12 шагов к собственному бизнесу
Аудитория
В ходе подготовки к презентации необходимо определить ее аудиторию. Важно все время помнить, что главный участник презентации – не товар или услуга, а человек, которому этот товар предназначен. Поэтому первый вопрос, на который должен ответить ведущий презентацию, – к кому он будет обращаться?
В зависимости от избранной аудитории устанавливаются:
• состав группы лиц, готовящих и проводящих презентацию;
• форма подачи материала;
• содержание презентации;
• степень глубины и подробности раскрытия темы.
Приняв решения по всем этим пунктам, необходимо задаться следующим вопросом: что больше всего будет интересовать участников презентации? Презентирующий должен как бы все время видеть у каждого из участников презентации горящую надпись: «А что это мне даст?»
Чтобы ответить на этот ключевой вопрос, надо прежде поставить ряд других:
• каким «багажом» по теме презентации располагает аудитория?
• как она представляет себе суть презентации?
• к какой части аудитории презентация должна быть обращена в первую очередь?
• какие нежелательные ситуации могут возникнуть по ходу презентации и как следует на них реагировать?
В процессе подготовки презентации полезно разделить участников на группы со сходными интересами – так называемые целевые группы.
Применительно к упомянутой выше теме поставок снегоуборочных машин для нужд коммунального хозяйства Ленинградской области можно представить себе следующие целевые группы:
• менеджеры, руководящие предприятиями и подразделениями;
• работники, связанные с производством;
• специалисты по маркетингу;
• работники службы качества;
• сотрудники исследовательского отдела и конструкторского бюро;
• финансовые работники;
• сотрудники отделов снабжения;
• кадровые работники.
Каждая из этих целевых групп ждет от презентации решения своих проблем. Так, к примеру:
• менеджер‑руководитель хочет знать, что собой представляет презентируемая фирма, какова ее структура, организация, руководство;
• для директора по производству важно, как осуществляется изготовление, хранение, транспортировка презентируемой продукции;
• директора по маркетингу интересует, как товар оценивается на рынке, каковы цены у конкурентов, кто возможные покупатели товара;
• для работников службы качества на первом месте стоит качество презентируемого товара, порядок рекламаций и т. п.;
• работники исследовательского отдела и конструкторского бюро хотят разобраться в вопросах проектирования предлагаемого продукта, научном уровне заложенных в него технических решений и т. п.;
• финансовых работников интересует, на какую прибыльность и рентабельность можно рассчитывать, используя предлагаемый товар или услугу;
• работникам отдела снабжения важны условия поставки товара;
• работники кадровой службы озабочены проблемами подбора и обучения персонала для обслуживания предлагаемого товара.
Определив идею, цель, тему и аудиторию презентации, можно перейти к развертыванию темы в доклад для выступления на презентации и к его структурированию.