АЛГОРИТМ ПОИСКА НИШИ
Прежде чем рассказать о нишах рынка, определю, что же такое рынок для бизнеса.
Вы уже знаете, какую потребность будете «окучивать», то есть удовлетворять.
Так вот, для вас рынок — это люди или компании (организации), у которых есть эта выявленная потребность и которые готовы покупать ваши продукты для удовлетворения этой потребности.
При таком определении рынка можно сразу выявить для себя круг ваших потенциальных покупателей. В маркетинге их называют «целевая аудитория (группа)».
На всех рынках есть компании-конкуренты.
Без конкурентов не обойтись. Но они занимают не все сегменты и ниши рынка. Поэтому-то и нужно определить для себя удобную нишу или сегмент. Сегмент отличается от ниши числом потенциальных покупателей. Их больше.
Причем при определении ниши вы можете найти и новую идею для бизнеса. Или идея подскажет вам сектор или нишу. Можно искать сразу — Ниша + Идея. Все варианты показаны далее.
Для начала выясним, что такое ниша, затем — что такое сегмент, и как сегментировать рынки.
Ниша может быть любой — продавайте то, что пользуется спросом и что покупают ваши покупатели.
Ниша не обязательно должна быть новой — например, товары и услуги, рассчитанные на работающих пенсионеров, домохозяек или бизнес-леди,
Давно представлены на рынке, но все время требуются новые.
Ниша может быть любого объема, главное, чтобы «костюмчик сидел» — то есть чтобы ваш продукт соответствовал запросам ваших клиентов и вам хватало оборота и прибыли для развития деятельности. При насыщении ниши можно предложить тем же покупателям новые виды продуктов или услуг.
В нише можно сочетать различные продукты по ценовому или иному признаку (год выпуска). Так, в винных магазинах компании "Марин Экспресс" можно найти вина от 83 рублей за столовое французское вино до 19 889 за бордо «Шато Лафит Ротшильд» («Chateau Lafite-Rothschild») 1990 года. Таким же диапазоном цен отличается и винная коллекция магазина «Магнум» на Кутузовском проспекте в Москве.
Дайте нише название: «Мастер стоматологии», «Воскресный торт», «Мамин пирог» и т. д. Это как твердая почва под ногами — вместо болотной жижи неуверенности. Затем придумайте название бренда для уже конкретной продукции или вашей новой компании. О том, как разработать концепцию бренда, читайте в главе о брендах.
Ниши бывают на удивление разнообразные. Данные анализа преуспевающих малых предприятий показывают, где еще можно обнаружить свою нишу. Кто преуспевает?
• Услуги: рекламные агентства, услуги по маркетингу и консалтингу, клининговые (уборка квартир и офисов), ксерокопирование материалов и компьютерное программирование.
• Специализированные фирмы: юридические, нотариальные конторы, бухгалтерские, брокерские и стоматологические компании.
• Предприятия общественного питания — закусочные, фабрики-кухни, кафе, рестораны.
• Предприятия мелкорозничных услуг — парикмахерские, прачечные самообслуживания, пункты ремонта обуви, киоски.
• Предприятия по производству продуктов питания: хлебобулочных изделий, тортов, полуфабрикатов, готовых блюд и др.
• Небольшие строительные предприятия и подрядчики по столярным работам, перепланировке квартир и офисов, сантехнике и электрике.
• Мелкие книжные лавки, химчистки, цветочные магазины, газетные киоски, овощные лотки и т. д. есть на каждой центральной улице и во дворах всех больших и малых городов России и СНГ.
Это малая часть компаний, которые стабильно работают и неплохо живут в наших условиях. Присмотритесь, возможно, у вас есть подобные навыки и опыт. Теперь посмотрим, как разрабатывать нишу.