Причины газонасыщения кромок и способы его уменьшения
Процессы плазменной резки, обусловленные выплавлением металла мощным электродуговым разрядом, вызывают газонасыщение поверхности кромок реза газами из атмосферы плазмы, которое связано с кинетикой их растворения при плазменных процессах. Исследования показали, что насыщение кромок в процессе резки, например в воздушной плазме, происходит в основном азотом и кислородом.
Наибольшую опасность для сварных соединений, выполненных по кромкам плазменного реза, представляет азот.
При плазменной резке в кромки детали азот может попадать двумя путями: из плазмообразующей среды (в случае применения азота, воздуха или газовых смесей, содержащих азот) и из окружающей атмосферы за счет инжекции в столб плазменной дуги атмосферного воздуха (в случае применения аргона, кислорода и других газов, не содержащих азот).
В зоне дугового разреза происходят диссоциация и ионизация азота. В присутствии кислорода его способность проникать в металл в условиях электродугового процесса увеличивается, при этом азот может окисляться по реакции:
N2”|-02 * 2NO,
причем ЛЯ° — разность энтальпий системы в результате прошедшей химической реакции — составляет 90,37 кДж/моль.
Эндотермическое соединение N0 при понижении температуры или окисляется до NO>, или распадается вновь:
NO ---- * N + 0.
Ароматный азот в момент своего выделения может растворяться в жидком металле [77]. При исследовании газовых смесей азота с различными газами (Аг, О*, СО, СОа, Н2) также установлено, что введение кислорода или кислородосодержащих газов (СО, СОл) при постоянной концентрации азота в атмосфере дуги приводит к увеличению содержания N2 в наплавленном металле [64]. Это явление исследователями объясняется по-разному: образованием N0, активацией N2 в дуговом разряде в присутствии Ог, увеличением растворимости азота в железе при сварочных температурах в присутствии FeO, хорошей растворимостью окиси азота в жидкой ванне металла, возрастанием электрического поглощения в катодном (анодном) пятне. В работе [50} указывается, что поглощение азота жидким металлом происходит в молекулярном состоянии. Исследовалось поглощение азота из плазмы расплавляемым карбональным железом. При расчете парциального давления учитывался кинетический напор плазменной струи.
В диапазонах малых парциальных давлений (PN2) содержание азота в металле пропорционально ~jPN? и на порядок выше концентраций, определяемых из обычных равновесных данных. При малых парциальных давлениях исследованная система подчиняется закону Сивертса. При достижении определенных значений концентрация азота при плавлении металла плазмотроном косвенного действия оказалась в 3,2, а прямого действия — в 2,4 раза выше стандартной растворимости азота в жидком железе.
Повышение установившейся концентрации азота над стандартной растворимостью в два-три раза необходимо рассматривать как перенасыщение. Еще больше концентрация азота оказалась в кромках плазменного реза сталей. При послойном определении концентрации азота спектральноэмиссионным методом установлено, что максимальное содержание азота в кромке воздушно-плазменного реза в 50 раз больше, чем в исходном металле, и почти в десять раз превышает предел растворимости азота в стали [57).
По-видимому, условия плазменной резки сталей таковы, что насыщение кромок происходит всеми возможными путями и способами. Существенную роль в этих процессах играют при диссоциации атмосферы плазменной дуги ионно-молекулярные реакции с участием электронно-возбужденных ионов.
Для более четкого представления процессов насыщения азотом кромок плазменного реза рассмотрим характер взаимодействия и растворимость его 8 железе при металлургических процессах, происходящих в равновесном состоянии.
В жидком состоянии при атмосферном давлении железо поглощает азот сравнительно слабо и, кроме того, поглощенный азот при затвердевании железа частично выделяется из металла [30. 55].
