Виды топлива и его состав
Отечественная энергетика развивается за счет строительства электростанций на органическом и ядерном топливе.
Органическим топливом называют горючие вещества, способные активно вступать в реакцию с кислородом и обладающие значительным удельным тепловыделением (на единицу массы или объема).
К энергетическим видам топлив относятся такие, которые экономически целесообразно использовать для получения больших коли-, честв теплоты. Запасы их должны быть огромны и относительно легко доступны для массового использования. Кроме того, они не должны являться ценным сырьем для других отраслей промышленности. В качестве энергетических топлив электростанций наибольшее, значение имеют: твердое — каменные и бурые, угли и отходы их переработки, антрацит и полуантрацит; жидкое — мазут; газовое — природный газ. В меньшей мере используются торф и горючие сланцы, стабилизированная нефть и горючие газы промышленности (доменный, коксовый), хотя в отдельных районах страны они составляют заметную часть топливного баланса.
В последнее время все возрастающее значение для получения энергии и прежде всего электрической приобретает широкое строительство АЭС, использующих энергию распада радиоактивных ядер атомов тяжелых металлов урана (235U) и плутония (239Ри). Самая богатая урановая руда — уранинит — содержит 65—90% двуокиси урана UO2, в составе которой радиоактивного 236U содержится всего >0,72%, а остальное составляет обычный 238U. Для повышения содержания 235U в исходном ядерном топливе его подвергают обогащению на газодиффузионных заводах до 1,5—3,5% 235U, после чего загружают в ядерные реакторы. При делении 1 кг 235U выделяется около 85 млн. МДж теплоты, что эквивалентно сжиганию 3500 т каменного угля с теплотой сгорания 24,5 МДж/кг.
Из общего потребления органического топлива в стране около 40% приходится на долю энергетики. В топливном балансе тепловых электростанций преимущество имеют угли, мазут и природный газ. Доля сжигаемого угля на ТЭС возрастает за счет использования угольных месторождений Сибири и Северного Казахстана. Примерно на таком же уровне находится использование мазута и природного газа. На остальные виды твердого топлива — торф, сланцы приходится всего 6—7% общего расхода топлива электростанциями. Ускоренное развитие получит добыча углей в новых месторождениях более дешевым способом — открытым.
Все ископаемые — твердые топлива и нефть получились в процессе длительного преобразования исходной растительной массы и отмерших животных организмов под слоем земли или воды, причем этот процесс протекал с различной скоростью в направлении постепенного обуглероживания (углефикации) топлива, т. е. повышения в нем содержания углерода и уменьшения количества кислорода и водорода (рис. 2.1).
Рис. 2.1. Изменение элементарного состава основных видов топлив. |
Степень обуглероживания, характеризующая глубину химических превращений в топливе (так называемый химический возраст топлива), не определяется прямо его геологическим возрастом, т. е. длительностью во времени процесса углеобразования.
Сырая нефть является смесью органических соединений и включает в себя небольшое количество жидких сернистых и азотных соединений, парафинов и смол. После извлечения легких фракций и масел (бензина, лигроина, керосина, газойля, солярового масла) остаются сильновязкие тяжелые фракции — мазут, который и используется как энергетическое жидкое топливо. При этом минеральные примеси, входящие в нефть, концентрируются в мазуте.
Природные газы образуются одновременно с нефтью либо получаются в результате синтеза в присутствии воды и карбидов металлов на больших глубинах под воздействием высокого давления и температуры. Во многих случаях выход газов сопутствует добыче нефти. Это так называемые попутные газы, которые также возможно использовать в качестве энергетического топлива.
Использование газообразных и жидких топлив по сравнению с углем не только повышает общую культуру эксплуатации электростанций. но и приводит к ощутимому снижению стоимости основного оборудования, росту к. п. д. установок. Так, при сооружении электростанций, сжигающих газ и мазут, удельные капиталовложения по сравнению с электростанцией равной мощности на угле снижаются на 20—24%, а экономичность газомазутных станций по отпуску электроэнергии на 4% выше, чем работающих на угле.
Однако разведанные запасы природных газов и нефти ограничены и составляют около 6% всех мировых запасов органических топлив. Кроме того, природные газы и нефть являются ценнейшим сырьем для народного хозяйства. Запасы же угля превышают 71% мировых разведанных ресурсов топлива и являются основным органическим топливом.
