ЮВЕЛИРНОЕ ДЕЛО

МОНТИРОВКА

МОНТИРОВКА

Основная технология производства ювелирных изде­лий позволяет применять самые различные комбинаци­онные варианты. Изделие может быть простым; его можно смонтировать из круглой проволоки или вырезать из листового металла (рис. 12). Украшения, например, ренессансные и в стиле барокко, орнаментировали очень богато Позднее в орнаменте утвердились мотивы приро­ды особенно легкие пластичные цветы и лепестки с мельчайшими деталями (матированные или гравирован­ные) До последнего времени преобладало увлечение по­лированными поверхностями, дополненными деталями из другого цветного материала, который делал изделие очень эффектным.

МОНТИРОВКА

Товления литейных форм используют сепии — известко­вые овальные раковины морского моллюска каракатицы размеромот 8X4 до 15X6 см (рис. 16), которые водятся вГвсех морях Европы? однако чаще встречаются в Адриатическом море. В затвердевшем сухом состоянии Гешш с одной стороны, заполнены мягким известковым веществом Раковину сепии разрезают в продольном на­правлении на две половины (для модели *сольца с низ­ким кастом) или на три части (для колец с высоким или широким кастом). Каст - корона кольца - должен быть

МОНТИРОВКА

Рис. 15. Модель кольца английского образца.

Рис. 16. Сепия (осса сепия).

Пасположен в утолщенной части формы. Известковое нешеств* сепии вырезают ножом, затем обрабатывают отдельные части на широкой поверхности напильника или ровном карборунде и трут одну часть о другую до тех пор пока обе половины (третью часть пришлифовы­ваю? снизу) тесно не примкнут друг к другу. Модель кольца вдавливают посередине одной части сепии голов­ой вниз только до половины продольной оси. На месте, ?де должен находиться камень, по его размеру устанав - пиваюГдревесньГй вкладыш, с помощью которого в от­уме образуется пространство для установки камня. К первой полуформе прилаживают и прижимают вторую ™ формы; снизу к ним прикладывают третью часть заготовки формы. Прежде чем вынуть модель, наружные края формы обрезают в виде призмы, а попе­рек зазоров пилкой или чертилкой прорезают расходя^ шиеся в разные стороны риски для того, чтобы по этим контрольЕым желобкам можно было правильно сложить отдельные части формы. В одной части раковины пообе - ГсГрГам вдавленной модели прорезают чертилкои

Тонкие риски так называемые воздушные каналы, на­искось снизу вверх для отвода воздуха при заливке рас­плавленного металла, а также для того, чтобы форма не

МОНТИРОВКА

55

Разорвалась. Наконец модель вынимают из сепии и шин­ку кольца в обеих половинках формы окончательно до­рабатывают. Одновременно ножом в верхней части формы прорезают воронкообразный литниковый канал для за­ливки расплавленного металла (рис. 17). После соедине­ния одинаковых частей по обозначенным контрольным рискам форму связывают мягкой проволокой и прикреп­ляют к соответствующей рукоятке. Чтобы отливка не ста­ла пористой, форма должна быть сухой, а перед непо­средственной заливкой в расплавленный благородный металл необходимо добавить немного цинка. Перед за­ливкой металл сильно протравливают. В процессе залив­ки надо следить за тем, чтобы в форму вместе с металлом

МОНТИРОВКА

Рис. 17. Форма для сепии для отливки кольца:

Я —из двух частей; б —в профиль; в — из трех частей; м — модель; « — лит­никовый канал; вк — воздушный канал; кр — контрольные риски; д — древес­ный вкладыш.

Рис. 18. Тигель для плавки металла: / — неправильно; // —правильно; л —материал; б —бура.

Не попали расплавленная бура или зола. Каждую форму можно использовать только один раз, иначе сепия вы­горит. После извлечения отливки из формы избыток ме­талла срезают, а заготовку обтачивают.

Тигель для плавки металла, изготовленный из препа­рированного или искусственного угля, следует соответст­вующим образом подготовить (рис. 18). Глубокая ямка не подходит, так как жар в нее не проникает, и в резуль­тате металл будет плавиться неравномерно, а на поверх­ности разбрызгиваться. При помощи воздушной струи от воздуходувки буру перед разливкой металла осаж­дают.

Рис. 19. Литейная форма из песка.

Более удобен тигель с неглубокой ямкой, немного приподнятой в центре; благодаря этому увеличивается поверх­ность металла и расплавленный слиток не принимает форму шара. При такой форме тигля облегчается также разлив­ка металла. Закругленный вырез в кры­шке с открывающимся отверстием, на­правленным вверх под углом, равномер­но распределяет жар. Крышка, соединенная с подклад­кой кусочком проволоки, не соскальзывает с нее.