Азот с железом образует химические соединения: FeN (6-фаза 11,2 % N2); Fe4N (приблизительно 6 % N2); FeieN2 (FesN). Нитрид FeaN можно получить при температуре 450 °С. При повышении температуры происходит распадение этого нитрита и образуется нитрид Fe.(N. Если температуру поднимать выше 550 °С, то наступает распад и этого нитрида. Растворимость азота в чистом железе равна 0,044 % при температуре 1600°С.
Под влиянием азота область существования у-фазы сдвигается в сторону более низких температур и перлитная точка оказывается уже при температуре 585 °С.
Максимальная растворимость азота в a-железе примерно 0,1 %. Растворимость азота в железе зависит от легирующих компонентов [30,55,64].
Углерод понижает растворимость азота в железе. В области аустенит - ного состояния влияние углерода (до 0,8 %) на растворимость азота возрастает с повышением температуры. В железоуглеродистых расплавах, отвечающих по химическим составам соединению РезС(6,7%С), азот практически не растворяется. Данные по влиянию кислорода — противоречивы. По одним данным при содержании кислорода в железе 0,1 % растворимость азота при 1600 °С в 1,5 раза меньше, чем в чистом железе. По другим — при тех же условиях кислород не повлиял на растворимость азота. Кремний так же, как и углерод, понижает растворимость азота, но при малых концентрациях он несколько ее увеличивает. Никель, кобальт, медь в составе железа в зависимости от их содержания уменьшают растворимость азота.
Компоненты, образующие устойчивые нитриды (Мп, Cr, V, АІ), увеличивают растворимость азота. Эти компоненты влияют на связывание азота в сталях и тем самым уменьшают пористость в сварных швах.
азота. Предполагается, что произошло образование плохо растворимого в жидкой стали газа — аммиака [69]. О положительном влиянии водорода на уменьшение пористости в наплавленном металле сообщается в работе [82]. Проведенные исследования по использованию аргоно-, азотно-водородных смесей при плазменной резке также показывают на снижение насыщения кромок реза азотом.
В целях изучения и уточнения распределения азота в кромках плазменного реза в зависимости от применяемых вариантов резки и состава стали выполнено много исследований. Применяемые методы исследований газов в поверхностном слое образца, например вакуум-плавлением, не дают полного представления о распределении этих газов по глубине и на поверхности исследуемого образца [45, 80].
В табл. 3.11 приведены результаты исследований авторов работы [45] по влиянию плазмообразующей среды на концентрацию азота и кислорода в
кромках реза. Плазменная резка образцов из стали 09Г2 толщиной 10 мм производилась воздухом, азотом и кислородом, а из высокомарганцовис - той стали толщиной 8 мм — воздухом. Содержание азота и кислорода в кромках плазменного реза определялось методом вакуум-плавления. Исследовался послойно металл, снятый с кромки в виде стружки с шагом (1,1 мм и иа глубину 0,7 мм.
Из табл. 3.11 следует, что наибольшее количество азота на глубине до - 0,1 мм присутствует в кромке азотного реза (около 0,13 %). При воздушной и кислородной плазме содержание азота оказалось примерно одинаковым. По данным работы |181] в кромках после кислородной плазмы содержание азота значительно меньше, чем после воздушной.
Минимальное значение содержания кислорода получено при резке азотной плазмой, максимальное — кислородной плазмой. Это вполне закономерно, так как при резке в окислительной среде может происходить насыщение металла кромки кислородом, который растворяется в стали.
В результате снижается способность железа адсорбировать азот [55].
В зависимости от состава стали количество азота в кромках реза изменяется. Из табл. 3.11 следует, что в поверхностном слое воздушио - плазменного реза высокомарганцовистой стали количество азота оказалось незначительным (0,015 %), т. е. в пять раз меньше, чем при тех же условиях резки в стали марки 09Г2. Такое содержание азота в данной марке стали можно объяснить, по-видимому, повышенным содержанием поверхностно-активного углерода (0,45 %), который препятствует адсорбции азота из газовой фазы плазмы в металл кромки реза. Уменьшение га - зонасышения кромок азотом при увеличении содержания углерода в разрезаемой стали отмечается также в работе [81].
