многократным и длительным нагревам, снижают свои прочностные характеристики из-за образования хрупких интерметаллидных фаз. Для предупреждения их охрупчивания с помощью сварки взрывом изготавливают соединения, содержащие, кроме основных металлов, прослойку из одного или нескольких металлов, не образующих интерметаллидов с основными металлами. Таким образом, появилась необходимость создания многослойных соединений.
Сварка многослойных соединений возможна двумя способами:
• последовательной наваркой каждого слоя отдельным зарядом ВВ по обычным схемам сварки биметаллов;
• одновременной сваркой всего пакета за один подрыв (более технологичный способ).
Трудность одновременной сварки заключается в сохранении оптимальных режимов на всех соединяемых слоях, так как по мере нарастания сваренных слоев скорость метания пакета уменьшается. Для выравнивания скоростей в качестве метаемой применяют тонкую фальшпластину. Между фальшпластиной и верхней пластиной свариваемого пакета вводят специальный демпфирующий слой, который переводит упругое соударение этих пластин в неупругое и одновременно предотвращает их сварку (см. рис. 12.5). В качестве демпфера можно применять вакуумную резину, 2 — 3 слоя плотной бумаги (ватмана), лейкопластырь, металлический порошок.
Для выравнивания скоростей метания применяют также схему без фальшпластины, но при расчете высоты заряда #тах вместо массы метаемой пластины учитывают сумму всех масс пластин без последней.
Рассмотренные схемы сварки многослойных пакетов используют для получения волокнистых армированных материалов.
Применение композиционных армированных материалов связано с бурным развитием авиационно-космической техники, где на первое место выдвигается снижение массы конструкции при сохранении высоких прочностных свойств.
Для получения волокнистых композиционных материалов (ВКМ) сваркой взрывом собирают многослойный пакет из мат-
Рис. 12.9. Основные технологические схемы (приемы) изготовления сваркой взрывом плоских биметаллических и многослойных материалов:
а — плоскопараллельная; б и в — угловая с постоянным и переменным углом; г — одновременная; д — одновременная угловая; е — с последовательным соединением слоев; ж — сварка волокнистых композиционных материалов; з, и —
батарейные схемы
ричных листов, между которыми располагаются армирующие волокна. Сварку осуществляют массивной фальшпластиной, т. е. схема сварки отличается от представленной на рис. 12.9 только наличием волокон в зазорах между свариваемыми слоями, которые надежно удерживают листы матрицы на расстоянии диаметра волокон друг от друга.
Особенности сварки цилиндрических заготовок. Сварка взрывом цилиндрических образцов (биметаллические трубы, стержни, трубчатые переходные элементы) выделена в отдельный раздел. Несмотря на общность принципов образования соединений и качественное повторение принципиальной схемы, имеются существенные отличия в количественных результатах при сварке с одинаковыми технологическими параметрами, которые всецело объясняются наличием исходной кривизны свариваемых заготовок.
Принципы образования соединения остаются прежними: необходима определенная скорость метания, с которой наружная или внутренняя поверхности трубы соударяются в процессе сварки; необходима скорость контакта, с которой процесс сварки распространяется вдоль свариваемых труб. Причем эта скорость должна быть меньше скорости распространения звука в свариваемых металлах. Для обеспечения этих условий свариваемые трубы устанавливают коаксиально с некоторым зазором между ними (рис. 12.10), а вот взрывчатое вещество можно располагать либо снаружи внешней трубы в виде кольцевого заряда, либо внутри меньшей из них в виде цилиндра, ось которого совпадает с осью свариваемых труб. В первом случае после подрыва заряда наружная труба обжимается вокруг внутренней, а во втором — внутренняя
Рис. 12.10. Схема сварки взрывом труб:
/ — детонатор; 2 — заряд взрывчатого вещества; 3 — направляющий конус; 4 — метаемая труба; 5 — неподвижная труба; 6 — легкоплавкая прослойка; 7 — опорный стержень; 8 — центрирующая подставка
труба под действием давления продуктов взрыва раздается в размерах и изнутри ударяет по наружной трубе. В соответствии с этим схемы сварки труб разделены на два вида:
• сварка обжатием труб наружным зарядом',
• сварка раздачей внутренней трубы.
