УХОД ЗА СТАЦИОНАРНЫМ ПАРОВЫМ КОТЛОМ ВО ВРЕМЯ РАБОТЫ
Во время работы парового котла машинист обязан:
Следить за уровнем воды в котле;
Следить за давлением топлива после регулирующего клапана, не допуская отклонения его от пределов, указанных. в режимной карте;
Поддерживать заданное давление пара в котле, не допуская перехода стрелки манометра за отметку наивысшего рабочего давления;
Наблюдать за работой всего вспомогательного оборудования котельной, дымососов и вентиляторов, обеспечивая нормальную смазку и охлаждение подшипников;
Следить за плотностью воздушного тракта, обмуровки, газовых перегородок, состоянием поверхностей нагрева;
Производить проверку исправности действия предохранительных клапанов, манометров, водоуказательных приборов продувкой в соответствии с эксплуатационной инструкцией;
Строго соблюдать инструкцию по поддержанию водного режима, режима продувок и обдувок поверхностей нагрева;
Строго выполнять правила техники безопасности Госгортехнадзора СССР, а также вести регулярный учет работы котлов в сменном журнале, производя в нем необходимые записи;
Вести топочный режим в соответствии с показаниями контрольно-измерительных приборов и режимной картой, не допуская работы топки с химической неполнотой сгорания топлива.
Машинист должен знать, что недостаток и избыток воздуха в топке вызывают большие потери теплоты. Потери от химической неполноты сгорания могут достигнуть 8 % и более. Поэтому надо уметь различать по виду факела (по его длине и окраске), когда топка работает с недостатком воздуха, а когда с избытком.
Для полного сгорания топлива в камерных топках следует: поддерживать температуру в топке достаточно высокой (1000—1200°С); вводить в топку достаточное для сжигания количество воздуха; хорошо и тонко рас - пыливать жидкое топливо, обеспечивая подвод всего расходуемого воздуха к корню факела; обеспечивать перемешивание газообразного и твердого топлива в пылевидном состоянии с воздухом.
Во время работы котлов с перегревателем, экономайзером машинист обязан поддерживать температуру перегретого пара и температуру воды на выходе из экономайзера, не допуская повышения ее сверх установленного предела.
Если температура пара поднялась выше нормальной, часть дымовых газов направляют мимо перегревателя (если это возможно) или понижают температуру дымо-' вых газов перед ним. Для этого обдувают трубы экранов (трубы перегревателя не обдувают), уменьшают избыток воздуха и нагрузку котла. Наоборот, при понижении температуры перегретого пара увеличивают обдувку труб перегревателя и по возможности повышают нагрузку котла.
При работе котла на твердом топливе забрасывание топлива на колосниковую решетку ручной топки следует производить небольшими, желательно равномерными порциями и в равные отрезки времени по мере прогорания топлива. Толщина слоя топлива на колосниковой решетке должна соответствовать его марке.
Давление воздуха под колосниками поддерживают в следующих пределах, Па (мм вод. ст.) [17]:
Дрова........................................................................... 40-150 (4—15)
Торф 200—300 (20—30)
Каменный уголь................................................................. 300-800 (30—80)
Антрацит (рядовой)........................................................ .... 600—800 (60—80)
Для предотвращения попадания 'в топку избыточного воздуха загрузочные топочные дверцы должны быть всегда закрыты, а при забрасывании топлива необходимо как можно меньше держать их открытыми. Регулировать работу топки следует с помощью тяги и дутья, но не частым забрасыванием топлива или увеличением его порций.
Пламя топлива должно быть светло-соломенного цвета, равномерное по высоте, и без слепяще-белых и потемневших (заваленных) мест, которые характеризуются появлением на них голубых огоньков, указывающих па химический недожог топлива, что является следствием недостаточного поступления воздуха. Более тонкие слои топлива подвержены так называемым прогарам, так как в эти места из-за меньшего сопротивления поступает большее количество воздуха. Поэтому надо стремиться, чтобы толщина слоя топлива по всему полотну колосниковой решетки была одинаковой. Устранять прогары необходимо заполнением их небольшими порциями свежего топлива, но ни в коем случае нельзя их заваливать. Прогары можно также аккуратно заполнять путем перемещения поверхностного слоя топлива с других, более утолщенных мест. При этом не следует допускать подрезки нижних слоев топлива, так как шуровка путем
Вскрытия нижних слоев ведет к недожогам и механическим потерям топлива.