Методы химического газового анализа и вакуум-плавления дают среднюю концентрацию азота на глубину 0,1—0,2 мм порядка 0,3 % по массе и весьма приближенное представление о его распределении в кромках.
Сотрудниками лаборатории спектрального анализа НИФИ ЛГУ был предложен новый спектрально-изотопный метод определения газов в поверхностном слое металла с помощью оптического квантового генератора (ОКГ) [651. Указанный метод выгодно отличается от других, применяемых для решения тех же задач, так как при этом методе не требуется применения эталонов, а также полного выделения и количественного определения исследуемого газа. Возможность получения с помощью ОКГ световых пучков с большой переменной плотностью энергии обеспечивает выделение исследуемого газа с поверхности образца.
Для анализа присутствия азота образцы толщиной 3—4 мм вырезались из кромки плазменного реза параллельно поверхности реза. Распределение азота по глубине от поверхности воздушно-плазменного реза определялось на образцах из стали марки ВСтЗсп толщиной 9 мм путем послойного снятия металла с поверхности реза абразивным кругом на плоскошлифовальном станке с шагом 0,025 мм. Полученные результаты приведены на рис 3.22. Оплавленное пятно на поверхности образца в момент экстрагирования газа из металла в данном случае имело диаметр около 4 мм, глубину в среднем не более 0,0.20 мм. Для осреднения результата экстрагирование газа производилось с поверхности образца несколькими импульсами ОКГ на различных участках. Концентрация азота в поверхностном слое воздушно-плазменного реза оказалась весьма значительной и достигала 8.7 %. Затем по глубине от поверхности реза концентрация его резко снижалась до 0,005 % N2 в основном металле. Следовательно, в результате воздействия воздушно-плазменной дуги на
Рис. 3.22. Распределение азота в глубину кромки от поверхности реза (плазмообразующая среда воздух, сталь ВСтЗсп толщиной 9 мм)
разрезаемый металл произошло насыщение поверхностного слоя реза азотом, содержание которого вблизи поверхности реза на глубине до
0,020 мм возросло более, чем в 1000 раз, по сравнению с содержанием в основном металле. Например, при азотировании в аммиаке малоуглеродистой стали с содержанием углерода 0,12 % в течение 30 ч при температуре 680 °С количество азота в ней не превышало 6,9 % [30]. Причем азот был химически связан в нитрид Fe4N. В случае плаз - J менного насыщения азотом кромки
Расстояние от нижней кромки поверхности реза при металлографических ис-
реза, мм следованиях нитридов вблизи поверхности кромок не обнаружено.
Насыщенный поверхностный слой отличался слабой травимостью и имел высокую микротвердость (см. п. 3-1). В исследованиях К. В. Васильева
и других авторов также указывается на отсутствие нитритов в кромке плаз
менного реза. По-видимому, азот в связи с высоким градиентом температур при плазменной резке вблизи поверхности реза (1000—2000 °С) не успевает прореагировать с железом и образовать нитрид [67]. В этом случае в результате огромных перепадов температур образуется неравновесная структура металла, в которой не успели произойти до конца необходимые термические превращения. Можно предположить, что азот в поверхностном слое кромки находится в виде перенасыщенного раствора, для образования которого при плазменной резке создаются благоприятные условия. Интенсивный отвод тепла от поверхностного слоя плазменного реза (литого слоя), создавая кратковременное воздействие азота на металл и способствуя его «заклиниванию», исключает обратный процесс — десорбцию азота. Кратковременным воздействием азота на кромку детали можно также объяснить незначительную глубину его проникновения. Например, при азотировании глубина проникновения при концентрации азота до 0,5 % составляет примерно 0,3—0,35 мм. В данном случае от воздействия плазменной дуги глубина проникновения азота при той же концентрации составляет 0,025—0,030 мм, т. е. примерно на порядок ниже. На рис. 3.23 показаны влияние азота и его содержание в зависимости от марки стали (плазмообразующая среда — воздух). Экстрагирование азота с поверхности образцов производилось более сконцентрированным лазерным лучом на глубину до 0,03 мм, поэтому абсолютное значение содержания его на поверхности выполненных резов оказалось ниже.
