12 шагов к собственному бизнесу
Вы – лидер
Для того чтобы решать свои задачи, вести предприятие к намеченной цели, вы должны обладать властью. Власть – это реальная возможность управлять людьми, влиять на них. Под управлением здесь понимается целенаправленное воздействие, а под влиянием – такое поведение одного из членов организации, которое вносит изменения в поведение другого.
Итак, власть нужна менеджеру для достижения целей организации, выстраивания поведения персонала в нужном для этого направлении.
Основаниями для получения власти одними и подчинения ей других могут быть:
Закон – когда власть основана на требованиях нормативных документов: законов, указов, постановлений, приказов и т. п.;
Принуждение – власть базируется на страхе, боязни репрессий;
Убеждение – подчиняющийся делает это исходя из воспринятых им внутренних побуждений и установок;
Вознаграждение – за подчинение полагаются материальные или духовные блага;
Знания – носитель власти обладает сведениями, необходимыми подчиняющемуся;
Подражание – подчинение вызвано тем, что подчиняются другие («стадное» чувство);
Участие – человек желает участвовать в делах, осуществляемых носителем власти;
Традиции – подчинение связано с существующими в данной среде обычаями (подчинение старшим по возрасту, женщин – мужчинам и т. д.);
Харизма – подчинение основано на доверии, симпатии, вызванной личными качествами руководителя или лидера;
Вера – человек руководствуется не рациональными мотивами, а безоговорочным внутренним убеждением в том, что так надо, ибо носителю власти и влияния «виднее» (религиозная вера, вера во врача, в авторитеты).
Власть проявляется через руководство и лидерство. При Руководстве власть реализуется через формальные, официально закрепленные иерархические структуры, действующие по определенным правилам. В случае Лидерства власть и влияние основываются не только на отношениях формальной подчиненности, но и на личных качествах лидера.
Если ты начальник, будь спокоен, когда слушаешь ты слова просителя: не останавливай его прежде, чем он не облегчит свою душу от того, что хотел сказать тебе.
«ПОУЧЕНИЕ ПТАХХОТЕПА», книга, написанная около 4 тыс. лет тому назад
Термин «руководство» часто используется как синоним понятия «управление». Так, можно говорить «управление организацией» и «руководство организацией», а вот «руководство станком» невозможно – только «управление». Дело в том, что понятие управления связано с объектом любой природы (предприятием, техническим устройством, живым организмом), а под руководством понимается управление только «живым» объектом – человеком, коллективом.
Основные направления деятельности руководителя организации можно представить следующим образом.
1. В сфере управления организацией:
• постановка целей и задач;
• прогнозирование и планирование;
• выработка и принятие решений;
• делегирование полномочий;
• административное руководство;
• координация и регулирование деятельности;
• учет, анализ;
• связи с общественностью.
2. В организационной сфере:
• разработка организационной структуры;
• установление организационных связей;
• определение должностных обязанностей;
• расстановка кадров;
• контроль.
3. В сфере производства товаров и услуг:
• оснащение производства;
• организация производственного процесса;
• применение передовых технологий;
• обеспечение надлежащего состояния основных фондов;
• поддержание трудовой дисциплины;
• обеспечение материально‑технического снабжения;
• обеспечение бесперебойной работы транспорта.
4. В экономической сфере:
• финансирование;
• кредитование;
• инновации;
• стимулирование;
• маркетинг;
• коммерческая деятельность;
• ценообразование;
• капитальное строительство;
• внешнеэкономическая деятельность.
5. В социальной сфере:
• изучение и направленное использование мотивации к труду;
• формирование благоприятного климата в трудовом коллективе;
• социально‑экономическое планирование развития трудового коллектива;
• активизация персонала;
• поддержка работников;
• разрешение конфликтов.
Руководство, как всякая осмысленная деятельность, имеет свою технологию, свои правила. Вот некоторые из них, способные в определенных ситуациях поднять авторитет руководителя и сделать руководство более эффективным:
• вовлечение подчиненных в управленческий процесс;
• отказ от персонификации управления: распоряжения отдаются не от лица руководителя, а от имени организации;
• расширение и усиление должностных полномочий;
• мягкость в отношениях с подчиненными;
• проявление жесткости как крайняя мера;
• прощение ошибок;
• открытость;
• демократичность – как приглашение к участию в управлении;
• закрытость – как демонстрация обособленности и силы власти;
• сообщение подчиненным дополнительной информации – как жест доверия;
• готовность отказаться от непродуманных и непопулярных мер;
• непрерывность и последовательность управленческих воздействий.
Один из самых удачливых и высокооплачиваемых американских менеджеров ЧАРЛЬЗ ШВАБ (его зарплата составляла $1 млн в год) заготовил для себя следующую могильную надпись: «Здесь покоится человек, знавший, как собрать вокруг себя людей, которые были умнее его самого».
Некоторые из приведенных приемов противоречат друг другу. Это объясняется тем, что руководство – диалектический процесс, которому противоречия присущи органически. Искусство руководителя заключается в том, чтобы избранный им прием (сочетание приемов) соответствовал обстановке и целям организации.
Поскольку лидерство, в отличие от руководства, при завоевании и осуществлении власти выдвигает на первый план неформальные мотивы, технология и правила Лидерства существенно отличаются от вышеизложенных:
• на первый план выходят личные качества лидера: профессиональные знания, деловые способности, поведение, моральный облик и т. д.;
• распоряжения не носят категорической формы;
• устанавливаются более тесные (не только служебные) контакты лидера с ведомыми;
• снижается роль формальных наказаний и поощрений;
• во многих случаях вместо приказаний даются рекомендации;
• широко практикуется участие ведомых в выполнении управленческих функций;
• возрастает вес моральных стимулов;
• подчиненные получают более полную информацию;
• многие решения принимаются коллегиально;
• практикуется обсуждение с подчиненными всевозможных проблем организации;
• увеличивается значение социально‑психологических методов менеджмента;
• усиливается роль трудового коллектива и его руководящих органов в управлении организацией;
• возрастает значение «человеческого фактора» в управлении;
• в большей степени просматривается связь управления с текущей ситуацией: роль лидера усиливается во времена кризисов организации, чрезвычайных обстоятельств и при иных анологичных ситуациях.