При правильном ведении режима в ручных топках коэффициент избытка воздуха имеет следующие значения [І7]:
При сжигании:
Бурых углей........................................................................... 1,3—1,4
Сортированных антрацитов (АС, ЛМ, АО) .... 1,25—1,3
Антрацита API11...................................................................... 1,45—1,5
Дров, торфа, щепы................................................................... ! ,25—1,3
При сжигании бурых и каменных углей необходимо топливо загрузить горкой или грядкой для полного сгорания выделяющихся летучих горючих газов. При загрузке горкой топливо забрасывается на переднюю часть колосниковой решетки; летучие газы протекают над раскаленным слоем, встречаются с нагретым воздухом, проходящим через раскаленный слой части решетки, и полностью сгорают. Этот способ применим для внутренних топок. Если топливо загружать грядкой, то уголь поочередно забрасывают на правую, а затем левую половину решетки; летучие газы выделяются с одной стороны, а воздух для горения проходит через другую половину. Заброску топлива производят только по прогоревшим местам.
При сжигании спекающихся углей рекомендуется после окончания выделения летучих газов спекшийся слой разломать резаком, не допуская при этом, смешивания топлива с золой и шлаком.
В процессе эксплуатации топки с чешуйчатой цепной решеткой прямого хода при сжигании сортированных антрацитов марок АС и AM необходимо следить за равномерным поступлением топлива по всей ширине решетки, отсутствием завалов и прогаров. Скорость движения полотна решетки следует выбирать с таким расчетом, чтобы активное горение заканчивалось в начале последней шлаковой зоны. Для изменения форсировки топки при постоянной толщине слоя топлива в общем случае плавно и постепенно регулируют скорость движения решетки, дутье и тягу. Вследствие большой тепловой инерции топки для кратковременного увеличения производительности котла достаточно увеличить подачу воздуха и соответственно отрегулировать тягу. Это приводит к более быстрому догоранию топлива и увеличению длины шлаковой зоны на полотне решетки. При длительном увели
чении производительности котла необходимо увеличить скорость движения цепной решётки, количество подаваемого воздуха, отрегулировать соответственно тягу.
В зависимости от фракционного состава и качества топлива (зольность, влажность, температура плавления золы), а также форсировки топки в первую зону (по направлению решетки) воздух подается в небольшом количестве (около 10 %) или совсем не подается. В последнюю зону при пониженных форсировках топки подается 5—10% воздуха, а при повышенных—20%. Основное количество воздуха (70—80 %) подается в зоны активного горения (вторая и третья зоны). Разрежение в верхней части топки поддерживается постоянным, равным 20—30 Па (2—3 мм вод. ст.), давление воздуха под решеткой— около 1000 Па (100 мм вод. ст.).
При резком повышении давления пара в котле необходимо выключить питатели топлива на всех забрасывателях, уменьшить до минимума подачу воздуха направляющим аппаратом вентилятора, отрегулировать разрежение в топке, снизить скорость движения решетки до минимальной. Необходимо помнить, что полная остановка решетки, во избежание перегрева колосникового полотна, может производиться только на короткое время.
Для сжигания топлив с большим содержанием мелочи (до 60 % частиц размером 0—6 мм) применяются цепные решетки прямого (решетка движется от фронтовой к задней стенке топки) или обратного (решетка движется от задней к фронтовой стенке топки) хода с пневмомеханическими забрасывателями. При нормальной работе обслуживание топки заключается в регулировании подачи топлива, правильном распределении воздуха по зонам и поддержании разрежения в верхней части топки. Скорость движения колосникового полотна необходимо установить так, чтобы толщина слоя сбрасываемого шлака составляла 80—120 мм. Меньшая толщина слоя шлака рекомендуется при работе на углях спекающихся или с легкоплавкой золой.
65 |
В процессе эксплуатации цепных решеток встречаются следующие неполадки: перегрев колосников; повреждение нижних коллекторов экранов, являющихся панелями решетки; повреждение подшипников и шеек валов решетки; обгорание контактных уплотнителей и боковых держателей; коробление передней части решетки; задевание подвижной частью решетки неподвижных частей.
Б—459
В зависимости от температуры начала жидкоплавко - го состояния золы различают угли с легкоплавкой золой (при температуре ниже 1350X), с золой средней плавкости (1350—1450 °С) и с тугоплавкой золой (выше J450CC).