Когда требуется отлить более крупные предметы или большее количество моделей, то для этого используют литье в формах из песка (рис. 19). При такой отливке применяют формовочную рамку (опока — прим. пер.), одну половину которой кладут на плоскую доску и наполняют утрамбованным песком, увлажненным пи­вом или сиропной водой. Затем в форму вдавливают модель до половины глубины песка; если формовочный песок очень глубокий, то верхний лишний слой удаляют. Форму посыпают пылью из древесного угля или изве­стью, устанавливают на ней вторую формовочную рам­ку и заполняют ее мелким песком. После этого форму осторожно разъединяют и в обеих половинах прорезают к модели литниковый канал. При отливке нескольких предметов модели устанавливают одна возле другой и соединяют литниковыми каналами. Для обеспечения от­вода воздуха от каждой модели проделывают вверх воз­душные каналы (для золотых изделий — узкие, для серебряных — более широкие). Модель осторожно выни­мают, формовочные рамки снова собирают, основатель­но просушивают и перед заливкой сильно нагревают.

МОНТИРОВКА

Широкое распространение в настоящее время получи­ла новая технология изготовления мелких предметов — центробежное литье в «потерянном воске». От­ливки, полученные этим способом, по форме и внешнему виду более совершенны, их дальнейшая обработка по сравнению с отливками в сепии или в песчаной форме значительно упрощается и становится более экономич­ной. Следующее преимущество заключается в том, что одновременно можно отлить несколько моделей. После­
довательность изготовления моделей следующая: с предмета или модели, которые собираются отлить, сни­мают гипсовые оттиски; с закругленных моделей, напри­мер колец, делают двусторонние оттиски. Оригинал мо­дели (из глины, формовочного воска, цинка, свинца, оло­ва или латуни) смазывают тонким слоем масла и погру­жают горизонтально одной стороной в гипсовую каши­цу так, чтобы другая половина оставалась свободной (как в сепии). Как только гипс затвердеет, модель выни­мают, просушивают и промывают мыльной водой. Затем модель вкладывают назад в гипсовый оттиск и полно­стью заливают гипсовой кашицей. После просушки обе части быстро разъединяют и модель вынимают.

Вместо гипса можно использовать формовочную нас­ту «Эластик». «Эластиком» заливают нижнюю половину специальной рамки, в которую затем вдавливают модель (до половины). По истечении 3—5 мин «Эластик» во­круг модели затвердевает. Остаток формовочной пасты, выдавленный моделью, обрезают по нижней ее половине. Затем формовочной пастой заливают верхнюю часть рамки и другую выступающую из нижней рамки часть модели. После того, как паста затвердеет (примерно че­рез 5 мин), рамки осторожно разъединяют и модель из нее вынимают так, чтобы не повредились края и мелкие детали. После прорезки воздушных и литниковых кана­лов основная негативная форма для литья по восковой модели считается готовой.

В специальном бачке со сливной трубкой (имеется в виду инжекционная установка со штуцером — прим. пер.) растапливают соответствующее количество голубо­го воска, который тонкой струйкой вливают в форму. После того, как воск затвердеет (в течение 2 мин), рам­ки осторожно разъединяют и восковую отливку вынима­ют. Излишки воска удаляют. Подобным методом можно сделать любое необходимое число отливок. Однако пос­ле отливки 20 шт. восковых моделей форма сжимается и твердеет.

Голубой воск имеет следующие преимущества: после охлаждения он становится твердым и пластичным, мо­дель нетрудно исправить или изменить в соответствии с замыслом. Следы от воздушных и литникового каналов заглаживают, а затем модель при помощи толстой диа­метром до 0,7 мм иглы прочно устанавливают на осно-

МОНТИРОВКА

Рис. 21. Ручная центри­фуга для центробежного литья.

Вании — маленькой деревянной тарелке с полукруглой приподнятой серединой, которая служит также затвором для металлической втулки, называемой кюветом (рис. 20).

МОНТИРОВКА

Кюветы различаются по размеру и количеству моде­лей, которые должны быть одновременно отлиты. При литье небольших предметов воздушные каналы, как пра­вило, не прорезают. При литье крупных предметов, осо­бенно при отливке изделий из серебра, дополнительно готовят тонкие восковые нити, которые прикрепляют к восковой модели и к выпуклой полукруглой тарелке. Модель осторожно протирают мягкой кисточкой, смочен­ной в спирте (смоченная спиртом модель обезжиривается и формовочная масса плотно прилегает к модели—прим. пер.). Формовочная масса (экспадент) представляет со­бой смесь алебастрового гипса с мельчайшим кремниевым песком, замешенную в холодной воде до густоты взби­тых сливок. Мягкой кисточкой формовочную массу (хо­рошо перемешанную) наносят на модель, затем сверху надевают кювет, который заливают формовочной массой. Смесь быстрее заполнит кювет, если по нему в процессе заливки слегка постукивать. Как только смесь застьінет, вынимают деревянное основание, а затем и иглу, на ко­торой крепилась модель. Оставленный иглой небольшой канал будет служить отверстием для литья металла, а полукруглое выпуклое основание создаст литейное углуб­ление. Вместо деревянного основания можно использо­вать пластилин.

