ВНУТРЕННИЙ ОСМОТР
Внутренний осмотр котла проводят с целью выяснения, в каком состоянии находится поверхность барабана, коллектора, топки, сварные и заклепочные соединения, кипятильные и экранные трубы, концы завальцован - ных или приваренных труб и т. д.
При внутреннем осмотре стенки котла (элементы) проверяют как с внутренней, так и с наружной стороны. Осмотр котла начинают с проверки состояния внутренней поверхности барабана, при этом тщательно проверяют сварные и заклепочные швы, концы завальцованных или приваренных труб и штуцеров, а также трубную решетку.
11» |
Обращают внимание на места ввода в барабан фосфатов и питательной воды, водосоединительных труб водоуказательных приборов, где возможны трещины из - за отсутствия или неисправности защитных рубашек. После этого осматривают внутренние поверхности коллекторов, камер и грязевиков, которые в большинстве
163
Случаев доступны для осмотра лишь через лючки или отверстия. Для внутреннего осмотра безлючковых коллекторов и камер необходимо отрезать по окружности донышко у штуцера, приваренного для этой цели к коллекторам. Затем с одного конца коллектора через штуцер заводят лампочку, а с другого — осматривают внутреннюю поверхность (в случае, если штуцера расположены по оси коллектора). В случае расположения штуцеров под углом к продольной оси коллектора осмотр проводят при помощи зеркала. После проведения внутреннего осмотра выполняют: подготовку кромок штуие - ра и отрезанной части штуцера с донышком под сварку, установку штуцера с донышком на прихватках, после чего производят сварку и контроль сварного соединения.
При последующих осмотрах резку штуцера необходимо проводить по сварному соединению. Количество разрезов штуцера определяется расстоянием между сварными швами на штуцере и коллекторе, которое не должно быть менее 100 мм.
В случае, когда коллектор имеет большое число изолированных частей (коллектор экрана с многоциркуляционным контуром) и установка штуцеров для осмотра каждой из частей не целесообразна, внутренний осмотр их при необходимости проводится через отверстия, образованные путем вырезки экранных труб или стояков — конвективной части вышеописанным методом с последующей заваркой после осмотра.
Далее проводят осмотр элементов котла со стороны топочного пространства и газоходов, при этом проверяют состояние обмуровки и газовых перегородок, особое внимание обращают на тепловую изоляцию.
При осмотре мест развальцовки труб следует убедиться в отсутствии трещин в стенках труб, подрезов и смятия их стенок, смятия гнезд, трещин в трубной решетке, надрывов в выступающих концах труб. В литых стальных и чугунных изделиях могут быть выявлены выходящие наружу трещины, свищи, раковины и пористость.
Повреждения барабанов котлов. Типичные повреждения барабанов котлов — нарушения прочности и плотности заклепочных швов, появление трещин в сварных швах; в цилиндрической части барабана и днищах — повреждения стенок трубных отверстий, лючковых затворов и коррозионные разъедания металла на стенках барабанов и головок заклепок. Встречаются также повреждения воротниковых фланцев и штуцеров.
Большинство повреждений барабанов котлов — это появление трещин. Трещины появляются в металле барабана в результате: дефектов и пороков структуры в котельных листах, возникших при разливе стали и ее затвердевании, а также при прокатке листов и изготовлении элементов барабанов: перенапряжений металла, допущенных при изготовлении котла; перенапряжений металла, возникших при неправильной эксплуатации, постоянных или переменных добавочных усилиях; агрессивного действия котловой воды. Перенапряжения металла при неправильной эксплуатации котла появляются чаще всего из-за механических, термических и химических воздействий на металл. Механические напряжения в металле барабана из-за внутреннего давления, массы барабана и закрепленных на нем деталей могут значительно возрастать в результате термических напряжений, появившихся при неравномерном нагреве и расширении всех частей барабана, вызвавших его прогиб и искажение правильной цилиндрической формы.