Содержание азота определялось в левых кромках реза локально: по нижнему уровню ближе к нижней поверхности листа, в середине и по верхнему уровню ближе к верхней поверхности листа. Диаметр пятна расплавления от лазерного луча составлял 1,6 мм.
При сравнении полученных результатов на марках стали ВСтЗсп, 09Г2, 10ХСНД, близких по толщине и по режимам воздушно-плазменной резки.
2 Ь 6 8 10 12
о |
Расстояние от нижней кромки поверхности реза, мм
Рис. 3.23. Распределение азота на поверхности реза в направлении от нижней кромки в верхней в зависимости от состава сталей (плазмообразующий газ— воздух):
/ — ВСтЗсп, 9 мм; 2— ВСтЗсп, 16 мм; 3 — 09Г2. 12 мм; 4 — ЮХСНД, 8 мм
можно заметить, что разница в содержании азота в кромках не очень велика. Почти во всех случаях азота больше в нижней части кромки реза. Особенно это заметно на стали марки ВСтЗсп толщиной 9 мм. Среднее содержание азота в этой стали на поверхности реза оказалось в 1,5 раза выше, чем у других сталей.
Повышенное содержание азота на нижней кромке реза можно объяснить наличием увеличенной литой зоны, о которой более подробно сказано в п. 3.1.
Сравнивая две толщины 9 и 16 мм одной марки стали ВСтЗсп, можно заметить существенную разницу по содержанию азота. В кромках образцов из стали толщиной 9 мм среднее содержание азота 2,68 %, а в стали толщиной 16 мм азота оказалось 0,71, т. е. почти в четыре раза меньше.
Причина снижения газонасыщения кромок азотом при увеличении разрезаемой толщины может быть объяснена термическим циклом плазменной резки. При увеличении толщины разрезаемого металла скорость резки заметно снижается. Если при толщине 9 мм скорость резки достигает 41 мм/с, то при толщине 16 мм она составляет 21,6 мм/с; при этом тепла на единицу длины реза вводится почти вдвое больше. В связи с этим охлаждение кромок при толщине металла 16 мм более медленное, и более длительное пребывание металла при высокой температуре способствует выделению части азота из поверхностного слоя реза. На увеличение разогрева кромок при меньших скоростях резки указывает повышенная ЗТВ (см. п. 3.1).
Поскольку плазменная дуга в осевой плоскости, перпендикулярной к направлению реза, в плазмотронах с тангенциальной подачей газа не является симметричной, то ее термическое влияние на кромки реза (правую и левую) различно. При правом завихрении газа больше тепла выделяется на правой кромке.
Учитывая вышеизложенное, газонасыщение правой кромки должно быть меньше. Некоторые исследователи [57] считают, что, наоборот, газонасыщение меньше в левой кромке.
Результаты исследований показывают, что изменение ЗТВ и литого слоя этой зоны в правой и левой кромках отличается очень мало. В связи
не
Расстояние от нишей кромки поверхности реза, мм Рис. 3.24. Содержание азота в левой (Л) н правой (/7) кромках по толщине листа в зависимости от длины столба дуги h (сталь ВСтЗсп, толщина 9 мм): a — h = 8 мм; б h= 12 мм; б — А=15 мм |
с этим были проведены дополнительные исследования кромок реза в отношении насыщения их азотом.
