Обработка результатов
Полученные в ходе исследования результаты, как правило, обрабатываются согласно канонам классической теории статистики. Я не стану подробно излагать здесь методики статистического анализа маркетинговых данных: на эту тему уже издано огромное количество специальной литературы и имеется множество онлайновых публикаций. В большинстве случаев для подготовки простого отчета достаточно воспользоваться стандартным преобразованием готового результата в процентные соотношения. Разберем этот механизм на простейшем примере.
Предположим, в разработанной интернет-маркетологом анкете пользователям было предложено указать уровень своего образования. Среди возможных вариантов ответа значились следующие: «начальное», «среднее специальное», «неполное высшее» и «высшее». Всего на данный вопрос ответили 125 человек, из них 68 сообщили о наличии у них законченного высшего образования. Приняв значение 125 за 100%, а 68 за X, несложно составить элементарную пропорцию, показывающую процент людей с высшим образованием от общего числа респондентов: Х=68* 100/125=54,4%. Просчитав подобным образом процентные показатели по каждому из пунктов, можно представить результаты в виде сводной таблицы или диаграммы.
Специально для маркетологов, обрабатывающих результаты социологических опросов, разработано прикладное программное обеспечение, призванное облегчить громоздкие вычисления. Наиболее эффективным из них считается пакет VORTEX производства фонда «Социум», Вот что говорят о нем сами разработчики: «Программа VORTEX предназначена для ввода первичной информации, собранной в ходе прикладного социологического исследования, обработки, анализа этих данных, а также интерпретации и представления полученных результатов в виде таблиц, текстов, графиков и диаграмм с возможностью их переноса в Microsoft Word и другие приложения Windows 9X/Windows NT». Практика показывает, что это удобное и компактное приложение с простым и понятным интерфейсом незаменимо при проведении масштабных маркетинговых исследований. Архитектура и логика программы рассчитаны на начинающего пользователя, и потому освоение VORTEX не занимает много времени. Помимо простого построения сводных таблиц и диаграмм по результатам обработки исходного массива данных, данная программа определяет такие немаловажные для маркетолога показатели, как линейное и парное распределение переменных, показывает значимые связи между различными показателями, помогает построить матрицу корреляции, сравнить результаты исследований по различным группам респондентов.
Другой специализированный пакет, ориентированный на проведение статистического анализа по результатам социологических и маркетинговых опросов, носит название SPSS. Однако обработка статистики — лишь одна из функций программы, она предназначена для решения гораздо более широкого круга задач, таких, как анализ товарных систем, сегментный анализ рынка и т. д. Принцип работы SPSS вполне традиционен для подобных пакетов: исходный массив вносится в программу в форме структурированной базы данных, затем пользователь
Выбирает функцию, которую необходимо применить к этой базе, определяющую необходимые переменные и распределения в исходном блоке информации. Готовый результат выдается в виде отчета. Более подробную информацию об описанных выше программах вы можете получить на сайте h t t p://W w w.M a r k e t i n g. s p b.R u.
Вопросы для самоконтроля
1. Чем различаются активные и пассивные методики маркетинговых исследований в Интернете?
2. Можно ли при пассивном маркетинговом исследовании получить демографические сведения о пользователях web-сайта?
3. Какой подход к проведению маркетингового исследования (пассивный или активный метод) позволяет получить информацию о ресурсе, содержащем гиперссылку, благодаря которой пользователь обнаружил ваш сайт?