Причинами термических деформаций барабанов могут быть: ввод в барабан питательной воды, температура которой значительно ниже температуры котловой воды, без специальных защитных устройств; неравномерная подпитка котлов большим количеством относительно холодной питательной воды; слабое перемешивание питательной воды с котловой до ее соприкосновения со стенками по всей длине барабана; нарушение режима растопки и расхолаживание котлов; оставление котлов в горячем резерве без отключения их от паропроводов работающих котлов; повреждение изолирующей обмуровки или торкрета из-за охлаждения котла наружным воздухом, расположенного вблизи ворот котельного помещения, не имеющего тамбура; частые большие изменения нагрузки котла и т. п.
Агрессивность котловой воды определяется наличием в ней растворенной едкой щелочи и кремниевой кислоты, являющейся катализатором процесса межкристаллитной коррозии. За счет выпара воды в неплотностях соединений откладываются щелочи, значительно увеличивающие концентрацию.
Химическое воздействие на металл агрессивной котловой воды выражается в коррозионных разъеданиях, ослабляющих элементы барабана. При совместном механическом, термическом и химическом воздействии в металле барабана котла появляются межкристаллитная коррозия и другие дефекты.
Межкристаллитную коррозию также называют каустической или щелочной хрупкостью металла или коррозионным растрескиванием.
Межкристаллитная коррозия возникает у наклепанного и находящегося под воздействием близких к пределу текучести механических и растягивающих напряжений металла в среде с высокой концентрацией веществ, растворенных в котловой воде. Металл приобретает хрупкость и в нем образуются микротрещины, превращающиеся впоследствии в сквозные. К сожалению, обнаружить межкристаллитную коррозию можно только по явно выраженным трещинам.
Отличительными особенностями межкристаллитной коррозии является распространение начальных микроскопических трещин по границам кристаллитов — зерен металла; крупные трещины являются в основном транс - кристаллитными, т. е. проходят по кристаллам, это объясняется дальнейшей концентрацией механических напряжений в зоне повреждений.
Другим отличительным признаком межкристаллитной коррозии является бездеформационный или хрупкий по внешнему виду излома характер разрушений. Значит, коварство межкристаллитной коррозии заключается в отсутствии в зоне образования трещин деформации металла, т. е. изменения геометрических размеров элемента, металл которого вблизи трещин сохраняет свою пластичность, прочность и текучесть. До разрушения пострадавший элемент котла не меняет своей формы, трещина треснувшей накладки или основного листа барабана, а также кольцевые трещины труб не увеличиваются.
Появление хрупких разрушений начинается с образования мелких невидимых волосных трещин. Развитие трещин начинается в наружном слое металла заклепки, трубы или тела барабана, непосредственно примыкающем к заклепочному или вальцованному соединению. Постепенно развиваясь, трещины в местах повреждений переходят в транскристаллитные, разрушение ускоряется и захватывает все сечение заклепок — обламывание головки. При разрушении накладок заклепочного шва и тела барабана иногда откалывается кусок накладки, при разрушении тела барабана образуются трещины в мостиках между отверстиями трубной решетки барабана. При разрушении завальцованной грубы образуются сквозные кольцевые трещины.
Внешними признаками процесса образования хрупких разрушений являются: пронаривание у кромок листов заклепочных соединений, в вальцованных соединениях, у основания приклепанных штуцеров и воротниковых фланцев; появление солевых отложений в этих же местах и в водосоединительных трубках водоуказательных приборов, на линиях рециркуляции, ввода пара для подогрева барабанов, в перемычках между трубными отверстиями; у наружных головок заклепок и т. п.; обламывание головок заклепок при их обстукивании ручником.
При выявлении внешних признаков хрупких разрушений необходимо тщательно проверить подозрительные места барабанов, для чего из внутренних заклепок делают шлифы. Заклепочные и трубные отверстия, а также поверхность металла возле отверстий зашлифовывают и после травления реактивами осматривают через лупу. В необходимых случаях выявляют трещины ультразвуковым способом, для уточнения вынимают ряд заклепок и проверяют их магнитной порошковой дефектоскопией.
Серьезная опасность межкристаллитной коррозии заключается в том, что трещины начинают углубляться в недоступных осмотру местах — в межшовном пространстве клепаных барабанов, зазорах между завальцован - ными концами труб и гнездами барабанов и коллекторов.
