Состав продуктов сгорания
Знание состава топлива и реакций окисления его горючих веществ позволяет рассчитать объем получающихся после сжигания топлива продуктов сгорания. В процессе эксплуатации осуществляют постоянный и периодический контроль за составом продуктов сгорания для оценки полноты выгорания топлива и определения плотности газового тракта.
При тепловых расчетах котла по составу дымовых газов и температуре определяют энтальпию за каждой поверхностью нагрева. Знание объема газов позволяет выполнять аэродинамические расчеты.
Реакции горения при высоких температурах идут с большой скоростью, поэтому состав конечных продуктов сгорания близок к равновесному. В зонах, где оказалась нехватка кислорода, могут остаться продукты неполного окисления исходных горючих компонентов. Состав продуктов сгорания при сжигании 1 кг твердого или жидкого топлива или 1 м3 газового топлива можно записать в следующем виде:
Топливо (1 кг) - j - воздух —»
-Усо, + У5о, + Ун, о + Ум. + Уо. + Г.-.+
Где Vco, VSOj и другие составляющие—объемы
Отдельных газов в продуктах сгорания, м'/кг или м'/м3[1].
Продукты сгорания топлива удобно разбить на три группы. Цифрой 1 в (5.1) обозначены продукты полного окисления горючих элементов топлива. Они состоят из трехатомных сухих газов, обозначаемых обычно через
VW
И объема водяных паров VH 0. В составе трехатомных сухих газов всегда VG0 Vso, поскольку содержание серы в топлив ах мало. Цифрой 2 обозначены объемы азота и кислорода, представляющие собой остаток сухого воздуха после горения топлива, и водяных паров. Здесь VN так как кислород в значительной мере израсходован на окисление - Объем водяных паров включает в себя испарившуюся влагу топлива и влажность самого воздуха. Цифрой^З обозначены продукты неполного окисления горючих элементов топлива, при этом Усо>Ун>Усн1- Соотношение между
Объемами УС0:УНз в среднем составляет 3:1.
Наличие в продуктах неполного сгорания объема свидетельствует о грубых отклонениях режима горения от нормы.
Рассмотрим полное сгорание топлива при условии, когда в продуктах сгорания Усо;=0;
Уч = 0; Уш==0 и нет остаточного ютслорода:
0. Количество воздуха, необходимого для
Полного сгорания 1 кг (м3) топлива при условии безостаточного использования кислорода, называют теоретически необходимым объемом воздуха V0. В этом случае согласно (5.1) теоретический объем продуктов сгорания
У0г = Усо,+У5о, + Ун, о+^- (5-3)
Здесь выделяют теоретический объем сухих газов
Г#сг = ГСо. + У8о.+ = + (6.4)
И полный объем газов
VT = V,e + VQ. (5-5)
При этом в объем V входят все составляющие водяных паров в продуктах сгорания, рассмотренные выше, а объем F"Nj образуется
В основном из азота воздуха с небольшим дополнением азота топлива, выходящего из него при нагреве вместе с другими летучими веществами.
Объем сухих трехатомных газов I^j^q в формулах (5.2) и (5.4) одинаков и не зависит от того, подан на
** Содержание СОз и S02 в атмосферном воздухе очень мало и не учитывается в расчетах.
Горение теоретический объем воздуха V0 или большее его количество V**B, в то время как объем других составляющих продуктов сгорания будет при этом изменяться. В этом случае для обозначения объемов, :о - ответствующих теоретическим условиям горения, вводится индекс 0.
При полном сгорании топлива и любом избыточном количестве воздуха в зоне горения, т. е. при VB>y°, образуется одинаковый теоретический объем газов а увеличение объема продуктов сгорания определяется только избыточным количеством воздуха AVb=Vb—V° и водяными парами, содержащимися в нем, о-
В действительных условиях невозможно довести топливо до полного сгорания при теоретически необходимом объеме воздуха I70 вследствие несовершенства перемешивания топлива с воздухом в большом топочном объеме за короткое время пребывания газов в нем (1—2 с). Поэтому для обеспечения достаточно полного сгорания топлива, удовлетворяющего экономическим показателям работы котлов, действительный объем воздуха всегда несколько больше теоретического. Отношение этих объемов называют коэффициентом избытка воздуха в продуктах сгорания
Необходимый коэффициент избытка воздуха в топке ат зависит от сорта топлива, способа его сжигания и конструкции топочного устройства. Высокореакционное твердое топливо, отличающееся большим выходом летучих веществ, легче воспламеняется и быстрее сгорает, поэтому нуждается в меньшем избытке воздуха, чем топливо с малым выходом летучих. Эффективное перемешивание топлива с воздухом достигается в газозоздушных смесях, поэтому сжигание мазута и газового топлива требует наименьшего избытка воздуха. Разный избыток воздуха нужен при сжигании одного и того же топлива, но в разных топочных устройствах (например, в прямоточной или вихревой топочной камере), отличающихся эффективностью перемешивания.
Расчетный коэффициент ат устанавливается с учетом всех факторов согласно Нормам теплового расчета паровых котлов [8]. Обычно его принимают для разных топлив в пределах:
При сжигании твердых топлив................................ 1,15—1,25
При сжигании жидких топлив.................................. 1,03—1,1
При сжигании газовых топлив. ....... 1,05—1,1
Уменьшение избытка воздуха дает экономию расхода энергии на привод тягодутьевых машин и повышает КПД котла, однако его снижение ниже расчетного значения ат ведет к быстрому росту недожога топлива и снижению экономичности котла.
