Регистрация в поисковых системах
Как уже упоминалось в предыдущей главе, следует различать поисковые системы и интерактивные каталоги. Поисковые машины представляют собой специализированные серверы, предназначенные для поиска и аккумуляции информации по запросам пользователя, в то время как каталоги содержат обширный список ссылок на другие сайты, разбитый на несколько рубрик по тематической направленности.
Процесс регистрации нового ресурса в информационном каталоге в общем случае выглядит следующим образом: владелец web-страницы заполняет соответствующую интерактивную форму, включающую в себя сведения о тематике сайта, его названии, URL и ключевых словах для поиска, после чего эта информация заносится в базу данных каталога. В ряде случаев модераторы сервера — сотрудники, призванные следить за соответствием регистрируемых ресурсов общим правилам данной интерактивной службы, - в течение нескольких дней проверяют страничку на предмет отсутствия в ней запрещенного содержания, например порнографии или призывов к насилию. Если запретные темы обнаружатся, ссылка на такой ресурс будет безжалостно удалена из базы данных сервера, о чем владелец ресурса будет уведомлен по электронной почте.
В отличие от интерактивных каталогов, поисковые машины производят индексацию и поиск документов по пользовательскому запросу автоматически. По этой причине необходима предварительная подготовка вашего сайта для регистрации в поисковых системах. После того как web-мастер изготовил сайт согласно представленному вами проекту, необходимо проверить, все ли учтено в составляющих его html-документах для правильной регистрации ресурса поисковыми системами. Безусловно, профессиональные дизайн - агентства не забывают внести в код html-страниц соответствующие теги, однако многие web-мастера могут случайно упустить этот аспект из виду. Поэтому следует напомнить разрабатывающему ваш ресурс специалисту о необходимости включить в состав web-страниц соответствующие директивы.
Во-первых, обратите внимание на заголовок страницы (он расположен в html-коде между тегами <T I T LE> и </Т I Т L Е>), поскольку для ряда поисковых систем он имеет чуть ли не решающее значение. Заголовок не только будет отображаться в верхней панели браузера при открытии документа, но и превратится в текстовую ссылку при занесении адреса странички в папку «Избранное». Он должен быть кратким (в одно-два слова) и притом максимально соответствовать содержимому документа. В любом случае даже самый непродуманный заголовок все же лучше, чем загадочные слова «MyWeb» или «NewPage», которые так любят автоматически вставлять в страницу всевозможные HTML-редакторы.
Во-вторых, убедитесь в том, что в коде ваших документов присутствуют МЕТА-тэги, специально рассчитанные на программу поискового сервера, индексирующую web-страницы. Эти теги должны располагаться между метками заголовка <HEAD> и </HEAD> и иметь следующий вид:
<IVETA NAME="description" CONTENT="Kраткое описание
Содержимого вашего сайта">
<МЕТА NAME="keywords" C0NTENT="перечень необходимых ключевых слов через запятую">
Первая директива применяется для облегчения и ускорения процесса индексации вашего ресурса поисковыми машинами. Программные модули поисковых серверов, «собирающие» данные о проиндексированных страницах и, в частности, автоматически генерирующие их краткое описание, включают в файл отчета информацию, либо встречающуюся первой в тексте документа HTML, либо указанную в теге МЕТА. Таким образом, наличие этого МЕТА-определителя многократно увеличивает шансы вашего сайта попасть в первую десятку адресов, которые найдет поисковый сервер по требованию пользователя.
Второй МЕТА-определитель содержит перечисление ключевых слов, на которые, по вашему мнению, должны «реагировать» поисковые машины при включении вашего сайта в файл отчета. Не рекомендуется указывать в нем более тридцати ключевых слов подряд, равно как и вносить в МЕТА-определитель с параметром «description» описание сайта объемом с «Войну и мир», поскольку многие поисковые серверы имеют ограничения на количество индексируемых слов.
