Анализ конкурентов
В начале анализа необходимо произвести идентификацию конкурентов, что позволит перейти к их более глубокому изучению. Существуют активные, действующие конкуренты и потенциальные. Какие из них есть на рынке?
Ваши активные конкуренты — это работающие сейчас или работавшие в прошлом предприятия.
Определение основных активных конкурентов не составляет большого труда.
Определение же потенциальных конкурентов — задача посложнее (не стоит забывать, что вы тоже потенциальный конкурент для каких-то рынков).
После определения основной группы конкурентов необходимо их ранжировать в зависимости от используемых ими стратегий и планов развития. Информация о конкурентах есть в открытых источниках: в СМИ, на сайтах компаний и Интернете.
Анализ конкурентов проводится на основании собранной информации.
Для начала ответьте на следующие общие вопросы.
1. Сколько у вас конкурентов (всех видов — действующие, потенциальные, косвенные) на выбранном рынке?
2. Типы конкурентов по форме бизнеса: малые и средние компании; крупные компании; те и другие.
3. Ваши основные конкуренты. Первая тройка — кто они?
4. Какую долю на вашем рынке имеют пять-десять конкурентов? Какова доля лидеров рынка (первая тройка)? В процентах и денежном выражении.
5. Какие особые отличия продуктов предлагают ваши основные конкуренты на рынке (дизайн, лучший сервис, особое качество, очень низкие цены
И др.)?
Знание стратегий конкурентов дает следующие преимущества:
► возможность определения стратегических изменений в компаниях-конкурентах;
► найти области, где конкурент уязвим, а значит, слаб;
► определить наиболее вероятные ответные действия.
Затем — на более интимные вопросы о жизни ваших конкурентов.
1. Каких целей (технологические, производственные, финансовые...) добивается конкурент?
2. Какие активные (или потенциальные) виды рисков есть у вашего конкурента?
3. Какова стратегия конкурентов — и основная, и поддерживающие (рекламная, сбытовая, ценовая и т. д.)? По каким критериям формируется стратегия, и как осуществляется программа действий конкурента в реальном времени? Как сформулировать то преимущество, на котором основывается и строится основная стратегия?
4. Какой корпоративной культурой обладает конкурент (и есть ли она у него)?
5. Чем мотивирован управляющий состав менеджеров? Пользуются ли руководящие работники уважением? Какие интересы и потребности движут ими?
Теперь пора понаблюдать за конкурентами попристальнее.
1. Как происходит деление рынка основными конкурентами, и есть ли отстающие? Какова динамика изменений долей рынка по разным группам продуктов у конкурентов?
2. С какими целевыми группами потребителей работают конкуренты?
3. Какие аргументы (при продвижении бренда) используют конкуренты?
4. В чем конкуренты превосходят нас сегодня? В чем могут превзойти завтра?
5. В чем причины того, что клиенты обращаются к конкуренту (цены, услуги, дизайн, реклама, сервис или др.)?
6. Какие важные заказы и предложения получили ваши конкуренты, а вы нет (особенно государственные тендеры на поставку вашей продукции)?
7. Какой ценовой коридор и условия скидок предлагают конкуренты?
8. Каковы сильные и слабые стороны конкурентов?
9. По каким компетенциям и навыкам вы отстаете от конкурентов?
10 Какие заказы конкуренты могут упустить, а вы их перехватить и почему?
11 Какие новые или модифицированные продукты запускает конкурент, и какие меры по стимулированию продаж применяет (наименование продукта, цена, категория товара, изготовитель, тестирование рынка (пробный маркетинг) или внедрение товара с разъяснениями, виды мероприятий по стимулированию продаж, время проведения различных рекламных и пиар-акций и реакция потребителей на такой «массаж»),
12 Наблюдения за активностью отдела продаж (системы сбыта) конкурентов: какова численность «про - дажников». Как стимулирует продажи — рассылка проб и образцов, привлечение внимания покупателей к ценам, рекламные материалы в местах продаж и др. Что такая информация дает?
13 Наблюдение и поиск информации о конкурентах:
► в ходе выставок;
► по публикациям;
► в Интернете;
► наблюдение за общей деятельностью по отношению к соперникам и торговле;
► изучение статистики;
► изучение рекламных материалов конкурента.