Кювет высушивают на слабом огне или в небольшом пламени горелки Бунсена до тех пор, пока не испарится вся влага. Затем его прокаливают в печи до красноты, в результате чего восковая модель и воздушные каналы из восковых нитей растапливаются (воск «теряется» — вы­текает). Однако кювет нельзя перегревать, иначе сцемен - тировавшаяся масса растрескается и литье будет не­После прокаливания кювета приступают к подготовке золота или серебра к литью. Материала следует взять не­много больше, чем позволяет объем модели (при неболь­шом кювете не более 14—16 г). Чтобы не осталось сле­дов от буры, материал протравливают и очищают. Когда кювет достаточно прокалится, его вынимают из печи и устанавливают на ручной центрифуге (рис. 21) литнико­В литниковое углубление высыпают нарезанный на мелкие кусочки металл, который расплавляют паяльным пистолетом. Как только на поверхности металла появит­ся зеркальный блеск, необходимо тотчас начать быстро крутить центрифугу. Расплавленный металл под дейст­вием центробежной силы проникнет в литниковый канал и заполнит пространство восковой модели. После того, как металл застынет, кювет охлаждают студеной водой, формовочную массу растворяют, а ее остатки на отлив­ке легко счищают. Тонкую проволочную наливку отре­зают. Остается проверить, все ли сделано правильно: требует отливка дополнительной обработки или нет, чистая ли она, гладкая ли у нее поверхность и точно ли

Подобным способом очень удобно также отливать полые модели. Технологический процесс тот же, только восковая модель отсасывается с помощью специальной установки для всасывания воска. При таком способе литья хорошо прорабатываются тонкие детали модели. Вместо ручной центрифуги применяют специальные уста­новки. Формовочные пасты изготавливают специальные

Восковые модели делают также в аппаратах для литья форм в жесткой резине. Металлическую модель помещают между двумя резиновыми пластинами, кото­рые вулканизируют под прессом, снабженным вулкани­затором. При помощи такой резиновой формы можно

Рис. 22. Машинное литье: стояк из восковых моделей и стояк из отливок.

Сделать столько восковых копий, сколько их требуется для одновременной отливки. После извлечения восковой модели из резиновой формы ее крепят при помощи ко­роткой ножки к восковому стояку в форме елки и уста­навливают на основании из пластической массы (пласти­лина). Далее процесс протекает так же, как и при цент­робежном литье.

Машинное литье. Самые разнообразные и слож­ные по форме драгоценности сегодня серийно отливают при помощи электрических аппаратов, которые плавят металл, а также отливают изделия в «потерянном» вос­ке, что значительно облегчает и совершенствует работу ювелира. Специальные лигатуры сплавов для центро­бежного литья изготовляют в аффинериях. Созданные в процессе центробежного литья образцы представлены на рис. 22.

Изготовление восковых моделей. Ваку­умная впрыскивающая установка в течение одного рабо­чего процесса позволяет одновременно вакуумировать резиновые матрицы и впрыскивать воск. Откачка возду­ха из резиновой формы перед впрыскиванием воска

Улучшает и убыстряет заливку, а также препятствует образованию воздушных пузырей. В комплект оборудо­вания входят: установка для вакуумного всасывания и впрыскивания с автоматической регулировкой темпера­туры, ножная педаль для управления движущимися эле­ментами вентиля, инъектор воска с автоматической регу­лировкой температуры и вакуумный насос. Все оборудо­вание устанавливается на устойчивом рабочем столе.

ЮВЕЛИРНОЕ ДЕЛО

ЗАКРЕПКА ДРАГОЦЕННЫХ КАМНЕЙ

Подобрать в соответствии с замыслом красивые дра­гоценные камни и прочно закрепить их в оправе — это задача закрепщика. Та часть ювелирного изделия, в ко­торую закрепляют отдельные камни, называется оправой (также …

ПОДЕЛОЧНЫЕ И ДРАГОЦЕННЫЕ КАМНИ

Драгоценные камни — природные ископаемые —ми­нералы, образовавшиеся сложным путем в земной коре, встречаются, как правило, в форме кристаллов. Образовавшиеся в природе кристаллы драгоценных камней строятся на основе симметрии и в …

ЮВЕЛИРНОЕ ДЕЛО

Карел Тойбл Обработка золота и серебра является старинным ремеслом. В ювелирных мастерских изготавливают и ремонтируют драгоценности, украшения и бытовые изделия из различных благородных металлов (золота, серебра, платины), дополненные полудрагоценными и …

Как с нами связаться:

Украина:
г.Александрия
тел./факс +38 05235  77193 Бухгалтерия
+38 050 512 11 94 — гл. инженер-менеджер (продажи всего оборудования)

+38 050 457 13 30 — Рашид - продажи новинок
e-mail: msd@msd.com.ua
Схема проезда к производственному офису:
Схема проезда к МСД

Оперативная связь

Укажите свой телефон или адрес эл. почты — наш менеджер перезвонит Вам в удобное для Вас время.