Определение избытка воздуха на работающем котле
Для обеспечения при эксплуатации оптимальных условий горения топлива и минимума присосов воздуха по газовому тракту необходим постоянный контроль за избытками воздуха в газовом тракте. На электростанциях используют два метода определения этого показателя. Основным является метод прямого определения остаточного кислорода в потоке дымовых газов кислородомером. Определение содержания кислорода в газовой смеси основано на использовании магнитных свойств молекул кислорода, чем не обладают другие газы многокомпонентной газовой смеси.
Пересчет процентного содержания кислорода на значение избытка воздуха производят следующим образом. Если пренебречь незначительным увеличением объема продуктов сгорания за счет освобождения азота из топлива, то объем сухих газов Fc. r=FB. Остаточный кислород в продуктах сгорания в процентах
объема сухих газов можно выразить следующим образом:
21 (а — і) V>
Vr1—- (5-15)
02 =
С учетом ранее сказанного Ve r=aF°, тогда
(5.16)
И окончательно в отношении искомого избытка воздуха получим:
(5.17) |
21
Где 02 — содержание кислорода в продуктах сгорания по показанию кислородомера, %.
Последняя формула справедлива при полном сгорании топлива и без учета влажности воздуха. При наличии в дымовых газах продуктов неполного сгорания (СО, Н2) вводятся дополнительные поправки.
•100. |
(5.18) |
Вторым достаточно широко применяемым методом определения избытка воздуха в продуктах сгорания является его расчет на основе нахождения процентного содержания сухих трехатомных газов RO2—co2+so2, где
'RO,
Ro2=
При полном сгорании топлива в стехиомет- рических соотношениях (а=1) и при условии, когда содержание водорода и кислорода в топливе соответствует выражению Нр=Ор/8, весь водород топлива считается окисленным кислородом топлива, и тогда
RO% = ^--100=21o/0.
" с. г
Однако во всех твердых и жидких топливах Нр>Ор/8. Тогда остаток водорода Д№— —№—Ор/8 будет окисляться за счет кислорода воздуха с образованием водяных паров. Остающийся при этом объем азота вой
ROs |
RO" |
У'с. г+ДУм, |
Дет в состав сухих газов, а максимальное содержание сухих трехатомных газов будет меньше 21 %
100 = ^-100 (5.19)
И тем меньше, чем больше разность Нр и Ор/8.
Показателем, отражающим это различие в содержании водорода и кислорода в топливе, является топливный коэффициент р. Его значение для твердых и жидких топлив определяют по формуле
(5.20) |
HP — ОР/8
Г= 2,37
Cp+0,375SPop+k-
.макс
С помощью "коэффициента р величину RO" можно выразить следующим образом:
R°rc=TTr (5'21)
В газовом топливе отсутствует кислород, а содержание водорода существенно больше, поэтому величина RO^13*0 оказывается ниже, чем у твердых и жидких топлив.
Значения ROfKC находятся в следующих пределах, %:
TOC o "1-3" h z Для твердого топлива...................................................... 18—20
Для мазута...................................................................... 16—17
Для природного газа........................................................ 11—13
При значениях а>1 объем сухих газов со-
Ставит КС. Г = РС. Г +ДУВ и =
X 100 будет меньше, чем, RO™c • Поскольку при этом объем FROi не изменяется, то отношение
ЯОГ" VK „ 4- AV V
_±_____ ' С. Г Т - UVg __ ув _____ 00
Ж-- V°c. r
Надежность определения коэффициента избытка воздуха а этим методом зависит от того, насколько точно известно для данного топлива значение RO"3110 (поскольку на
Электростанцию топливо поступает не всегда постоянного состава), а также от тщательности выполнения анализа отбираемых дымовых газов на содержание RO2.
Затруднения с применением указанного углекислотного метода для оценки а возникают при сжигании топлив, содержащих в минеральной части карбонаты, которые при термическом разложении выделяют дополнительный, часто переменный объем С02.