Растопка стационарного парового котла, работающего на жидком топливе
Общие мероприятия по подготовке и обслуживанию котлов и вспомогательного оборудования, не связанных непосредственно с жидким топливом, такие же, как и для котлов на твердом топливе.
Перед растопкой парового котла на жидком топливе машинист обязан:
Проверить наличие мазута в расходном баке и при необходимости подкачать в него топливо из главного резервуара;
Слить отстоявшуюся воду из расходного бака; удалить из топки случайно попавший мазут и проверить правильность сборки форсунки; проверить степень подогрева топлива; проверить давление мазута перед форсунками; проверить давление мазута и распиливающего пара в коллекторах;
Открыть дымовую заслонку, воздушный регистр и жалюзи или воздушные клапаны поддувала топки (при искусственной тяге включить дымосос) и провентилировать топку и газоходы котла в течение 10—15 мин;
Продуть и прогреть форсунку при паровом распылении, для чего следует открыть паровой вентиль, установленный на пароподводящем трубопроводе, и удалить скопившийся конденсат;
При зажигании паровой форсунки ввести в топку горящий растопочный факел, затем ввести форсунку, после чего постепенно и осторожно открыть сначала паровой вентиль форсунки, а потом мазутный вентиль (растопочный факел подводят под струю пара).
При механическом распылении мазута необходимо после внесения в топку горящего растопочного факела или включения автоматики запала приоткрыть воздушный шибер и, медленно открывая вентиль, подавать мазут в топку. После воспламенения мазута регулируют горение путем изменения подачи мазута, пара и воздуха так, чтобы факел был коротким и чистым, без дымных полос. Растопочный факел из топки удаляют только тогда, когда горение мазута станет устойчивым.
Если топка оборудована несколькими форсунками, зажигают их последовательно. При воздушном распылении вентилятор пускают при закрытом шибере (направляющем аппарате), а давление воздуха после розжига форсунки регулируют дроссельной заслонкой.
При незагорании мазута или погасании работающих форсунок машинист обязан немедленно закрыть вначале мазутный, а затем паровой вентили, убрать из топки растопочный факел и отвести форсунку в сторону от топки. Установить причину незагорания мазута и устранить ее.
Причинами таких явлений могут быть: засорение мазутного трубопровода или мазутного канала в форсунке, попадание в мазут воды, недостаточный подогрев мазута, забивание мазута слишком сильной струей пара.
По выявлении и устранении причины можно повторить пуск форсунок только после тщательного вентилирования топки и газоходов в течение 10—15 мин.
Когда горение топлива стабилизируется, необходимо следить за повышением давления в котле по манометру, а также за уровнем воды по водоуказательным приборам.
При зажигании форсунок необходимо принимать меры предосторожности, не стоять против растопочных люков и гляделок, чтобы избежать ожогов при возможном выбросе пламени.
Зажигать факел форсунки от раскаленной кладки топки, т. е. без горящего растопочного факела, запрещается.
При сжигании высокосернистых мазутов применяются жидкие, минеральные и газообразные присадки. Эти присадки делают отложения рыхлыми и сыпучими, которые легко удаляются обдувкой.
Работа котлов на сернистых и вязких мазутах без присадок недопустима, так как в ряде случаев образовавшиеся отложения не поддаются даже механической очистке. Жидкие присадки разработаны Всесоюзным научно-исследовательским институтом нефтяной промышленности (ВНИИНП) и выпускаются различных модификаций. Испытание присадок на промышленных котлах паропроизводительностью 20 т/ч и ниже дали положительные результаты — уменьшение интенсивности коррозии и золовых отложений при подогреве воздуха перед воздухоподогревателем до 80—90 °С.
Минеральные присадки (магнезит, доломит и известь) вводятся в топку, и газоходы котла в мелкодисперсном состоянии. В качестве газообразной присадки на Уфимской ТЭЦ на котлах паропроизводительностью 85—110 т/ч опробован аммиак.
При сжигании высокосернистых мазутов в промышленных котельных пока применяются жидкие присадки.