При работе парового котла под наддувом избыток воздуха на выходе из топки ат равен его значению в горелке аГоР и сохраняется неизменным по всему газовому тракту, так
Как все его газоходы в этом случае имеют избыточное давление и выполнены газоплотными (за исключением регенеративного воздухоподогревателя) .
При работе котла под разрежением, создаваемым дымососами, происходит подсос в газовый тракт холодного воздуха из окружающей среды через возникающие в местах сопряжения отдельных его элементов неплотности (трещины и зазоры в слоях обмуровки, местах прохода через обмуровку труб и т. п.). За счет этого объем продуктов сгорания увеличивается, растет избыток воздуха, снижается температура газов (рис. 5.1.). Присосы определяются в долях теоретически необходимого объема воздуха
V° |
LVi
5.7)
Где ДІЛ—объем присосанного воздуха в пределах і-й поверхности парового котла.
Да, |
Тогда избыток воздуха за і-й по порядку поверхностью нагрева после топки определяется как
(5.8)
В топочной камере также имеют место присосы воздуха Лат. С учетом этого избыток воздуха в зоне горения будет составлять:
АГОр=ат—Аат. (5.9)
Объем уходящих газов, определяемый за последней поверхностью котла, можно найти по следующей формуле:
Он состоит из объема продуктов полного сгорания топлива У°г и всего избыточного воздуха ДУизб, количество которого увеличивается по мере движения газов в газоходах. В свою очередь общее количество избыточного воздуха можно разделить на две составляющие
ДУнзб=(Ргор-1)У°+
-F-SAaiV0, (5.11)
Где ргор=<Хгор — избыток воздуха на выходе из горелок.
Первое слагаемое в формуле (5.11) характеризует организованный избыток воздуха, необходимый для обеспечения достаточно полного сжигания топлива. Второе слагаемое — вредные присосы холодного воздуха.
Объем воздуха, необходимый для полного сгорания топлива, определяют для твердых и жидких топлив на основании составления реакций горения горючих элементов топлива [8, 44]. При горении углерода и серы объем образующихся УСОа и FSOj оказывается равным объему затраченного на их сжигание кислорода: ^ог^^о,' а поскольку объем азота практически не меняется, то У°с. г=У0.
При горении водорода топлива объем образующихся водяных паров в 2 раза выше объема кислорода, затраченного на горение. Таким образом, теоретический объем газов У°г при наличии в топливе водорода всегда больше теоретически необходимого объема воздуха У0 даже при сжигании «сухого» топлива, лишенного внешней влаги.
При сжигании газового топлива расчет расхода кислорода на горение производят для каждого из составляющих его горючих газов отдельно с учетом процентного содержания в составе газового топлива.
Полный объем воздуха и газов находится как произведение объема, вычисленного для 1 кг (м3) топлива, на полный расход топлива. Кроме такого метода расчета, используют метод приведенных тепловых характеристик. В этом случае расчетные показатели относят к единице тепловыделения топлива— 1000 кДж или 1 МДж. Большой вклад в разработку н применение для практических расчетов этого метода сделали проф. С. Я. Корницкий, М. Б. Равич и Я. Л. Пеккер [54]. Применение этого метода расчетов основано ка использовании правила Вельтера — Бертье, гласящего, что количество теплоты, выделяющейся при сгорании сухого топлива, прямо пропорционально количеству израсходованного кислорода, т. е. <Зс=д'Ио1. Таким образом, зная теплоту сгорания топлива и его влажность, можно установить теоретический объем воздуха для горения и объем продуктов сгорания.
Энтальпию продуктов сгорания определяют для объема газов, полученного при сгорании 1 кг или 1 м3 топлива и обозначают через /, кДж/кг, или кДж/м3. Так как теплоемкости газов различны, то энтальпии компонентов дымовых газов подсчитывают отдельно. Так, энтальпия теоретического объема продуктов сгорания при температуре газов О, °С, составляет:
/0г = F ^RO/RO, + + VlOO СЗЛ J ft,
(5.12)
Где сясу crv сн, о — объемные теплоемкости отдельных
Компонентов дымовых газов, взятые при температуре газов кДж/(м3'К); Сзл — теплоемкость золовых частиц, кДж/(кг-К); аув — доля золовых частиц, уносимая потоком газов.
Последний член уравнения (5.12), характеризующий энтальпию золовых частиц, уносимых потоком газов, учитывается только при сжигании высокозольных топлив.
Рис. 5.2. I, О-диаграмма воздуха и продуктов сгорания. а, б — при работе соответственно под разрежением и наддувом. |
Энтальпия газов при избытке воздуха а>1 определяется из уравнения
/г=/ог+Д/в=/ог_(_(а_1) /ов; (5.13)
Здесь /°в — энтальпия теоретического объема воздуха: I=V°c вд, (5.14)
Где св — объемная теплоемкость воздуха, кДж/(м3-К).
Расчеты энтальпий газов при различных температурах для практического использования представляют в виде /, О-диаграммы (рчс. 5.2).