12 шагов к собственному бизнесу
Банковские премудрости
Народная мудрость «Денежки счет любят» воплощается в кредитно‑финансовом анализе предпринимательской деятельности.
Кредитно‑финансовый анализ предполагает четыре основные характеристики платежеспособности предприятия, берущего в долг: характер заемщика, его платежеспособность, дополнительное обеспечение, деловую конъюнктуру.
Характер заемщика определяется прежде всего путем тщательного анализа информации о том, как он расплачивался за предыдущие кредиты. Анализируются также производственная и маркетинговая деятельность заемщика, состояние его финансов, хозяйственно‑финансовые показатели работы предприятия.
Платежеспособность заемщика оценивается на основе анализа его хозяйственно‑финансовых показателей – как за прошедшие годы, так и планируемых. Особое значение при этом имеет динамика капиталовложений в прошлом и в перспективе.
Дополнительное обеспечение кредита осуществляется с помощью всех видов залога, как это описано в данной главе.
Деловая конъюнктура (внешние условия) займа определяется действующим либо перспективным законодательством, экономической об станов кой, технологическими изменениями, социальными тенденциями. Так, законодательство может существенно повлиять на деятельность фирмы‑заемщика и отразиться на ее способности вернуть кредит в срок.
Изменения экономических условий (прежде всего экономической конъюнктуры) проявляются в сезонных или периодических распродажах, изменении возможностей получения и величины прибыли, тенденциях роста производства и торговли. Технологические изменения касаются введения всевозможных новшеств, повышающих производительность труда на предприятии, увеличивающих предложение товаров и т. д. Социальные тенденции проявляются в изменении доходов потребителей и связанной с ним платежеспособности и цены товаров, услуг и работ.
В качестве примера управления кредитом на малом предприятии рассмотрим возможность получения ООО «Дом розничной торговли» кредита в банке на сумму 41 тыс. усл. ден. ед. (см. соответствующие таблицы планируемого счета прибылей и убытков и балансового отчета ООО «Дом розничной торговли»).
Кредитно – финансовый анализ вашего предприятия надо проводить в сравнении с хозяйственно – финансовой деятельностью других предприятий отрасли и конкурентов. Только так можно получить объективное представление о возможностях предприятия в настоящем и будущем.
К примеру, в случае если банк выдает ООО процентный кредит, банковский долг предприятия составит 41 тыс. усл. ден. ед. За этот кредит фирме придется выплачивать банку ежегодно около 4 тыс. усл. ден. ед. (при банковской ставке 10 % годовых). Поскольку долговременные долги фирмы равны 10 тыс. усл. ден. ед., теперь, чтобы рассчитаться с банком, чистый доход (прибыль) до выплаты налога должен быть не менее 10 + 4 = 14 тыс. усл. ден. ед. Чистая прибыль после уплаты налога будет равна 14‑3,5 = 10,5 тыс. усл. ден. ед. Это лишь немного больше планируемой прибыли (10 тыс. усл. ден. ед.). В подобной ситуации банк может как дать кредит, так и отказать. Следует ожидать, что банк потребует залог либо дополнительное обеспечение.
Залогом по кредиту предприятие может выставить выплаты по счетам – 54 тыс. усл. ден. ед. Однако подобный залог банк может не принять из‑за того, что есть вероятность задержки оплаты счетов. Может быть не принят и залог в виде товарных запасов, так как нет гарантии, что при необходимости они будут быстро распроданы.
В качестве дополнительного обеспечения предприятие может предложить свои основные фонды. Однако это слабое обеспечение, так как, имея долгосрочные долги в 10 тыс. усл. ден. ед., фирма должна быть готова расплатиться по ним основными фондами в первую очередь.
В рассматриваемой ситуации возможны следующие рекомендации фирме ООО «Дом розничной торговли» по получению кредита:
• получить, по возможности, заем у банка под залог выплаты по счетам;
• получить заем у банка под некоторую приемлемую для него часть запасов;
• получить кредит у поставщиков, заинтересованных в успешной деятельности фирмы по реализации своих товаров.
Как вы думаете, три‑это много или мало? Ответ: прежде всего нужно договориться: три – чего. Скажем, три волоса.
А затем уточнить ситуацию: где три волоса? Если на голове – конечно, мало. А если в супе?…
Из «ЗАКОНОВ МЕРФИ»– американского управленческого фольклора
Кредитно‑денежные отношения вашего предприятия будут находиться под неусыпным контролем государства. При этом нормативной основой кредитования вашей предпринимательской деятельности станет Гражданский кодекс Российской Федерации. Полезно познакомиться с некоторыми положениями этого документа, относящимися к кредиту.
Дело не в том, чтобы быстро бегать, а в том, чтобы выбежать пораньше.
ФРАНСУА РАБЛЕ, французский писатель