Зарубежный Интернет
Вполне естественно, что подавляющую часть пользователей Интернета составляет международная аудитория. В связи с бурной и непрекращающейся эволюцией компьютерных и сетевых технологий число пользователей Всемирной сети постоянно растет, причем этот рост весьма непропорционален: в технологически развитых странах, таких, как США, Великобритания, Германия, Франция, где Интернет существует уже достаточно долгое время, количество использующего его населения возрастает значительно медленнее, чем в других государствах, поскольку уже достаточно высокий процент жителей этих стран постоянно применяет сетевые технологии на работе или дома. Общее количество пользователей Интернета увеличивается в основном за счет развивающихся государств.
По данным информационной маркетинговой службы Nielsen//Net Ratings (Http://www. eratings. com), в марте 2001 года общее количество пользователей Интернета во всем мире составило 379 млн. человек, что составляет почти 6% от населения планеты. Согласно информации Monitoring. RU, в мае 2000 года в Австралии Интернетом постоянно пользовались 7 млн. человек (36,5% населения), в Китае - 15 млн. 800 тыс. человек (4,2%), в Австрии - 1 млн. 850 тыс. человек (22,73%), в Великобритании - 19 млн. 360 тыс. человек (32,53%), в Германии - 15 млн. 900 тыс. жителей (19,37%), в Италии - 11 млн. человек (19,1%), во Франции -9 млн. человек (15,26%) и, наконец, в США — 134 млн. 200 тыс. человек, что составляет 48,7% населения (данные на март-июнь 2000 г.). Каков же портрет среднестатистического пользователя Интернета за пределами России? Согласно результатам социологических опросов, проведенных исследовательским агентством NUA Internet Surveys (Http://www. nua. com), на сентябрь 2001 года средний возраст пользователя Интернета составил 32 года. Порядка 7% из них одиноки, семья 17,5% состоит из двух человек, порядка 30% имеют семью из трех человек, остальные — большее число родственников. Средний годовой доход пользователя равен 52 500 долларам, что выше даже среднестатистического годового дохода жителей в целом по США. В среднем западный пользователь Всемирной сети в течение месяца подключается к Интернету 34 раза, просматривает до 1200 web-страниц, в течение тридцати дней проводит в Интернете в совокупности до восемнадцати с половиной часов, один сеанс связи занимает порядка получаса (данные на сентябрь 2003 года). По возрастному делению зарубежные пользователи Интернета также существенно отличаются от российских. По сведениям агентства Marketer (Http://www. emarketer. com), опубликованным на сервере Www. monitoring. ru, в 2001 году порядка 6,5% среди прочих возрастных групп составили подростки в возрасте от 14 до 17 лет, иными словами, их общее количество достигло приблизительно 16 млн. 700 тыс. человек. Количество тинэйджеров от общего числа пользователей Интернета достигло 15,7% в целом по всему миру, а среди европейских пользователей их число достигло к сентябрю 2003 года 12%. Компания Media Metrix (Http://www. mediametrix. com) установила, что юноши более активны во Всемирной сети, чем девушки: молодые люди просматривают в среднем 301,2 уникальных web-страниц в месяц, а девушки только 271 web-страницу. Основное направление использования Интернета подростками ограничивается, в основном, играми и общением. При этом юноши более склонны к играм, а девушки — к общению и поиску информации, помогающей в изучении школьной программы.
Вместе с тем зарубежные подростки являются весьма существенной категорией потребителей: по данным агентства Monitoring. ru, опубликованным со ссылкой на компании EMarketer и Harris Interactive (Http:// Www. Harris interactive. com), суммарная покупательная способность использующих Интернет детей, подростков и молодых людей в 2000 году составила 164 млрд. долларов США, в течение года покупки в режиме онлайн совершило 3,63 млн. подростков в возрасте от 14 до 17 лет. В целом покупатели этой возрастной категории потратили в Интернете в течение года 710 млн. долларов США, то есть каждый подросток тратит на покупки в электронных магазинах порядка 196 долларов в год.
Предпочтения западных подростков по приобретаемым в Интернете товарам показаны в табл. 1.2.