Составляя список ключевых слов, не следует также рассчитывать на абсолютную грамотность пользователей Интернета, и если какое-либо из них имеет несколько вариантов написания, лучше использовать все (например, web-дизайн, webдизайн, вэб-дизайн, веб-дизайн, вэб-дизайн, вебдизайн). Хорошим тоном считается включать в атрибут CONTENT описание сайта на русском и английском языках. Приведу простой пример. Предположим, ваш html-документ содержит следующие МЕТА-тэги:
<|-ВЮ>
<Т1Т1_Е>Компания "Интермедсервис" - современное европейское медицинское оборудование<ДГП_.Е>
<IVETA NAME="description" С01ГТЕ1П"=Т1оставки современного медицинского оборудования из стран Европы по самым низким ценам. Широчайший ассортимент продукции ведущих производителей.">
«VETA NAME="keywords" С011ТЕ11Т="Интермедсервис, медицина, оборудование, стоматология, лечение, клиника, медицинская техника, медицинское оборудование, рентген, ФГС, УЗИ, хирургия, кардиохирургия"> </HEAD>
Теперь допустим, что пользователь, обратившись к ресурсам поисковой машины, набрал в поле тематического запроса фразу «медицинское оборудование» и нажал кнопку «Искать». Через несколько секунд среди списка других ресурсов Интернета, посвященных той же тематике, поисковый сервер выдаст следующий результат:
Компания "Интермедсервис" - современное европейское
Медицинское оборудование
Поставки современного медицинского оборудования из стран
Европы по самым низким ценам. Широчайший ассортимент
Продукции ведущих производителей.
Теперь обратимся к другим эффективным способам сделать ваш сайт более популярным. Раз поисковые машины индексируют текст, вычленяя его из кода html-документов, значит, искусственно повысив процент содержательного текста по отношению к общему количеству кода, вы тем самым увеличиваете вероятность того, что слово, набранное пользователем в окне запроса поискового сервера, совпадет с одним из слов, обнаруженных на web-странице. Как этого добиться? Первый способ весьма прост — составьте перечень ключевых слов, соответствующих тематике вашего сайта, и поместите их в теги комментария в начале и в конце кода html-документа, приблизительно так:
<!-- перечень ключевых слов -->
Анализируя код вашего документа, поисковая машина обработает эти комментарии наравне с прочим содержательным текстом. Этим вы увеличите общее количество возможных слов и выражений, на которые она будет реагировать но запросу пользователя. Второй способ считается в среде web-дизайнеров не очень корректным и профессиональным, но лично я полагаю, что в борьбе за посетителя хороши все методы, если они не выходят за рамки общепринятых этических норм. Этот способ подразумевает вывод на экран копии перечня ключевых слов в нижней части страницы очень мелким шрифтом и тем же цветом, что и фоновый цвет документа, например белым по белому. Для посетителя этот текст будет неразличим, но зато его прекрасно различают поисковые системы.
Наиболее грамотным подходом при «раскрутке» сайта является предварительный анализ популярности ключевых слов, вводимых пользователями в качестве запроса поисковым системам. Подобные списки периодически публикуются на ряде информационных сайтов. Самыми компетентными из них являются, на мой взгляд, страницы, содержащие статистические отчеты поискового сервера «Яндекс». На страничке «Прямой эфир» (Http://www. yandexru/last20.html) отображаются последние двадцать запросов данной поисковой системы на текущий момент времени, на странице «НИНИ-индекс» (Http://www. yandexr u/ nini. html) приводится еженедельная сводка по наиболее популярным ключевым словам. Согласно сведениям «Яндекс», интересы пользователей русскоязычной части Всемирной сети колеблются в зависимости от происходящих в стране и в мире социальных, экономических или политических событий. Всегда неизменным остается высокий рейтинг слов «секс», «порно», «знакомства», «работа», «деньги» и «бизнес», Вывод очевиден: если ваш сайт будет содержать раздел новостей, публикующий горячую информацию обо всем, что творится на нашей планете, почаще меняйте ключевые слова, и ваш ресурс всегда будет на вершине популярности. Однако не перегибайте палку, ни в коем случае не употребляйте ключевые выражения, не соответствующие тематической направленности сайта. Этим вы не привлечете, а наоборот, оттолкнете потенциальных читателей, к тому же ощутимо испортите собственную репутацию.
