Определение проблем и постановка целей исследования
На первом этапе вы должны четко определить насущные проблемы своей компании и поставить цели исследования. Если от данных исследований ждут пользы, они должны иметь непосредственное отношение к проблемам, стоящим перед фирмой и требующим скорого решения. Но, как говорится, «Хорошо определенная проблема — это уже наполовину решенная проблема». Так, если сейчас для ресторанов проблема состоит в недостаточном количестве посетителей, то из этого следует, что нужно ответить на следующие вопросы:
• каким образом посетитель выбирает себе ресторан?
• как можно привлечь к посещению вашего ресторана больше гостей?
Затем, после определения проблем, формулируются цели исследования.
Цели эти могут быть нескольких типов:
• поисковые, которые предусматривают сбор каких-то предварительных данных, проливающих свет на проблему;
• описательные, например, выяснить профиль посетителей ресторана;
• экспериментальные, т. е., предусматривающие проверку гипотезы о какой-то причинно - следственной связи, например, о том, что снижение цен в меню ресторана вызовет увеличение спроса на 15%.
В качестве примера можно рассмотреть определение целей и задач, которые ставит перед собой компания по производству пластиковой упаковки. Цели компании таковы: проект предполагает организацию производства твердой пластиковой упаковки для потребительских товаров. Рынок был очень динамичен: ежегодно он рос в России на 15_20%. Кончится кризис, и он опять начнет расти — упаковка нужна для всего. Одно из наиболее привлекательных направлений такого бизнеса — производство блистерной и твердой пластиковой упаковки. Скажем, в данной компании предполагается выпуск твердой пластиковой упаковки. Хорошо организованное малое предприятие способно выпускать в месяц до нескольких сотен тысяч штук пластиковой упаковки различного типа: коробочек, контейнеров, баночек, стаканчиков, флаконов. Тогда работа маркетингового отдела будет заключаться в следующем: проведение маркетингового исследования и выдача экспертного заключения о целесообразности реализации этого проекта и конкурентоспособности предлагаемой продукции в регионе, где работает компания, а также на всей территории РФ.
Основные задачи.
1. Анализ рынка твердой пластиковой упаковки.
2. Выявление тенденций развития данного рынка на ближайшие три года.
3. Оценка перспективы организации производства твердой пластиковой упаковки и их сбыта на рынках России и, возможно, других стран СНГ.
4. Оценка спроса на такую упаковку.