Совместное предпринимательство

Цеди и мотивы совместного предпринимательства

Основным принципом всех форм совместного предприниматель­ства является достижение целевых установок, которые эффективно могут быть реализованы на базе сотрудничества нескольких партнеров. Глав­ная общая цель совместного предпринимательства — улучшение дол­госрочных перспектив получения прибыли предприятиями-партнера­ми. Эта функционально объемная цель может быть достигнута разны­ми способами. Среди них:

♦ выход на еще не освоенные рынки;

♦ повышение эффективности путем рационализации и тем самым понижение издержек в рамках большей по размеру (объединенной) экономической единицы;

♦ повышение конкурентоспособности путем улучшения положе­ния на рынке в отношении поставщиков, потребителей или потенци­альных кредиторов;

♦ уменьшение рисков благодаря их распределению между несколь­кими партнерами.

Таким образом, процесс кооперации предприятий в функциональ­ном разрезе преследует целый комплекс целей, охватывающих сферы сбыта, снабжения, исследований и развития, производства и финан­сирования. Для каждого партнера важна своя комбинация целей. Эти специфические комбинации целей оказывают прямое влияние на вы­бор формы кооперации предприятий.

К развитию совместного предпринимательства побуждают трудно­сти самостоятельного проникновения на внешние рынки и необходи­мость объединения усилий партнеров в условиях ускоряющейся ин­тернационализации, обострения международной конкуренции и уси­ления неопределенности в области экономики, связанной с быстрыми технологическими сдвигами, высокими расходами и рисками научных исследований и разработок. *

Особое значение при этом принадлежит межфирменному обмену орга­низационным, управленческим, производственно-технологическим опы­том, взаимному использованию производственных мощностей, научно - технической инфраструктуры, сбытовой и сервисной службы партнеров.

Мотивы создания СП разнообразны и охватывают все направления деловой стратегии компаний. При этом в стратегии компании редко доминирует какой-то один мотив, обычно их бывает сразу несколько. Можно выделить три крупные группы мотивов.

1. Приобретение необходимых производственных факторов. Мно­гие СП создаются потому, что фирмы-партнеры испытывают нехватку какого-либо вида ресурса, необходимого для успешной хозяйственной деятельности. Это могут быть финансовые ресурсы, производственные мощности, сырье и материалы, технологии, патенты и лицензии, уп­равленческие кадры, информация, ноу-хау и т. д.

2. Рыночные мотивы имеют большое, если не главное, значение в совместном предпринимательстве, поскольку они связаны с расшире­нием производственных и сбытовых возможностей. Межфирменные кооперационные соглашения и совместные предприятия дают возмож­ность партнерам:

♦ расширить сбытовую сеть;

♦ получить экономию на масштабах за счет роста объема произ­водства и более широкого распределения накладных расходов;

♦ получить доступ на закрытые или трудноосваиваемые рынки, в частности, на те, где производственная деятельность связана с круп­ными стартовыми инвестициями, и рынки, огражденные высокими за­конодательными или тарифными барьерами;

♦ приобрести ноу-хау в области производства, управления, марке­тинга и знания относительно местных традиций, культуры, особенно­стей спроса и т. п.

3. Разделение риска, в частности, риска капиталовложений. Моти­вами разделения риска руководствуются чаще всего компании, осуще­ствляющие совместное предпринимательство в сфере научных иссле­дований и разработок, а также в тех областях производственной дея­тельности, которые требуют крупных первоначальных инвестиций и где конечные результаты труднопредсказуемы.

Помимо общих целей и мотивов, характерных для любых форм со­вместного предпринимательства при любом составе участников, мож­но выделить специфические мотивы, которыми руководствуются парт­неры по кооперации в отдельных конкретных ситуациях.

Если партнеры по совместному предпринимательству являются представителями стран, которые находятся на разных стадиях эконо­мического развития (страны с развитой рыночной экономикой и стра­ны с развивающейся, переходной экономикой), то их мотивы и цели сильно различаются.

Производственная кооперация с фирмами из промышленно разви­тых стран позволяет компаниям из развивающихся стран и стран с пере­ходной экономикой увеличить производственные мощности, получить технологии, опыт и знания в области управления, маркетинга и иные специальные знания. Создание многочисленных СП в области инфор­мации, подготовки кадров, консультационных услуг облегчает условия функционирования как иностранного, так и отечественного капитала.

В целом для развивающихся стран и стран с переходной экономи­кой СП выгодны, поскольку они позволяют:

♦ увеличить инвестиции в свое производство, устранив тем самым «узкие места» в финансировании;

♦ освоить новые технологии с помощью более совершенного обо­рудования;

♦ получить лицензии, ноу-хау и знания в области менеджмента;

♦ интегрировать западную технологию в процесс производства в условиях ограниченных импортных возможностей этих стран;

♦ повысить конкурентоспособность производства, что способствует повышению эффективности экономики в целом;

♦ получить важный источник доходов в твердой валюте либо за счет экспорта своей продукции на западные рынки, либо за счет пре­доставления различного рода услуг.

Кроме того, СП дают странам с переходной экономикой модель проведения политики модернизации производства.

Соответственно у партнеров, представляющих страны с развитой рыночной системой, имеются свои специфические мотивы и цели при создании СП: освоение новых рынков; сокращение издержек произ­водства (сокращение капитальных затрат и снижение риска при созда­нии новых мощностей).