Повреждения барабанов происходят также из-за равномерной или местной коррозии металла. Равномерная коррозия металла обычно не опасна. При местной коррозии могут довольно быстро появиться глубокие разъедания. Коррозионные разъедания стенок барабанов чаще всего являются следствием наличия в воде или паре кислорода. Местная коррозия бывает язвенной, точечной и избирательной.
Кислородная язвенная коррозия развивается в глубь металла. На внутренней поверхности барабана образуются бугорки, ржавчина коричневого цвета, под которой обычно имеется слой окислов железа черного цвета. При очистке этих мест стальной щеткой обнаруживается язвина, которая, если не принять меры, может увеличиваться вплоть до образования свищей. Наибольшее количество язвин обнаруживается в паровом пространстве барабана, в местах переменного уровня воды, под коробками сепарационных устройств, на головках заклепок и др.
В коллекторах экранов коррозии иногда подвергаются торцевые участки, где низки скорости воды, а также стенки коллекторов вблизи торцов.
Кислородная коррозия барабана может происходить в период ремонта и при нахождении его в резерве. В последнем случае коррозию называют стояночной. Стояночная коррозия может образоваться как в котлах, наполненных водой, так и в котлах без воды. В первом случае она возможна, если в воде имеется растворенный кислород, а во втором — если стенки барабана влажные и к ним имеется доступ кислорода. Особенно интенсивно коррозия образуется на границе вода — воздух или непосредственно под этой границей.
Не менее опасны коррозионные разъедания наружной поверхности барабанов и подвесок, которые происходят из-за частого их увлажнения.
Перелив воды из расположенных над котлами баков, попадание воды на потолок котла из предохранительных клапанов, протекания лючков, заклепочных швов и вальцованных соединений, а также течи в экономайзерах создают благоприятные условия для образования коррозии внешних стенок.
Нижние барабаны (грязевики) малых водотрубных котлов и нижней части обечаек жаротрубных котлов иногда находятся под воздействием грунтовых вод, что вызывает быструю коррозию наружной поверхности. Коррозионные разъедания развиваются также в невидимых метах — под обмуровкой, торкретом, изоляцией или обшивкой. Для выявления коррозионных повреждений наружной поверхности в необходимых случаях полностью или частично снимают обмуровку или изоляцию котл а.
Эксплуатация котла должна быть запрещена, если обнаружены признаки межкристаллитной коррозии — кольпевые трещины в вальцовочных соединениях, трещины в межтрубных простенках барабанов и коллекторов, отвалившиеся (хрупкие разрушения) головки заклепок и т. п.
Различные котлы в зависимости от конструктивных особенностей имеют свои характерные для них повреждения, поэтому при освидетельствовании должны тщательно осматриваться все элементы котла.
Повреждения экономайзеров. Осмотр экономайзеров с целью выявления повреждений производится после их очистки, до и во время гидравлического испытания котла. В экономайзерах могут быть следующие повреждения: коррозия внутренней или наружной поверхности стальных экономайзеров; износ поверхностей нагрева летучей золой; свищи в сварных соединениях; перегревы труб, а также дефекты труб при изготовлении змеевиков; нарушение плотности в местах ввальцовки труб а коллектор стального экономайзера в результате резких изменений температуры питательной воды; разрушение ребристых или гладких труб чугунных экономайзеров в результате термических напряжений или гидравлических ударов.
Внутренняя коррозия труб экономайзеров происходит при неудовлетворительной деаэрации воды. В результате коррозии на их поверхностях нагрева образуются оспины, язвины, что может привести к сквозному поражению труб.
Наружная коррозия труб возникает при концентрации на поверхности труб экономайзеров водяных паров, содержащих кислород, углекислоту и сернистый газ. Конденсация водяных паров из дымовых газов происходит, если температура наружной поверхности экономайзера ниже точки росы дымовых газов. Температура точки росы зависит от вида и марки топлива, способа его сжигания, коэффициента избытка воздуха в дымовых газах непосредственно у экономайзера и содержания серы в топливе. Наружной коррозии чаще подвергаются трубы с наименьшей температурой, т. е. у входа воды в экономайзер.