Время работы котла между чистками колосниковой решетки от шлака зависит ог зольности угля и загрузки топки. При наличии дутьевых устройств периоды между чистками удлиняются, так как принудительное дутье способствует замедлению нарастания шлакового слоя. Перед чисткой топки необходимо закрыть дверцы шлаковой ванны и убавить до минимума тягу. После этого горящий слой топлива сгребают на одну из сторон колосниковой решетки, а освободившуюся часть очищают от шлака. Затем на очищенную часть решетки перемещают горящее топливо и чистят вторую половину. После чистки слой горящего топлива равномерно разравнивают по всей колосниковой решетке, открывают дверцы шлаковой ванны и постепенно увеличивают тягу, забрасывают свежее топливо, добиваются нормального горения, восстанавливают рабочий режим. Однако после чистки топки в течение 20—40 мин не следует форсировать горение. Это время необходимо для накопления шлака и образования шлаковой подушки, которая нужна для предотвращения перегрева и коробления колосников от действия высокой температуры. Создание шлаковой подушки особенно важно при сжигании антрацита, выделяющего при горении много теплоты. Колосники также могут перегореть от недостаточного поступления воздуха через них, так как в этом случае не будут в достаточной мере охлаждаться даже при невысокой температуре горения топлива.
При чистке топки и заброске антрацита дутье не выключают, а уменьшают, так как остановка дутья приводит к уплотнению и оплавлению шлака, что ухудшает процесс горения.
При работе когла на жидком топливе машинист должен следить за устойчивостью факела; состоянием форсунок, чтобы топливо полностью сгорало и не стекало но стенкам топки и не было пропуска мазута через неработающие форсунки, а также неплотности мазутопрово - да; исправностью топливных насосов, фильтров, температурой топлива и своевременным сливом из расходных баков отстоявшейся воды; нагрузкой котла, осуществляя
изменение давления мазута вентилем перед форсунками или изменение числа работающих форсунок.
Для повышения давления в котле необходимо усилить тягу и прибавить дутье, а затем увеличить количество расиылпвающего пара (в паровых форсунках) и подачу мазута.
При снижении нагрузки сначала необходимо уменьшить подачу мазута, а затем при работе на паровых форсунках снизить расход распиливающего пара, убавить дугье и, наконец, уменьшить тягу.
Горение регулируют так, чтобы: факел равномерно заполнял всю топочную камеру, не затягивался за перегородку в камеру догорания и не ударялся в трубы заднего и боковых экранов; конец факела был чистым и не имел потемнения и дымных полос. Потемнение его указывает на появление химического недожога.
Ослепительно белый цвет пламени в топке указывает на большой избыток воздуха, поэтому уменьшают расход пара или увеличивают подачу мазута в форсунку. При недостатке воздуха и пара горение в топке неполное, дым из трубы черный — при этом увеличивают подачу пара или уменьшают количество подаваемого мазута. Наличие черных полос в конце факела свидетельствует о засорении паровых форсунок, поэтому их надо продувать паром не реже 1 раза в смену. Если дым из трубы выходит слабо-серым, а факел светло-соломенного цвета, то это указывает на нормальное, правильно отрегулированное горение мазута.
Экономичность сжигания мазута зависит от качества распыливания его и правильного подвода воздуха. При грубом распыливании у корня факела появляются летящие и горящие на лету крупные капли мазута, факел удлиняется, при тонком — факел чистый, яркий и полупрозрачный. Тонкость распыливания мазута в паровых форсунках зависит от количества и давления распыливающего пара, вязкости мазута и размера паровой щели (увеличение его приводит к грубому распыливанию и повышению расхода пара), а в механических форсунках — от давления и температуры мазута, точности установки и сборки форсунок.
67 |
Паромеханические форсунки обеспечивают удовлетворительное распыливание мазута в диапазоне изменения мощности форсунок от 20 до 100% и имеют расход пара 0,02—0,03 кг пара на 1 кг мазута.
5*
Давление мазута перед форсункой в зависимости от ее номинальной мощности выбирается от 1,3 до 3,5 МПа (от 13 до 35 кгс/см2). Для механических и паромехани - ческих форсунок вязкость мазута рекомендуется поддерживать 2,5° ВУ, для пневматических — не более 6° ВУ и ротационных — не более 8° ВУ. Рекомендуется подогревать мазут марки 40 до 115°С, а марки 100—до 130°С при применении механических и паромеханических форсунок; до 90 и 110°С соответственно пневматических идо 80 и 95 °С соответственно ротационных форсунок [23].
При сжигании высокосернистых мазутов в связи с загрязнением воздушного бассейна и коррозией хвостовых поверхностей нагрева важное значение приобретает коэффициент избытка воздуха. Избыток воздуха в топке в зависимости от качества мазута и регистров поддерживается в пределах 1,05—1,15.
