Предпринимательский характер
Тема успеха и неудачи в бизнесе, как новом, так и в уже существующем, всегда интересует широкую публику. Успех в бизнесе — величина переменная: сегодня все идет хорошо, а завтра нужно быть готовым начать все сначала, если есть силы и желание чего-то добиться.
Зачастую у предпринимателей есть лишь одни амбиции и стремление делать дело. Но большинство новых предприятий — более 80%! — так и не начинают полномасштабную работу. Чем же определяется эта закономерность?
Один из факторов успеха в бизнесе — это навыки предпринимателя, которые нужно культивировать в себе и своих сотрудниках. Каковы они?
Существуют различные определения качеств предпринимателя. Суммировав различные подходы и соотнеся их с российским рынком, рынками СНГ и предпринимательской средой, можно предложить некоторое обобщение — кто же способен нести такую ношу? Какие сложности нужно преодолеть?
ЕСЛИ ВЫ НАЧИНАЕТЕ НОВЫЙ БИЗНЕС, ВАМ НЕОБХОДИМО:
► уметь быстро перестраивать свой бизнес — вносить различные изменения и улучшения;
► быть способным начать все сначала, не опускать руки и не останавливаться;
► бороться с внешним окружением, стать толстокожим (почему-то нас не любят!).
Согласно исследованиям школы бизнеса Стэн - фордского университета и опросам российских бизнесменов, ключевую роль в создании успешного бизнеса играет стремление к независимости. Кроме того, исследователи отмечают и другие важные характеристики предпринимателей: нетерпе - ливость, нежелание перепоручать работу другим, энергичность, устойчивость к стрессам, стремление много и усердно работать и так же всецело предаваться развлечениям, умение определять суть проблемы.
Предприниматель практически не бывает застенчивым человеком. Он обладает иммунитетом к риску, все происходит на грани — на грани разумного риска. Р. Крок, бывший руководитель «Макдональдс» (кстати, автор идеи бизнес-модели ресторанов «Макдональдс»), так говорил о предпринимательстве: «Даром вы ничего не получите... Надо уметь рисковать. Я не имею в виду безрассудное лихачество. Но вы должны рисковать, и в некоторых случаях вам придется терпеть неудачи. Если вы верите во что-либо, вы должны цепляться за это до конца. Умение пойти на разумный риск — неотъемлемая часть задач, стоящих перед предпринимателем. Зато какое это наслаждение!»
Предпринимателю также придется стать универсалом: вести бизнес — это значит быть хамелеоном, артистом, а не только «начальником».
Каждый день и час вы будете в той или иной роли: продавца, снабженца — «дергать» поставщиков, чтобы те не подводили со сроками и давали приличные цены, — бухгалтера, юриста, эксперта или исследователя рынка.
Если же вы открыли новый малый бизнес, то вас ожидает и много бумажной работы: юридические документы, ваши собственные планы и контроль за их исполнением.
И помните, что в любом бизнесе ничто не дается даром. Предприниматель — как тренер, дающий мотивацию и поднимающий настроение, придающий уверенность в своих силах другим людям.
У него есть свой собственный настрой, который позволяет ему справиться с его собственной неуверенностью и спадами в настроении и работе и показывает, что тот, кто постоянно ищет чьей-то помощи, ведет свой бизнес к опасной черте. А основной чертой предпринимателей на нашем рынке можно назвать настойчивость и целеустремленность — так называемую «бульдожью хватку».
Нижеприведенный тест не дает однозначного ответа на вопрос, как определить предпринимателя или относитесь ли вы сами к породе предпринимателей, зато он заставит вас более ответственно отнестись к выбору людей для вашего бизнеса, а также к оценке своих предпринимательских способностей.
Чтобы определить свои или чужие способности к предпринимательской деятельности, возьмите (или дайте испытуемому) лист бумаги и честно ответьте на следующие вопросы.
ТЕСТ НА ПРЕДПРИНИМАТЕЛЬСКИЙ ХАРАКТЕР
1. Какие функции (не должности, а обязанности) вы выполняли за последние 3, 5, 10 лет? Имеют ли они отношение к вашему новому бизнесу? В чем они пересекаются и на сколько процентов?
2. Активны ли вы, есть ли у вас «драйв»?
3. Легко ли вы относитесь к неудачам? Сможете ли, потеряв все, начать с начала?
4. Каково ваше хобби — можно ли его связать с вашим бизнесом?
5. Прямолинейны ли вы, откровенны?
6. Присутствует ли в вас агрессия?
7. Можете ли вы проявить гибкость в трудной ситуации? Пасуете ли вы перед силой и натиском?
8. Обладаете ли вы аналитическим складом ума? Способны ли определить суть проблемы и затем решить ее быстро и качественно?
9. Важное качество. Торговец ли вы по натуре? Способны ли торговать? Многие люди говорят, что торгуют и торгуются легко и свободно — и занимаются этим почти каждый день, от продажи идей начальству до покупки овощей на базаре. Но речь идет о других продажах. Искусство провести сделку — это врожденное качество. Все дело в генах, которые и определяют, есть ли у вас деловой инстинкт или нет. И проверить это можно только в деле. Люди, от рождения наделенные этим инстинктом, иногда даже не подозревают, что он у них есть. Поэтому шанс есть у всех — важно попробовать.
10. Готовы ли вы пойти на личные жертвы ради дела?
11. Есть ли у вас воображение — без него вы не обнаружите новых возможностей для развития бизнеса и не найдете новых ниш?
12. Умеете ли вы быть настойчивым и все время добиваться своего?
13. Как у вас со здоровьем? Выдержите ли вы долгие часы работы, которых потребует от вас ваш бизнес?
14. Можете ли вы рассчитывать на помощь и поддержку своей семьи?
15. Есть ли у вас видение будущего бизнеса? Каким он должен быть лет через 10?
Ответы на эти вопросы покажут, можно ли вам начинать предпринимательскую деятельность.