Органическая часть твердых и жидких топлив состоит из большого количества сложных химических соединений, в состав которых в основном входят пять химических элементов: углерод С, водород Н, кислород О, сера S и азот N. Кроме того, топливо содержит минеральные примеси А, попавшие в исходную залежь в основном извне, и влагу W. Поэтому химический состав твердых и жидких топлив определяют не по количеству соединений, а по суммарной массе химических элементов в топливе в процентах от 1 кг, т. е. устанавливают элементарный состав топлива.
Различают следующие пять основных элементарных масс топлива [7]:
Рабочая масса топлива
CP+HP+OP+NP+SP.,+
Аналитическая масса топлива
Ca+Ha+Oa+Na+S%+ +Л а+Wa= 100 % ;
Cc + Hc + Oc + Nc + S<>-Mc== 100%; (2.3) условная горючая масса топлива
Сг + Нг+Ог + Ыг+5гл= 100%; (2.4) і' Органическая масса топлива
C°-j-H0-f00-f №-f S0—100%. (2.5)
Рабочей считается масса топлива в том виде, в каком она поступает на ТЭС. Расчет расхода топлива и полученных объемов продуктов сгорания производится по составу рабочей массы. Рабочее топливо, измельченное до порошкообразного состояния и доведенное в лабораторных условиях до воздушно-сухого состояния, теряет внешнюю влагу, и масса его называется аналитической. Оставшуюся влагу W& топлива, связанную с его исходным веществом, называют чаще гигроскопической, т. е. Wa=Wril.
Если топливо нагреть до 102—105°С, то испарится вся влага и тогда получится сухая масса топлива. В горючую массу топлива входят химические элементы исходного органического вещества; кроме того, сюда причисляют серу минеральных горючих соединений (например, серного колчедана FeS2), поэтому она называется условной горючей массой.
В уравнениях (2.1) — (2.4) через Бд обозначена летучая сера, представляющая собой сумму колчеданной и органической серы, способной к окислению в топке: Sj4=SK+S°.
Органическая масса отличается от горючей только отсутствием колчеданной серы. Кроме указанных двух видов серы, существует еще сульфатная сера Sc, которая входит в состав высших окислов (например, CaS04) и дальнейшему окислению не подвергается. Схема элементарного состава различных масс твердого топлива приведена на рис. 2.2. В составе топлива различают внешний балласт, состоящий из влаги и минеральной части, и внут-
Лары |
Кексодый остатон |
Рис. 2.2. Схема элементарного состава твердого топлива. |
2—8.ІЗ |
Ренний балласт, входящий в исходное органическое вещество топлива. К нему относятся кислород и азот.
Г орючими элементами топлива являются углерод, водород и сера. Углерод является основным горючим элементом топлива. Он имеет высокую теплоту сгорания (34,1 МДж/кг) и составляет большую часть рабочей массы топлива (50—75% в твердых топливах и 83 — 85% в мазутах). Водород имеет высокую теплоту сгорания (120,5 МДж/кг), но его количество в твердых топливах невелико (№— =2-^-4%) и несколько больше в жидких (10— 11%). Сера имеет невысокую теплоту сгорания (9,3 МДж/кг) и содержится в топливах в малых количествах (Sp=0,3-^4%), поэтому не представляет ценности как горючий элемент. Наличие окислов серы в продуктах сгорания увеличивает опасность коррозии металла поверхностей нагрева и при определенных концентрациях опасно для организмов и растительности, что требует принятия мер для их улавливания. В зависимости от содержания серы различают малосернистый (Sp<0,5%), сернистый (Sp=0,5-5-2%) и высокосернистый (Sp>2%) мазуты.
В отличие от твердого и жидкого топлива газовое топливо представляет собой механическую смесь горючих и негорючих газов. Природные газы преимущественно (до 90 —• 96%) содержат метан СН4, в небольшом количестве тяжелые углеводороды (этан СгНб, пропан СзНв, бутан С4Н10 и др.), которые часто записываются в виде общей формулы CmH„ (1—6%). Кроме того, природный газ содержит негорючие компоненты: немного азота N2 (1—4%) и двуокись углерода С02 (0,1-0,2%).