Контроль качества. Среди методов неразрушающего контроля металлических композиционных материалов, полученных сваркой взрывом, наиболее широкое распространение получила ультразвуковая дефектоскопия, основанная на исследовании процесса распространения упругих колебаний с частотой 0,5...25 МГц в контролируемых сварных узлах. При дефектоскопии сваренных взрывом узлов целесообразно использовать эхометод, позволяющий надежно обнаруживать непровары на любой межслойной границе композита площадью от нескольких квадратных миллиметров и более.
Находят применение также электромагнитные методы неразрушающего контроля с помощью регистрации изменения взаимодействия электромагнитного поля с контролируемым и эталонным объектами контроля.
При разрушающих методах контроля оценку прочности соединения слоев, прочности основных материалов композита в зоне упрочнения свариваемых металлов и выявление наименее прочной границы многослойного композиционного материала проводят с помощью испытания на отрыв слоев. Для определения прочности соединения слоев тонколистового биметалла с прямолинейной или близкой к ней конфигурацией межслойной границы применяются испытания на срез.
Испытание на изгиб характеризует главным образом пластичность основного и плакирующего металлов и в значительно мень
шей степени — пластичность граничной зоны и прочность соединения слоев. При этом методе образцы загибают вокруг оправки диаметром, равным удвоенной толщине листа, на углы 45; 60; 90 и 120° (плакирующим слоем внутрь или наружу). Нарушения сплошности биметалла при этом обычно не происходит.
Организация производства слоистых композиционных материалов сваркой взрывом. В современных процессах металлообработки взрывом применяют заряды ВВ массой от нескольких граммов до сотен килограммов. Большая часть энергии взрыва бесполезно выделяется в окружающую среду в виде ударной волны, сейсмических возмущений и др. Эти обстоятельства обусловливают использование рассматриваемого процесса в следующих вариантах:
• сварку на открытых полигонах мощностью до 5 т ВВ и площадью 5...200 га обычно применяют для изготовления крупногабаритных заготовок и узлов;
• сварку в переносных и стационарных взрывных камерах и бро - неямах мощностью 0,02... 120 кг ВВ;
• сварку взрывом в подземных каменоломнях и отработанных шахтах;
• точечную сварку взрывом с помощью ручных инструментов, в которых используют малые заряды ВВ;
• в отдельных случаях возможно проведение взрывных сварочных работ непосредственно на готовом изделии в цеховых условиях или в условиях монтажа.
Основным достоинством работы на открытых полигонах при их достаточном удалении от жилых и промышленных объектов является возможность получения сваркой взрывом заготовок и изделий практически неограниченных габаритных размеров и массы. При этом наличие нескольких площадок для ведения процесса может обеспечить высокую производительность при незначительных капитальных затратах.
Открытый полигон представляет собой одну или несколько площадок, на которых можно подрывать заряды ВВ массой в несколько тонн. Площадки имеют соответствующее оснащение, укрытия для тихоходной техники на период взрыва и работают круглогодично. В комплекс полигона может входить склад ВВ и железнодорожная ветка.
В частности, особенностью работы полигона является то, что ■ вся подготовка заготовок к взрыву (очистка, мойка, сборка в пакет) производится в цехе на комбинате. Собранные пакеты железнодорожным транспортом доставляют на разгрузочные площадки полигона, откуда автотранспортом — к месту взрыва. После сварки взрывом по той же цепочке заготовки доставляют в цех, где они проходят контроль и термообработку.
Определенные достоинства есть у подземных полигонов, так как работа на них не зависит от времени года и погодных усло - вий, обеспечивая локализацию поражающих факторов. Один из таких полигонов фирмы «Дюпон» расположен в подземных каменоломнях в штате Пенсильвания, США. Лист основания в сборе с плакирующим листом, на котором уложен заряд В В, подают в камеру-тоннель специальным транспортом в виде массивной платформы по железнодорожным путям, снабженным надежными устройствами для амортизации удара в момент взрыва. После взрыва и продувки камеры для удаления газообразных продуктов детонации платформу с плакированным изделием выкатывают из тоннеля.