Таблица 1.2. Потребительские предпочтения
Подростков и молодых людей в возрасте от 13 до 24 лет
(источник: Www. monitoring. ru со ссылкой на Www. harrisinteractive. com)
Категория товаров |
Совершенные покупки. %
Юноши |
Девушки |
|
Одежда |
52 |
75 |
Обувь |
23 |
40 |
Фотопленка |
IS |
36 |
Стерео - и аудиооборудование |
21 |
8 |
Программное обеспечение |
43 |
7 |
Видеоигры |
26 |
5 |
Другой весьма многочисленной и активной категорией пользователей Интернета во всем мире являются пожилые люди в возрасте от 55 лет и старше. В 2001 году их число составило 10,6 млн. (приблизительно 3% от общего количества пользователей), и оно непрерывно увеличивается: ожидается, что к концу 2002 года общее количество «интернет-пенсионеров» превысит 13.5 млн. человек. Столь большая аудитория «людей за пятьдесят» во Всемирной сети обусловлена прежде всего наличием у данной категории граждан большого количества свободного времени, нехваткой полноценного общения, а также тем, что практически во всех экономически развитых странах пожилым людям гарантирована обеспеченная старость. В среднем представители данной возрастной категории еженедельно проводят в Интернете более 8 часов (подростки - 7,8 часа). Основные интересы пенсионеров ограничиваются электронной почтой и чатами, заменяющими им живое общение. Однако самой большой и активной категорией пользователей все же остаются взрослые люди в возрасте от 18 до 54 лет: их число составляет 91,6% от общего количества постоянно работающих с Интернетом пользователей. Если принять суммарную численность «взрослого» контингента Всемирной сети за 100%, то люди в возрасте от 18 до 20 лет составят среди них 12%, от 21 до 34 лет — 43% и, наконец, от 35 до 54 лет - 45%.
Согласно информации исследовательской службы GVU, 80,9% пользователей Интернета во всем мире имеют образование на уровне колледжа, 50,1% имеют высшее образование, порядка 17% получили среднее образование, и лишь менее 3% не закончили даже школу. Приблизительно 43% пользователей используют Интернет преимущественно на работе, около 14% — исключительно на работе, а 86% имеют доступ к Всемирной Сети и с рабочего места, и с домашнего компьютера или только из дома В среднем взрослый пользователь проводит в Интернете порядка трех часов в сутки. Наиболее популярные виды деятельности совершеннолетних пользователей Интернета представлены в табл. 1.3 (данные агентства Monitoring. ru). Информация дана по количеству поступивших откликов в процентном отношении от общего числа опрошенных взрослых пользователей Интернета.
Таблица 13. Использование Интернета в личных целях взрослыми пользователями
Вид Деятельности В Интернете Отклики, %
Использование элентронной почты 55
Поиск информации в поисковых системах 89
Чтение обычных и спортивных новостей 75
Посещение виртуальных магазинов 67
С ознакомительными целями
Посещение фондовой биржи 49
Совершение покупок в виртуальных магазинах 45
Игры и посещение развлекательных ресурсов 22
Проведение банковских операций 14
Следует отметить, что достоверность приведенных здесь цифр, скорее всего, весьма относительна. В пользу данного утверждения говорит хотя бы тот факт, что вряд ли кто-то из опрашиваемых признается, что большую часть времени в Интернете занимается, например, исследованием порносайтов. Вместе с тем, приблизительный суммарный объем доходов владельцев ресурсов для взрослых, составляющий, по оценкам американских экспертов, сотни миллионов долларов ежегодно, говорит о популярности подобных серверов более чем у 11 % постоянных пользователей Всемирной сети. Ресурсы развлекательного характера также пользуются достаточно высоким спросом: посещаемость наиболее известных порталов может достигать десяти тысяч заходов на стартовую страничку в сутки, что с учетом постоянно увеличивающегося количества подобных серверов дает основания предполагать их более высокий рейтинг, чем это показывают социологические опросы. Что же касается покупательной способности взрослого «населения» Интернета, то исследования, проведенные в 2000 году компанией Roper Starch (Http://www. roper. com), показали: более 56% совершеннолетних пользователей совершали в течение года покупки в Интернете, порядка 49% заказывали через Интернет авиа - и железнодорожные билеты, бронировали номера в гостиницах и покупали туристические путевки. Только в Западной Европе суммарный доход от сделок, совершенных в Интернете, составил в 2000 году 0,38 млрд. долларов США. В целом, как сообщает агентство Harris Interactive, во втором квартале 2000 года число покупателей, которые приобрели какой-либо товар в электронном магазине, составило 30,3 млн. человек.