В период работы форсунок может произойти нарушение процесса горения: погасание факела из-за поступления обводненного и плохо подогретого мазута; нарушения в работе мазутных насосов; засорение фильтров; засорение сопл форсунок; шлакование амбразур, коробление и неправильная работа регистров и т. п.
При работе мазутных форсунок не допускается касание амбразуры корнем факела и появление коксовых наростов на амбразурах.
Касание факелом стенок амбразуры устраняют регулированием подачи воздуха и мазута, а при необходимости заменяют форсунку. Не реже одного раза в смену осматривают работающие форсунки и при необходимости их заменяют. При шлаковании амбразур их по возможности очищают.
При работе котла на газе повышение нагрузки производится постепенным и поочередным увеличением подачи газа, воздуха с соответствующим регулированием тяги. При уменьшении нагрузки котла необходимо убавить подачу воздуха, а затем газа и после этого регулировать тягу.
При нормальном горении газовый факел заполняет равномерно всю топочную камеру и имеет голубовато - синий с фиолетовым на концах цвет; если пламя вытянутое и имеет темно-желтую окраску, то значит, недостает воздуха. Если пламя короткое и имеет ослепительно белую окраску, это говорит о большом избытке воздуха. Лучше всего о процессе горения судить по приборам и анализам уходящих газов, которые показывают содержание в них кислорода и углекислого газа.
Давление газа перед горелками типа ГМГ принимают 1,5—3,5 кПа (150—350 кгс/м2) в зависимости от тепловой мощности горелки, а минимально допустимое давление газа 1,5 кПа (15 кгс/м2).
Давление воздуха перед регулирующим шибером воздуховода в горелках ГМГ принимают равным 0,4— 1,2 кПа (40—120 кгс/м2). Горелки ГМГ обеспечивают полноту сгорания газа при коэффициенте расхода воздуха 1,05 [22].
Регулировать работу котлов можно двумя способами: изменением тепловой мощности всех горелок, установленных в топке; отключением части горелок, если необходимое снижение давления газа перед горелками не может быть допущено по условиям надежности или экономичности.
Расположение оставшихся в работе горелок должно быть симметрично относительно топки. Воздушные заслонки отключенных горелок должны быть плотно закрыты. Выключение части горелок возможно, если количество их больше двух. На протекание процесса горения значительное влияние оказывает постоянство давления газа и воздуха и состояние горелок.
С целью предупреждения проскока пламени в горелке машинист обязан:
Не допускать снижение давления газа (недогрузки) во время работы горелок против предусмотренного режимной картой;
Гасить горелки, уменьшая их нагрузку до минимально допустимой режимной картой, до полного прекращения подачи газа, а затем прекратить поступление первичного воздуха;
Уменьшать разрежение в топке котла медленно и осторожно, наблюдая за состоянием и работой горелки;
Не допускать работы горелок с частичным смешением газа с воздухом, с повышенной подачей первичного воздуха, так как при этом обедняется газовоздушная смесь и повышается скорость распространения пламени;
Не допускать работы горелок с поврежденными краями выходных отверстий, охлаждаемых воздухом или водой.
Для предупреждения отрыва пламени от горелок машинисту необходимо:
Не допускать при работе горелок избытка первичного воздуха или большой скорости газовоздушной смеси на выходе (гудение и шум);
Увеличивать количество подаваемого первичного воздуха и газа в горелки попеременно малыми порциями медленным открытием запорных устройств (задвижек, кранов, клапанов), это необходимо делать до полной нагрузки горелок только при разогреве огнеупорной части топки до красного каления; при разрушении огнеупоров, способствующих устойчивости пламени, горелки следует выключить;
Не увеличивать резко тягу в топке, особенно при обслуживании инжекционных горелок низкого давления.
В случае проскока или отрыва пламени следует быстро прекратить подачу газа в горелку, закрыв рабочую и контрольную задвижки, и открыть кран продувочной свечи.
Особую опасность представляет не замеченный обслуживающим персоналом отрыв пламени от горелки, так как в результате этого произойдет загазовывание топки газовоздушной смесью, а затем от случайной искры, неправильного действия персонала может произойти взрыв.
Следует твердо помнить: запрещается оставлять котел без постоянного наблюдения со стороны обслуживающего персонала до прекращения горения топлива и полного снижения давления в котле до нуля; не допускается сброс газа и мазута в неработающую топку.