СПЕЦИАЛЬНЫЕ СПОСОБЫ СВАРКИ И РЕЗКИ
Эффективность и области применения холодной сварки
Холодная сварка обладает рядом особенностей, которые заметно отличают ее от всех остальных видов сварки.
Наиболее важной отличительной особенностью холодной сварки является отсутствие нагрева соединяемых металлов, что позволя
ло ет сваривать термически разупрочняемые металлы без снижения механических свойств металла вблизи зоны сварного шва; сваривать электрические провода, имеющие изоляционные покрытия, либо без удаления последних (в случае эмалированных покрытий), либо при удалении на небольшом участке длины провода (в других случаях); вести процесс сварки в огне - и взрывоопасных средах; герметизировать корпуса приборов, банки, контейнеры, ампулы и другие емкости, нагрев которых недопустим.
Другими достоинствами холодной сварки являются малая энергоемкость процесса, гигиеничность, высокая производительность, простота процесса и оборудования, возможность механизации и автоматизации процесса.
Оборудование для холодной сварки значительно проще в эксплуатации любых машин и установок для дуговой, контактной, электронно-лучевой, плазменной, лазерной и других видов сварки.
Как показал многолетний опыт внедрения холодной сварки, ее успешно осуществляют операторы-сварщики невысокой квалификации. По сравнению со всеми остальными видами сварки, а также пайкой холодная сварка наиболее экономичная. При ее осуществлении отсутствуют газовые выделения, брызги расплавленного металла, световое излучение, шум. Качество сварки не зависит от скорости приложения внешнего усилия, поэтому процесс можно вести быстро. Это открывает возможности создания высокопроизводительного оборудования. Основные параметры холодной сварки легко программируются, что позволяет создавать машины-полуавтоматы и автоматы, пригодные для работы в автоматических линиях. Прочность зоны сварного соединения увеличивается за счет наклепа металла в процессе пластической деформации. Например, при стыковой сварке прочность доброкачественно сваренного стыка при растяжении всегда выше прочности основного металла.
Переходное электрическое сопротивление в соединении практически отсутствует, что обеспечивает стойкость и надежность контакта между сваренными металлами.
При холодной сварке надежно соединяют разноименные металлы, например алюминий с медью, без образования в стыке хрупкой интерметаллидной прослойки, присущей соединениям этих металлов, полученных сваркой с нагревом. Замена одних деталей, подлежащих холодной сварке, другими требует, как правило, переналадки оборудования и замены оснастки.
В связи с указанными особенностями холодную сварку наиболее рационально применять в крупносерийном или массовом производстве однотипных деталей.
Наиболее широкое применение холодная сварка находит в электротехнике. С ее помощью соединяют алюминиевые детали с медными, обеспечивая надежный электрический контакт в разъем
ных соединениях выводов электротехнических изделий. Это позволяет заменить и широких масштабах дефицитную медь алюминием в качестве токопроводящего материала без снижения качества и срока службы изделий.
Холодную сварку применяют при изготовлении обмоток электрических машин и трансформаторов. Соединение концов бухт проводов с ее помощью позволяет вести непрерывную намотку катушек без отходов провода. На кабелънък. заводах холодной сваркой соединяют концы заготовок, что обеспечивает непрерывную работу волочильного стана, или проводов после волочения для безотходной намотки катушек.
Замена холодной сваркой применяемых в настоящее время технологических процессов изготовления некоторых электротехнических изделий обеспечивает значительную экономию дефицитного цветного металла. Например, при изготовлении коллекторных пластин электрических двигателей замена штамповки холодной сваркой позволяет сократить отходы меди почти в 10 раз. Холодная сварка дает возможность создавать новые конструкции электротехнических изделий с повышенными технико-экономическими показателями.
В радиотехнике и радиоэлектронике холодную сварку используют главным образом для герметизации корпусов полупроводниковых приборов из цветных металлов и сплавов (меди, алюминия, ковара). Сварку производят на высокопроизводительных машинах-полуавтоматах. С помощью холодной сварки осуществляют также герметичную заделку штенгелей (трубок-отводов), через которые откачивают воздух из сосудов для получения в последних разрежения.
В цветной металлург™ холодную сварку применяют в электролитическом производстве цинка, никеля и других металлов. Используют надежность холодной сварки при соединении разных пар металлов. Так, например, к катодным штангам, изготовленным из алюминия или титана, приваривают медные контактные пластины, обеспечивающие надежный разъемный контакт с подводящими магистральными медными шинами. Соединения работают в химически агрессивных средах, поэтому к ним предъявляют повышенные требования. Опыт показал, что холодная сварка обеспечивает выполнение этих требований.
В различных отраслях промышленности выпускают посуду, бачки, молочные фляги и другие изделия из алюминия. Для изготовления таких изделий применяемую в настоящее время клепку успешно заменяют холодной сваркой. Последняя обеспечивает более высокое качество соединений и экономию материалов, а также повышает производительность труда и улучшает внешний вид изделий. Многолетний опыт предприятий показывает, что в производстве изделий из алюминия холодную сварку можно считать лучшим методом неразъемного соединения многочисленных деталей и сварных узлов.
На электрифицированном железнодорожном, городском и промышленном транспорте холодная сварка является единственным пригодным для практики способом неразъемного соединения медных контактных (троллейных) проводов, позволяет освободиться от латунных и стальных зажимов и клемм, применяемых для соединения проводов, сэкономить большое количество металла, а также значительно улучшить условия работы электрифицированного транспорта.
Наиболее широкое применение холодная сварка контактных проводов находит на промышленном транспорте предприятий черной металлургии, например рудников, где ведут добычу руды открытым способом. В остальных областях промышленности холодная сварка пока не нашла заметного применения.
Контрольные вопросы
1. В чем состоит физическая сущность холодной сварки?
2. Нужна ли подготовка деталей под холодную сварку?
3. Какой величины достигает вынужденная деформация при холодной сварке?
4. Происходит ли пластическая деформация при холодной сварке?
5. Допускается ли травление и обезжиривание как способы подготовки деталей под холодную сварку?
6. Каковы разновидности холодной сварки?
7. Что входит в состав оборудования для холодной сварки?
8. Как подготавливают поверхности под холодную сварку?
9. Какие металлы хорошо свариваются в холодном состоянии?