СПЕЦИАЛЬНЫЕ СПОСОБЫ СВАРКИ И РЕЗКИ
Применение сварки трением
Сварка трением является высокоэффективным способом получения неразъемных соединений. Внедряя СТ в производство, необходимо учитывать, что оборудование для указанного способа сварки сравнительно сложное и дорогое. Поэтому максимального экономического эффекта от ее применения достигают при массовом или крупносерийном производстве. Эффективность использования сварки зависит от следующих факторов:
• конструкции и технологии изготовления базового варианта детали;
• материала, размеров и массы детали;
• конструкции нового варианта детали и технологии ее производства.
Сварку трением целесообразно применять в следующих случаях:
• взамен сварки плавлением, контактной сварки, пайки и клепки;
• при изготовлении деталей из металлов, которые значительно отличаются друг от друга по физико-химическим и технологическим свойствам, обладают плохой свариваемостью или не свариваются между собой с помощью других видов сварки;
• при создании новых рациональных конструкций сварных узлов и ремонте деталей;
• при производстве деталей, имеющих форму тел вращения со ступенчатым по длине профилем (это позволяет производить изготовление деталей сложной конфигурации путем сочетания сварки со штамповкой, ковкой, литьем, взамен цельноштампованных, цельнокованых или цельнолитых);
• при изготовлении деталей сложной формы из порошковых материалов путем соединения заготовок более простой формы сваркой трением.
Сварка трением практически всех конструкционных сталей в различных сочетаниях производится без затруднений.
Успешно сварку трением можно применять при сварке цветных металлов (алюминий, медь и их сплавы).
Сварку трением применяют при соединении деталей, прошедших окончательную механическую (шлифовка, полировка), химическую (антикоррозионные и упрочняющие покрытия) и термическую обработку (закалка с отпуском, нормализация). Следует отметить, что покрытия на трущиеся поверхности свариваемых деталей не наносят, так они выполняют антифрикционную роль и не всегда могут быть удалены из зоны соединения.
Применение сварки трением существенно ограничено формой и размерами свариваемых заготовок.
В настоящее время наибольшее распространение получили стыковые (стержень и стержень, труба и труба, стержень и труба), Т-образные и некоторые другие типы соединений.
Диапазон площадей сечений свариваемых заготовок находится в пределах 1,8... 10 800 мм2.
Инерционная сварка малых и больших площадей сечений требует применения сложных технологических приемов и оборудования и экономически невыгодна.
Минимальная длина свариваемых заготовок зависит от их вылета из зажима (0,5 — 1,5 диаметра свариваемого стержня или 2—4 толщины тонкостенной трубы) и длины, необходимой для закрепления (1 — 1,5 диаметра заготовок).
Максимальная длина вращающейся заготовки ограничена внутренними размерами шпинделя, а длина невращающейся заготовки практически может быть неограниченной.
Экономический эффект от внедрения СТ состоит, в основном, в уменьшении расхода электроэнергии и материалов, а также в повышении качества сварного соединения и производительности труда.
Приведем примеры промышленного применения классической сварки трением и ее разновидностей.
В наиболее сложных условиях работают клапаны механизма газораспределения двигателей внутреннего сгорания и особенно выпускные, которые испытывают значительные механические и тепловые нагрузки.
Ранее эти детали изготавливали с применением цельноштампованных заготовок из дорогостоящей и дефицитной жаропрочной стали марки 40Х14Н14В2М или 5Х20Г9АН4 (Волжский и Камский автозаводы).
Технология изготовления клапана с использованием ИСТ позволила снизить расход жаропрочных сталей (головка из стали 5Х20Г9АН4 и стержень из стали 40ХГНМ). При этом увеличилась износостойкость и надежность клапанов при эксплуатации.
Очень сложные условия работы и у роликов гусениц тракторов. Соединение ролика, отлитого из сплава YMR 235, и вала — из стали SAE 4140 ранее осуществляли ЭЛС в вакууме. Этот процесс обеспечивал требуемое качество сварного шва, но был малопроизводителен. Инерционная сварка резко повысила производительность (рис. 7.13).
Большое распространение сварка трением получила при производстве различного рода инструмента: сверл, метчиков, фрез, калибров и др. Инструмент изготавливали стыковой сваркой оплавлением в целях экономии дефицитных высоколегированных сталей. При этом рабочая часть инструмента выполнялась из сталей Р12, Р6М5, Р9М4К8Ф, 9ХС, ШХ15 и др., а крепежная часть инструмента (державка) — из различных марок конструкционных сталей. В результате применения сварки трением в инструментальной промышленности получена существенная экономия дорогой быстрорежущей стали и электроэнергии, значительно снизился брак и трудозатраты, повысилась производительность труда и прочностные характеристики сварного соединения.
Ротационная сварка трением совершила переворот в технологии изготовления сверхпрочных алюминиевых конструкций из сплавов, характеризующихся плохой свариваемостью дуговыми
Рис. 7.13. Установка для инерционной сварки трением ролика гусеничного трактора (масштаб относительно детали 1:20):
/ — пульт управления; 2 — вращающийся зажим-маховик; 3 — неподвижный зажим с деталью; 4 — шток осадки детали; 5 — привод осадки деталей; 6 — станина установки; 7 — сварной шов на деталях
способами. Использование сверхпрочных алюминиевых сплавов в конструкциях судов позволяет сделать их такими же прочными, как и стальные, но в несколько раз легче.
Ротационная кольцевая сварка трением нашла успешное применение, например при изготовлении герметичных толстостенных медных контейнеров для хранения использованных радиоактивных материалов в шахтах, прорубленных в коренных скальных породах, на глубине 500 м. Герметизация медных контейнеров должна быть очень высокого качества, поскольку эти контейнеры должны храниться в течение 100 000 лет. В 1999 — 2003 гг. была построена установка для РСТ контейнеров в натуральную величину. Контейнер закреплялся в приспособлении и вращался во время процесса сварки.
В России оборудование и технология ротационной сварки по методу FSW (Friction Stick Welding) разработки Института сварки Великобритании (TW1) и компании ESAB (Швеция) впервые были использованы в Государственном космическом научно-производственном центре им. М. В.Хруничева при освоении высококачественной сварки алюминиевых топливных баков космических ра
кет. Примеры новых областей применения РСТ и разработка новых установок РСТ свидетельствуют о том, что она получит широкое распространение в промышленности.