Перед тем как вы перейдете непосредственно к регистрации сайта в поисковых машинах и информационных каталогах, необходимо выполнить следующие действия. Создайте в текстовом редакторе Notepad и разместите в корневом каталоге своего ресурса текстовый документ с именем robots. txt. Этот файл определяет правила индексации ваших страниц поисковыми серверами, в частности, запрещает включение в их базы данных каких-либо папок или документов вашего сайта. Это актуально, например, в случае, если вы используете закрытые паролем тематические разделы. Мнемоника и синтаксис записи команд файла robots. txt будут подробно разобраны чуть ниже, в разделе «Стандарт исключения для поисковых систем». А сейчас перейдем к процедуре регистрации вашего проекта на различных информационных серверах.
Итак, вам необходимо «прописать» страничку в поисковой машине. Это можно сделать двумя методами: автоматически и «вручную». Я обычно рекомендую второй. Объясняется это следующими причинами: автоматическая регистрация производится со специализированных серверов (как правило, услуга платная, но существует и множество бесплатных вариантов) путем ввода пользователем URL, описания ресурса, списка ключевых слов в специальную форму и передачи этой информации в реестр выбранных из предлагаемого на таком сервере перечня поисковых служб. При этом добрая половина поисковых систем, как правило, по непонятным причинам выдает «отбой», еще половина — тайм-аут, и лишь несколько сообщат о нормально прошедшей регистрации. И даже если вы включите режим слежения за отчетом, заставить поисковые системы правильно проиндексировать ваш сайт вы все равно не сможете. При «ручной» регистрации в 90 % случаев таких «глюков» не происходит.
Регистрация «вручную» производится достаточно просто. Вы заходите на сервер поисковой службы и ищите ссылку «Добавить U R L » («Добавить страницу», просто «Добавить») для русскоязычных систем и «Add U R L » («Add New Page») для систем с английским интерфейсом. Такие ссылки обычно расположены вблизи формы интерактивного запроса. Далее вам останется только перейти по этой ссылке на web-страницу с подробным описанием правил регистрации, а затем ввести URL-адрес стартовой страницы (Http://myserver. com/index. html), описание ресурса и ключевые слова в предложенную форму. Обратите внимание, что в ряде случаев в имени файла стартовой странички следует указывать расширение, причем надо различать. htm и. html.
После регистрации во всех необходимых поисковых машинах рекомендуется периодически проверять текущий статус вашего URL, поскольку учетная запись о сайте может по непонятным причинам исчезнуть из индекса поискового сервера. Проконтролировать состояние вашей учетной записи можно разными методами, их выбор зависит в первую очередь от механизма используемых поисковой службой интерактивных сценариев.
Ряд современных поисковых серверов располагает специальными механизмами, помогающими пользователю проверить наличие ссылки на его ресурс в базе данных сервера. Например, поисковая система «Яндекс» предлагает пользователям определить, проиндексирован ли их сайт, на специальной странице, расположенной по адресу: Http://www. yarv Dex. ru/info/webmaster2.html#status. Аналогичными службами располагают серверы Infoseek (Http://www. infoseekcom/Forms?&sv=IS&lk=noframes&pg=spe-cial. html) и WebCrawler (Http://www. webcrawler. com/WebCrawler/Status. html). Для того чтобы проверить статус вашей ссылки на серверах AltaVista и Апорт, достаточно набрать в строке поискового запроса команду url = адресовавшего сайта или url: адресовавшео сайта. На всех остальных поисковых машинах узнать текущее состояние учетной записи можно, просто набрав в строке запроса URL вашего ресурса. Помните, что с момента внесения ссылки на сайт в реестр поисковой машины до того момента, когда этот сайт будет проиндексирован, проходит некоторое время, от нескольких часов до нескольких дней. Поэтому, завершив регистрацию, не пытайтесь сразу же проверить состояние вашей учетной записи: скорее всего, такая проверка даст отрицательный результат.
Достаточно полный список российских и зарубежных поисковых систем и каталогов, а также служб, осуществляющих автоматическую регистрацию, вы можете найти в приложении 1 к настоящей книге.