АВАРИЙНАЯ ОСТАНОВКА СТАЦИОНАРНОГО ПАРОВОГО КОТЛА
Основными причинами аварий при эксплуатации паровых котлов являются: упуск воды, превышение давления, нарушение водного режима, дефекты изготовления и ремонта. Анализ причин аварий показывает, что они являются следствием неудовлетворительного надзора за эксплуатацией паровых котлов со стороны администрации предприятий, недостаточной квалификации рабочих,
Обслуживающих котлы, и низкой трудовой дисциплины.
Аварии, вызванные уиуском воды, происходят из-за того, что машинисты оставляют работающие котлы без надзора (уход из котельной, сон во время дежурства) или в результате неправильных действий машинистов при обслуживании котла.
В отдельных случаях последствия аварий усугублялись неправильными действиями машинистов, производящих питание котла водой после обнаружения упуска воды.
Основной причиной аварий, связанных с превышением давления в котле выше допустимого, является работа котлов с неисправными и неотрегулированными предохранительными клапанами (или отключенными с помощью заглушек, или заклиненными) и неисправными манометрами.
Применение воды с повышенной жесткостью для питания котлов влечет за собой образование накипи, перерасход топлива и увеличение расходов на ремонт и чистку котлов. Известно, что накипеобразование может привести к аварии котла из-за пережога металла поверхностей нагрева и барабанов котла. Поэтому правильный водный режим следует рассматривать не только с точки зрения повышения экономичности котельной установки, но и как важнейшее профилактическое мероприятие по борьбе с аварийностью.
Аварии паровых котлов происходят редко, но в отдельных случаях они сопровождаются травмированием людей, вызывают разрушение зданий и наносят значительный материальный ущерб.
Котел следует остановить немедленно в аварийных случаях, если:
Давление поднимается выше разрешенного (болеечем па 10 %) и продолжает расти, несмотря на прекращение подачи топлива и уменьшение тяги и дутья и усиленное питание его водой;
Произошел упуск воды из котла (в этом случае подпитка котла водой категорически запрещается);
Уровень воды в котле быстро понижается, несмотря на усиленное питание его водой;
Уровень воды поднялся выше верхней кромки водо- указательного стекла (или выше верхнего водопробного крана) и продувкой котла не удается быстро снизить его;
Не действуют все питательные устройства; не работают все водоуказательные приборы или 50 % предохранительных клапанов;
В основных элементах котла (барабане, коллекторе^ камере, огневой коробке, кожухе топки, трубной решетке и т. п.) обнаружены трещины, выпучины, неплотность сварных швов, разрыв труб, обрыв двух и более находящихся рядом связей;
Расплавлена контрольная пробка; повреждены элементы котла или обмуровки, создающие опасность для обслуживающего персонала;
Прекращена подача электроэнергии при искусственной тяге;
Возник пожар в котельной.
Аварийными условиями, связанными со сжиганием газового и жидкого топлива, при которых котел должен быть остановлен действием технологических защит или обслуживающим персоналом являются: взрыв газовоздушной смеси в топке котла или газоходах; самопроизвольное погасание факела в топке; отключение всех дымососов (для котлов с уравновешенной тягой) или вентиляторов; отключение всех регенеративных воздухоподогревателей; резкое понижение или повышение давления газа после регулирующего клапана относительно заданных значений (при работе на газе); понижение давления мазута в коллекторе за регулирующим клапаном ниже заданного значения (при работе на мазуте); потеря напряжения на устройствах дистанционного и автоматического управления, а также на всех контрольно-измерительных приборах; загазованность помещения котельной; прекращение подачи топлива.
При необходимости аварийной остановки машинист должен действовать четко и быстро со знанием последовательности выполняемых им операций: срочно прекратить подачу топлива и воздуха в топку, а при твердом топливе загрузку топлива, резко ослабить тягу и удалить горящее топливо из топки.
В исключительных случаях при невозможности быстрого удаления топлива из тонки горящее топливо заливается водой, при этом особое внимание машиниста должно быть обращено на то, чтобы струя воды не попала на стенки топки котла и обмуровку. При работе на газовом топливе следует быстро закрыть задвижку или кран на газопроводе к котлу, а затем у каждой горелки открыть продувочные свечи и свечи «безопасности». При аварийной остановке всех котлов закрывается задвижка на вводе газопровода в котельную. При работе котла на мазуте закрыть вентили мазутопровода на форсунки, а затем закрыть регистр воздухонаправляющих устройств и вынуть форсунки из топки.
После прекращения горения в топке открыть на некоторое время дымовую заслонку, при наличии пароперегревателя— немедленно открыть его продувку и отключить от общего паропровода перегретого пара; в ручных топках — открыть топочные дверцы. Необходимо отключать котел от паропровода насыщенного пара, если в этот паропровод поступает пар также от других котлов, выпустить пар через приподнятые предохранительные клапаны, кроме случаев нереиитки котла и прекращения действия всех питательных устройств. Если аварийная остановка котла произведена не по причине упуска воды или отказа в работе питательных приборов, можно подпитывать котел водой.
Если аварийная остановка производится из-за упуска воды, т. е. при снижении уровня воды в котле ниже нижнего уровня при нормальном давлении в питательной линии, необходимо: убедиться в исправности водоуказа - тельных стекол и проверить исправность работы питательного насоса; проверить отсутствие течи в швах, трубках, люках; закрыть вентиль непрерывной продувки и проверить плотность всех продувочных и спускных вентилей котла. Если уровень воды продолжает снижаться до нижней кромки водоуказательного стекла, машинист обязан подготовиться к остановке котла. При дальнейшем снижении уровня, когда он стал невидимым в стекле, прекратить подачу топлива, остановить дымосос, вентилятор и прикрыть шибер за котлом.
Аварийная остановка котла из-за его перегштки водой выше верхнего указателя на водоуказательном стекле производится после продувки водоуказательных стекол, проверки правильности их показаний, выяснения причин повышения уровня воды в котле. Если уровень продолжает подниматься, необходимо прекратить подачу воды в котел, осторожно произвести продувку, следя при этом за уровнем воды в стекле. После его снижения закрыть продувочные вентили. Если уровень воды опять поднялся за верхнюю кромку водоуказательного стекла, необходимо прекратить подачу топлива, остановить вентилятор и дымосос и прикрыть шнбер за котлом.
Если произошел разрыв кипятильных или экранных труб, что легко обнаружить по шуму вытекающей пароводяной смеси в топку или газоход, выбросу пламени или газов через дверцы, гляделки, лючки, падению давления пара в котле, снижению уровня воды в водоуказательном стекле, машинист должен прекратить подачу топлива в топку и остановить вентилятор. Если уровень воды в во - доуказательных стеклах остается видимым, следует пустить резервный питательный насос, выключив при этом автоматический регулятор питания, и перейти на ручное регулирование. Если же уровень воды не виден в водоуказательном стекле, то питание котла прекратить, отключить котел от паровой магистрали, а дымосос остановить тогда, когда основное количество пара выйдет из котла.
Обслуживающий персонал обязан сообщить начальнику котельной или лицу, его заменяющему, об аварийной остановке котла, а время и причины остановки — записать в сменном журнале. Меры предупреждения аварий и неполадок подробно излагаются в местной про - тивоаварийной инструкции.