Альтернативные методы вычисления объема рынка
Как можно вычислить объем рынка, не прибегая к привлечению сторонних исследователей?
• По смежным рынкам. Например, размер российского рынка шин для новых легковых автомобилей можно определить по объему производства самих автомобилей. Размер рынка производимых радиаторов отопления по объемам жилищного и другого строительства (плюс по динамике замены радиаторов на объектах недвижимости всех видов).
• Через продажи ключевых конкурентов. Как правило, у вас на рынке есть несколько основных конкурентов, которые контролируют большую часть рынка (5_8 компаний с 55_80% продаж). Если рынок малоконцентрирован (ни одна из компаний рынка не имеет существенной доли рынка), то доля восьми ведущих компаний не более 20-45%. Такие рынки состоят из большого числа компаний МСБ, без явно выделенного лидера. Информацию о продажах той или иной компании можно узнать из открытых источников — отчеты компаний, публикации в СМИ и Интернет. Или из специальных источников — налоговые органы.
• По аналогии. Объем рынка определяют по объему другого (аналогичного) рынка. Так, объем
Одного из региональных рынков можно определить по общему объему рынка России или из известных объемов других регионов. Но при этом применяются различные региональные коэффициенты, рассчитанные каким-либо рейтинговым агентством (например, рейтингового агентства журнала «Эксперт» — инвестиционная привлекательность регионов). Особое внимание региональному внутреннему продукту (РВП, данные в базе данных Росстата и регионов).
• Нормативное потребление. При использовании этого метода берутся нормативы потребления продукта, аналогичного вашему (их можно взять из баз данных Росстата или др. источников), умноженные на число потребителей (жителей региона, города и др.). Для разных товаров установлены нормы потребления. Так, для обуви этот показатель равен двум китайским (шутка) парам в год.
• Экстраполяция. Данный метод в кризис не эффективен, но нужно знать, как развивался ваш рынок до кризиса. Учитывая все полученные данные, можно пофантазировать о возможном развитии рынка после прохождения дна кризиса.
В данном случае, объем рынка можно определить по его годовым объемам прошлых лет, используя данные о динамике рынка за прошлые годы (данные Росстата и / или из других открытых источников).