Одним из главных мотивов совместного предпринимательства для партнеров из промышленно развитых стран является выход на новые рынки. Особое значение имеет возможность долгосрочного использо­вания потенциала национального или регионального рынков, некото­рых особенностей рынка и структуры сбыта. Не менее важным пред­ставляется и краткосрочное использование рыночных возможностей (например, продажа дефицитных на данный момент времени потре­бительских товаров).

Еще одна цель — сокращение издержек в результате перемещения производства в страну партнера с использованием производственных преимуществ в связи с более низкими затратами на персонал. На раз­вивающихся рынках возможно более длительное применение устаре­вающих на Западе технологий. Для определенных видов производств в разви вающихся странах существуют более благоприятные законодатель - ные условия, чем на Западе, что также может сыграть стимулирующую роль при принятии решения о создании СП.

Предприниматели из промышленно развитых стран рассчитывают также на конкурентоспособность продукции совместного предприя­тия на мировых рынках, прежде всего, за счет сравнительно низкой сто­имости факторов производства. Конечно, у них имеется и определен­ный интерес к научному и технологическому потенциалу некоторых развивающихся стран, что может стимулировать вложения капиталов в инновационную сферу.

Важнейшим мотивом для предпринимателей из развитых стран является приток ресурсов (приобретение новых источников сырья и обновление производственной базы).

Таким образом, прослеживается некоторое противоречие интересов партнеров из стран, находящихся на разных этапах экономического разви­тия. Принимающая страна стремится получить через совместные пред­приятия доступ к современным высококачественным технологиям, в то время как западные фирмы стараются реализовать в совместном пред­приятии технологии, находящиеся на последнем этапе своего жизнен­ного цикла, не приносящие высоких доходов на мировых рынках, но все еще достаточно эффективные на развивающихся рынках.

Имеются также специфические мотивы создания совместных пред­приятий:

♦ национальные — инвесторами являются бывшие граждане при­нимающей страны или лица одной национальности;

♦ личностные — решение о создании СП принимается на род­ственных началах;

♦ экологические — решается задача выноса экологически вредных производств;

♦ мотивы, связанные с поднятием престижа фирмы и другими со - циально-психологическими устремлениями.

Компании, занимающиеся совместным предпринимательством, независимо от страны происхождения, рассчитывают таким путем по­лучить определенные выгоды и преимущества. Самым важным для ком­паний является то, что совместное предпринимательство дает партне­рам возможность реализовать цели, выходящие за пределы потенциа­ла каждого из них.

Деятельность зарубежных предприятий в форме СП создает для инвесторов определенные преимущества, которые объясняются следу­ющими факторами:

1) для создания СП практически во всех странах предусмотрен до­вольно либеральный режим деятельности; будучи зарегистрированными, они пользуются теми же правами, что и национальные предприятия;

2) долевое участие в уставном капитале СП предприятия снижает для инвестора риск, так как предполагает, что его ответственность ог­раничивается долей его участия в капитале;

3) организационная форма акционерных компаний (преобладаю­щая среди СП) позволяет привлекать дополнительные (заемные) сред­ства, т. е. ограничивает необходимость иметь достаточно значитель­ный стартовый капитал;

4) нередко привлечение местного партнера позволяет получить определенные льготы со стороны принимающего государства: льгот­ные условия приобретения земельных участков, прямые государствен­ные субсидии, налоговые льготы и т. п.;

5) возможность использования организационного опыта местного партнера, его сбытовой сети, репутации торговой марки и т. д.

Совместное предпринимательство

Основные виды лизинговых фирм

В России, как и в других странах мира, действуют четыре основных вида лизинговых фирм: ♦ компании, контролируемые банками, или, что реже, лизинго­вые службы в структуре банков; ♦ дочерние компании, создаваемые …

Правовая основа лизинга в России

Важнейшим условием интенсивного развития лизинга в российс­кой экономике является формирование нормативно-законодательной базы лизинговых отношений. Начиная с 1994 г. органы исполнитель­ной и законодательной власти приняли больше десяти нормативных актов, в целом …

Участие России в международных лизинговых сделках

В настоящее время в общем объеме лизинговых операций в России значительную долю составляют международные сделки. По данным Рослизинга, объем международного лизинга в России в 1996 г. вырос в восемь раз …

Как с нами связаться:

Украина:
г.Александрия
тел. +38 05235 7 41 13 Завод
тел./факс +38 05235  77193 Бухгалтерия
+38 067 561 22 71 — гл. менеджер (продажи всего оборудования)
+38 067 2650755 - продажа всего оборудования
+38 050 457 13 30 — Рашид - продажи всего оборудования
e-mail: msd@inbox.ru
msd@msd.com.ua
Скайп: msd-alexandriya

Схема проезда к производственному офису:
Схема проезда к МСД

Представительство МСД в Киеве: 044 228 67 86
Дистрибьютор в Турции
и странам Закавказья
линий по производству ПСВ,
термоблоков и легких бетонов
ооо "Компания Интер Кор" Тбилиси
+995 32 230 87 83
Теймураз Микадзе
+90 536 322 1424 Турция
info@intercor.co
+995(570) 10 87 83

Оперативная связь

Укажите свой телефон или адрес эл. почты — наш менеджер перезвонит Вам в удобное для Вас время.