Для предупреждения и уменьшения кислородной и серно-кислотной коррозии труб экономайзеров подаваемую в них питательную воду подогревают до 103—104 °С в деаэраторах атмосферного типа, а также при отсутствии деаэрации — до температуры не менее 70 °С. Применяют также специальные жидкие присадки к топливу при сжигании сернистого мазута.
Механический износ труб экономайзеров под действием золы и несгоревших частиц топлива происходит в местах повышенных скоростей и концентрации уноса в дымовых газах: в проемах между змеевиками или трубами и стенками газохода, против щелей или неплотностей в газовых перегородках, в местах поворота потоков газов, в местах отклонения потоков от скоб, подвесок, хомутов, в местах сужения газоходов и в местах завихрения.
Занос поверхности труб экономайзера летучей золой возникает при пониженных нагрузках котла, когда скорость газов, проходящих через экономайзер, может снизиться ниже 3 м/с.
Для предохранения змеевиков экономайзера от износа на прямых участках и закруглениях труб устанавливают защитные манжеты. Иногда устанавливают групповую защиту закруглений труб, например у разделительных перегородок. Для защиты прямых труб под углом 40—45° по направлению к газовому потоку приваривают прутки.
Свищи в местах сварки экономайзеров образуются из-за некачественной сварки, усталостных напряжений, возникающих в сварных швах при колебании температуры питательной воды перед экономайзером, недостаточного охлаждения при растопках котла в переходных режимах его работы. Образование свищей может привести к разрыву труб. Дефектные места сварных швов — трещины, непровары, подрезы основного металла, неметаллические включения.
В экономайзерах кипящего типа нередко появляются трещины на отводящих трубах, соединяющих его с барабаном котла, из-за образования в них паровых пробок при неравномерном распределении воды по змеевикам. Неравномерное поступление воды из коллектора в змеевики экономайзера (особенно кипящего типа) также может быть причиной частого повреждения труб и общего ухудшения его работы.
Повреждения пароперегревателей. Повреждения труб пароперегревателей могут происходить по следующим причинам: чрезмерное повышение температуры газов перед перегревателем из-за неполного сгорания топлива в топке и догорания газов в камере подогревателя; зашлакование экранов и труб первого газохода; понижение температуры питательной воды; повышенный присос воздуха в топке; износ поверхностей нагрева летучей золой; отложения солей на внутренней поверхности перегревателя из-за высокого солесодержания котловой воды; вырывание концов змеевиков из мест вальцовки з коллекторах; технологические дефекты труб; дефекты сварки стыков труб; увеличение расхода насыщенного пара; повышение допустимого верхнего уровня воды в котле; повреждение регулятора перегрева.
В отличие от труб экранов на трубах пароперегревателей реже образуются свищи, но чаще разрывы (пережог змеевиков) из-за перегрева металла. При приемке котла из ремонта необходимо проверить, не осталось ли в змеевиках и коллекторах перегревателя посторонних предметов.
Горизонтально-водотрубные котлы. В котельных небольшой пр >- изводительности эксплуатируются котлы устаревших конструкций — камерные и секционные.
Камерные котлы системы Штейнмюллера, Фицнер—Гамлера и др. имеют большие плоские камеры, соединенные с продольным бараГч - ном широкой горловиной или штуцером большого диаметра, и прямые кипятильные трубы диаметром до 100 мм, ввальцованные в переднюю и заднюю камеры. Вследствие большого числа труб, соединяющих камеры, при растопке, резких колебаниях мл- грузки и большой форсировке котлов возможны образованна трещин, ослабление вальцовки труб и течи лючковых уплотнений трубных камер. Жесткость соединений элементов котла также являєіся причиной ослабления заклепочных швов в соединительных карманах (горловинах), в штуцерах барабанов и в грязевиках котлоа. Особое внимание при осмотре следует обращать: на клепаные грязевики, узлы соединений опускных труб с грязевиком и барабаном, швы камер.