Экспериментальным путем установлено, что содержание азота может быть больше в левой или правой кромке, но в большинстве случаев оно оказалось больше в левой кромке реза. На графиках (рис. 3.24) приведены результаты исследований содержания азота по толщине листа в левой (J1) и правой (П) кромках в зависимости от длины столба дуги (от сопла до поверхности разрезаемого листа). При длине дуги 8 мм примерно в 3,5 раза больше азота оказалось в правой кромке, чем в левой, причем, в правой кромке по толщине содержание азота резко убывает от нижней кромки к верхней, в то время как в левой — это изменение незначительное.
При увеличении длины дуги до 12 мм произошло увеличение азота в левой кромке, но характер распределения его по толщине мало изменился. В то же время общее содержание азота в правой кромке уменьшилось при сохранении убывающего распределения его от нижней кромки реза к верхней. Среднее количество азота в кромках при длине дуги 12 мм оказалось больше в левой кромке (2,34 %N2), чем в правой (1,63 %N2).
При увеличении длины столба дуги до 15 мм среднее количество азота возросло в правой кромке до 2,83, в левой — до 3,81 % за счет увеличения его в основном в нижней части реза.
На основании рассмотренных результатов исследований можно сделать вывод, что насыщение азотом происходит в правой и левой кромках, причем в больших количествах. В зависимости от длины дуги содержание его в кромках может изменяться. На распределение азота и общее его содержание может влиять много различных факторов; причем тех же, которые влияют на образование и размеры литого слоя со слабой травимостью (см. п. 3. I). Могут оказывать влияние и некоторые другие факторы (влажность воздуха, форма столба дуги, состояние разрезаемого металла, токо - подвод к разрезаемому листу по отношению к резу и др.).
Уже отмечалось, что положительное влияние на десорбцию азота оказывает водород, находящийся в составе плазмообразующего газа или получаемый при разложении воды в столбе плазменной дуги.
На основании своих исследований А. Н. Морозов в работе [55| показал, что присутствие водорода в окружающей среде ускоряет выделение азота ил железа в интервале температур 750 -900 °С. Это может быть связано с восстановительным действием водорода, так как пленка окислов на поверхности железа замедляет и поглощение, и десорбцию азота. Отмечается также, что в сравнимых условиях скорость поглощения азота жидким железом и сталью, как и скорость его десорбции, значительно ниже, чем водорода. На основании экспериментальных данных установлено, что численное значение коэффициента скорости массопереноса азота в жидком железе и его сплавах было в четыре - шесть раз меньше, чем водорода. По-видимому, в условиях плазменной резки с высокой кинетикой происходящих процессов и с учетом проникающей способности водорода разница в чассопереносе азота и водорода должна увеличиться и влияние водорода на десорбцию азота — возрасти.
Согласно данным работы [55] равномерность распределения атомов азота (и углерода) в феррите нарушается ввиду несовершенств его кристаллической решетки, к которому относятся дислокации. Вокруг дислокаций образуются области с повышенной концентрацией растворенных атомов азота, которые перемещаются в дефектные участки, где создаются энергетически более выгодные условия для их размещения. Растворимость азота увеличивается в деформированно-напряженном слое стали.
Учитывая изложенное, можно предположить, что благодаря высокой подвижности и проникающей способности водорода в процессе воздействия на металл плазменной дуги дефектные участки металла (дислокации, микронеровности, трещины и другие) па поверхности реза заполняются атомами водорода, препятствуя проникновению менее подвижных атомов азота. Благодаря той же высокой подвижности атомов водорода в процессе понижения температуры металла происходит его десорбция из поверхностного слоя кромки реза.
В исследованиях многих авторов сообщается о положительном влиянии кислородной плазмы на снижение содержания азота в кромках реза за счет уменьшения литого слоя на поверхности реза. т. е. при этом происходит так называемый «смыв-процесс». Кроме этого, кислород образует на поверхности жидкого металла шлаковую пленку, которая уменьшает скорость поглощения азота. Растворенный в стали кислород также снижает скорость адсорбции азота жидким железом [55].