12 шагов к собственному бизнесу
Особенности налогообложения и льготы по налогам для малого бизнеса
Важнейшим направлением государственной политики поддержки малого и среднего бизнеса является снижение налогового бремени и упрощение процедур налогообложения.
Практика ряда стран с развитой и процветающей рыночной экономикой (Франция, Испания) неопровержимо доказывает необходимость особых щадящих налоговых режимов для малых и средних предприятий. В других странах (Великобритания, Голландия, Швеция, США) для этих предприятий действуют обычные правила налогообложения, но предусматриваются конкретные адресные льготы.
В Великобритании для малых и средних предприятий ставка налога составляет 27 % при стандартной ставке 35 %. Во Франции на 50 % снижается подоходный налог с юридических лиц для вновь создаваемых малых и средних предприятий в течение первых пяти лет. В Японии для индивидуальных производителей установлен минимум годового дохода в 100 тыс. иен, не облагаемый налогом. В США налоговые льготы малым предприятиям устанавливаются на уровне штатов с целью привлечения предпринимателей в депрессивные районы.
Началом становления в России цивилизованной унифицированной системы налогового права является принятие первой и второй частей Налогового кодекса Российской Федерации. С 2003 года для малых и средних предприятий применяется новый порядок, предусматривающий упрощенную систему налогообложения, а также возможность использования единого налога на вмененный доход для отдельных видов деятельности.
Упрощенные налоги для малых предприятий
В соответствии с Федеральным законом «О внесении изменений и дополнений в часть 2 Налогового кодекса Российской Федерации и некоторые другие акты законодательства РФ, а также о признании утратившими силу отдельных актов законодательства РФ о налогах и сборах» с 1 января 2003 года в полном объеме введена упрощенная система налогообложения, предназначенная для малых и средних предприятий.
По мнению правительства России, новая система для малых и средних предпринимателей является более мягкой и потому более приемлемой, чем существовавшая ранее.
Суть упрощенной системы налогообложения заключается в следующем. Эта система применяется как малыми и средними предприятиями‑организациями (юридическими лицами), так и индивидуальными предпринимателями (без образования юридического лица).
Применение упрощенной системы Организациями предполагает замену уплаты налога на прибыль организации, НДС, налога с продаж, налога на имущество организации и единого социального налога уплатой единого налога, исчисляемого по результатам хозяйственной деятельности организации за налоговый период. Применение упрощенной системы налогообложения Индивидуальными предпринимателями предполагает замену уплаты налога на доходы физических лиц (полученные от предпринимательской деятельности), НДС, налога с продаж, налога на имущество (используемого для предпринимательской деятельности) и единого социального налога, а также других выплат и вознаграждений, уплатой единого налога, исчисляемого по результатам хозяйственной деятельности за налоговый период.
Упрощенная система налогообложения относится к специальным налоговым режимам и существует наряду с общим режимом налогообложения. Переход к упрощенной системе или возврат к общему режиму налогообложения осуществляется налогоплательщиком добровольно по установленным законодательством правилам.
Организации и индивидуальные предприниматели, изъявившие желание перейти на упрощенную систему налогообложения, подают об этом заявление в налоговый орган по месту своего нахождения (месту жительства) в период с 1 октября по 31 ноября года, предшествующего году, начиная с которого налогоплательщики переходят на упрощенную систему.
Налогоплательщиками по упрощенной системе признаются организации и индивидуальные предприниматели, средняя численность работников которых за налоговый (отчетный) период не превышает 100 чел. Это дает возможность применять упрощенную систему налогообложения как в малом, так и в среднем бизнесе, то есть для всех предприятий, попадающих в указанный численный лимит, даже если они не укладываются в нормативы, установленные для малого бизнеса.
Помимо численности для применения предприятиями упрощенной системы налогообложения имеется еще ряд существенных ограничений:
• стоимость находящегося в собственности имущества не должна превышать 100 млн руб.;
• доход по итогам 9 месяцев года подачи заявления о переходе на упрощенную систему не должен превышать 11 млн руб.;
• предприятие не должно иметь филиалов или представительств.
На упрощенную систему налогообложения не разрешается переходить банкам, страховщикам, ломбардам, игорным предприятиям, производителям подакцизных товаров, нотариусам, некоторым другим организациям.
Объектами налогообложения по упрощенной системе признаются доходы либо доходы, уменьшенные на величину расходов (прибыль). Причем выбор объекта осуществляется самим налогоплательщиком и не может меняться в течение всего срока применения упрощенной системы налогообложения. Важно отметить, что при принятии налогоплательщиком прибыли в качестве объекта налогообложения законом устанавливается четкий перечень тех расходов, которые будут учитываться при расчете налога.
Налоговой базой признается денежное выражение дохода либо прибыли налогоплательщика при соответствующем выборе объекта налогообложения.
Налоговым периодом признается календарный год.
Отчетными периодами признаются первый квартал, полугодие и 9 месяцев календарного года.
Налоговыми ставками признаются 6 %, если объектом налогообложения является доход, либо 15 %, если объектом налогообложения служит прибыль.
Налог начисляется как процентная доля налоговой базы, соответствующая налоговой ставке.
Налог выплачивается поквартально (квартальный авансовый платеж по налогу) не позднее 25‑го числа первого месяца, следующего за окончанием данного квартала.
По истечении налогового периода (одного года) налогоплательщик производит окончательный расчет по налогу.
Налоговые декларации представляются налогоплательщиками (малыми и средними предприятиями‑организациями и индивидуальными предпринимателями) по истечении налоговых и отчетных периодов.
Организации представляют декларации по итогам налогового периода не позднее 31 марта года уплаты, а по итогам отчетного периода – не позднее 25 дней со дня окончания этого периода. Индивидуальные предприниматели по отчетному периоду – не позднее 30 апреля и по налоговому – не позднее 25 дней со дня окончания этого периода.
Налогоплательщики обязаны вести налоговый учет показателей своей деятельности, необходимых для определения налога, на основании книги учета доходов и расходов.
Для малых и средних предприятий весьма актуальной является система налогообложения в виде единого налога на вмененный доход для отдельных видов деятельности, введенная с 2003 года Федеральным законом «О внесении изменений и дополнений в часть 2 Налогового кодекса Российской Федерации и некоторые другие акты законодательства РФ, а также о признании утратившими силу отдельных актов законодательства РФ о налогах и сборах».