Дефектом секционных котлов системы Бабкок—Вилькокс является неудовлетворительная циркуляция в верхних рядах труб.
Котлы системы Шухова и Шухова—Берлина имеют жесткую конструкцию и тесное расположение кипятильных труб в пучках, затрудняющее их обдувку, очистку от золы и сажи. Так как питательная вода у котлов Шухова—Берлина вводится над крайними секциями-пучками, то в этих местах выявляются повреждения труб, отдулипы и значительные отложения накипи. У этих котлов иногда наблюдаются прогиб трубных решеток передних камер секционных головок, провисания труб, особенно в случае обогрева их горячими газами, и образования накипи на внутренней поверхности.
Необходимо обращать внимание на защиту головок от перегрева.
Вертикально-водотрубные котлы. В настоящее время котлы этого типа полностью вытеснили котлы других типов. Для коглов характерно полное экранирование топочных камер, наличие одного - двух сварных барабанов с трубами небольшого диаметра, непосредственно соединенными с барабанами. Отсутствие камер, секций, большого числа лючковых затворов, меньший водяной объем повысили надежность этих котлов. Кипятильные трубы, как правило, выполняются гнутыми, что придает им эластичность и способствует более свободному тепловому перемещению. Прямые трубы сохранились лишь на некоторых старых типах котлов (Гарбе), где трубы развальцованы в специальные штампованные плиты барабанов либо закреплены косой вальцовкой в утолщенную для этого стенку барабана.
Старые конструкции котлов системы Стерлинга, Гарбе и др. имеют три, пять и более клепаных барабанов. В задних пучках этих котлов наблюдаются дефекты циркуляции, нижние барабаны являются иногда местами застоя циркуляции и неравномерного разогрева.
В многобарабанпых клепаных котлах осматривают швы нижних барабанов, а в самих швах—участки пересечения продольных заклепочных швов с поперечными у днищ или у соединительных колец, се. in барабан состоит из нескольких обечаек (эти же участки тщательно проверяют и у барабанов котлов системы Бабкок—Вилькокс морского типа).
В эксплуатации находятся также выпускавшиеся ранее котлы типа 1РШ (конструкции Курочко, Рассудова, Шафрана), ВВД и ТВД (конструкции Добрина).
В днищах старых котлов с малым радиусом переходной дуги и малой высотой выпуклой части могут быть выявлены трещины, расположенные по окружности на внутренней поверхности переходной части, преимущественно в области водяного пространства. Вначале появляются неглубокие бороздки, в дальнейшем они увеличиваются по длине, углубляются и могут стать сквозными. Такие же трещины встречаются на сгибе бортов люковых отверстий.
Наиболее распространены в котельных небольшой па - ропроизводительности котлы типов ДКВР, ДЕ, КЕ, работающие на твердом, жидком и газообразном топливе с рабочим давлением пара 0,9; 1,4; 2,4 и 3,9 МПа (9; 14; 24 и 40 кгс/см2).
При осмотре котлов проверяют заклепочные швы и места вальцовки труб, где возможно образование меж - кристаллитных трещин, возникающих главным образом в пределах водяного пространства. Внутренние поверхности котлов могут иметь коррозионный износ, главным образом, в местах поступления питательной воды, слабой циркуляции воды и в местах отложений шлама. Коррозия наружных поверхностен наблюдается в местах соприкосновения с сырой кладкой, около люков из-за их неплотностей и течи.
В обогреваемых газами барабанах тщательно осматривают места обогрева, в которых могут образоваться выпучины. Необходимо проверять наличие защиты барабанов торкретом от перегрева в случаях, когда такая защита предусмотрена проектом.
Наиболее распространенными дефектами экранных и кипятильных труб являются кольцевые и продольные трещины, отдулины, свищи, утонение стенок труб и деформация труб из-за отложений накипи или нарушения циркуляции. При осмотре обращается особое внимание на угловые экранные трубы, горизонтальные и слабонаклонные участки кипятильных труб.
Осмотр внутренней поверхности кипятильных труб в котлах с прямыми трубами производят из камер, секций или барабанов, при этом труба освещается лампочкой с противоположной стороны.
При осмотре наружной поверхности труб обращается внимание на износ их золой, движущейся в потоке газов, особенно при камерном сжигании высокозольного топлива. Такому износу чаще подвергаются трубы в местах сужения сечения газоходов и резких изменений направления потока газа. Износ труб выявляется с помощью специальных шаблонов или путем вырезки контрольных образцов.
Повреждения жаротрубних котлов. Котлы этого типа с одной (корнвалийские) и двумя жаровыми трубами (ланкаширские) используются в отопительных котельных в качестве паровых и водогрейных.
Характерными повреждениями для жаротрубных котлов являются выпучины в нижней части барабана котла из-за скопления шлама и накипи при обогреве ее горячими дымовыми газами; выпучины или прогиб жаровой трубы при упуске воды и оголение верхней части трубы или скопление в этих местах накипи и шлама. Могут появиться прогиб и вмятины корпуса под действием веса котла и воды, в случае проседания части фундамента под котлом или неправильного монтажа опор под ним. Иногда появляются трещины, образующиеся в отгибах бортов жаровых труб, в местах соединения труб с днищами и в отгибе бортов днищ — в месте соединения с корпусом. Основная их причина — жесткость соединений, недостаточный радиус загиба и другие дефекты изготовления или монтажа, затрудняющие свободное термическое расширение элементов котла. Очень опасны поперечные трещины, возникающие преимущественно в первых звеньях жаровых труб.
В заклепочных соединениях жаротрубных котлов возможны повреждения из-за межкристаллитной коррозии, особенно при питании их водой после обработки 1та-ка - тионитным методом.
В трубных решетках котлов с дымогарными трубами (котлы паровозов, локомобилей, кранов) встречаются трещины между отверстиями для труб и в отбортовке, износ и деформация стенок. Наиболее частыми повреждениями дымогарных труб являются обгорание и износ отбортованных концов, ослабление вальцовочных соединений и трещины от частых развальцовок.
В топочных камерах котлов паровозного типа возможны вынучины, волнистости на потолке и стенках тонки, трещины в бортовке топочных листов, коррозионный износ, обрыв связей, течь в вальцованных соединениях труб и в креплениях связей.
Причиной повреждений часто является неудовлетворительное состояние подвижной опоры котла, резкое изменение режима работы котла, охлаждение топки и трубной решетки холодным воздухом при загрузке топлива и при сквозняках в помещении, скопления накипи и шлама, у пуск воды.
В вертикальных цилиндрических котлах (ММЗ, ТМЗ, МЗК, ВГК и Др.), работающих на газообразном и жидком топливе, следует проверять нижнюю часть внутренней цилиндрической обечайки в зоне уторного кольца. В этих котлах особенно опасны выпучины в стенках внутренней обечайки и дефекты в сварных швах уторного и шуровочного колец, образующиеся вследствие частого охлаждения при шуровке и подаче топлива, расстройство и течь вальцовочных соединений в результате упуска воды или частых перевальцовок, образование накипи и шлама. При осмотре котлов любых конструкций проверяется состояние кромок люковых отверстий, крышек люков и их креплений.
Повреждения водогрейных котлов. Надежность водогрейных котлов главным образом зависит от конвективных поверхностей нагрева, подвергающихся наибольшему загрязнению и коррозии, особенно при сжигании топлива с высоким содержанием серы.
При осмотре водогрейных котлов типов ПТБ, ПТВМ, ПТВГ проверяется состояние труб конвективной части, где возникают коррозионные язвины как с внутренней, так и с наружной стороны. В отдельных случаях при нарушении водного режима имеет место пережог труб из-за отложений накипи и шлама. Перед проведением внутреннего осмотра рекомендуется производить контрольные вырезки из трубной системы котла.
При осмотре коллекторов обращается внимание на наличие и состояние разделительных перегородок, возможный коррозионный износ стенок как с внутренней, так и с наружной стороны и на состояние стенок в зоне опорных устройств.
После проведения внутреннего осмотра и устранения выявленных дефектов проводят гидравлическое испытание котла.