Другие эффекты
Рис. 6.13. Процессор эффектов Fostex DE-1 |
Эффект вибpато — амплитудная или частотная модуляция сигнала с небольшой частотой (до 10 Гц). Амплитудное вибpато также носит название тpемоло; на слух оно воспpинимается как замиpание или дpожание звука, а частотное — как «завывание» или «плавание» звука (типичная неиспpавность механизма магнитофона — детонация). Вибpато обычно pеализуется модуляцией синусоидальным сигналом, а тpемоло — тpеугольным или пилообpазным сигналом, либо м^то^атным автоматическим пеpезапуском ноты.
Динамическая фильтpация (wah-wah — «вау-вау») pеализуется изменением частоты сpеза или полосы пpопускания фильтpа с небольшой частотой. ^ слух воспpинимается как вpащение или заслонение/отесывание источника звука — увеличение высокочастотных составляющих ассоцииpуется с источником, обpащенным на слушателя, а их уменьшение — с отклонением от этого набавления.
Дистошн (distortion — искажение) намеpенное искажение фоpмы звука, что пpидает ему pезкий, скpежещущий оттенок. Hаибольшее пpименение получил в качестве гитаpного эффекта (классическая гитаpа heavy metal). Получается пеpеусилением исходного сигнала по амплитуде до появления о^аничений в усилителе ^еза веpхушек импульсов) и даже его самовозбуждения. Благодаpя этому АЧХ исходного сигнала становится похожей на ^ямо^^л^^, отчего в ней появляется большое количество новых нечетных гаpмоник, pезко pасшиpяющих спектp. Этот эффект пpименяется в pазличных ваpиациях (fuzz, overdrive и т. п.), pазличающихся способом о^аничения сигнала (обычное или сглаженное, весь спегар или полоса частот, весь амплитудный диапазон или его часть и т. п.), соотношением исходного и искаженного сигналов в выходном, частотными хаpак - теpистиками усилителей (наличие/отсутствие филкфов на выходе).
Вокодеp (voice coder — кодиpовщик голоса) — синтез pечи на основе пpоизвольного входного сигнала с богатым спекфом. Речевой синтез pеализуется обычно пpи помощи фоpмантных пpеобpазований: выделение из сигнала с достаточным спекфом нужного набоpа фоpмант с нужными соотношениями пpидает сигналу свойства соответствующего гласного звука. Подавая на блок pечевого синтеза звучание, напpимеp электpогитаpы, и пpоизнося слова в ми^офон блока анализа, можно получить эффект «pазговаpивающей гитаpы»; пpи подаче звучания с синтезатоpа получается известный «голос pобота», а подача сигнала, близкого по спек^у к колебаниям голосовых связок, но отличающегося по частоте, меняет pегистp голоса — мужской на женский или детский, и наобоpот.
Сэмплеры, синтезаторы, midi-контроллеры
Сэмплеры
Сэмплирование — запись образцов звучания источника сигнала с их последующим воспроизведением. Метод предполагает запись реального звучания, которое затем в нужный момент воспроизводится посредством клавиатуры.
Для получения звуков разной высоты на основе исходного образца изменяется скорость его воспроизведения — чем быстрее воспроизводится образец, тем больше его частота, тем, соответственно, выше его положение на звуко - высотной шкале. И наоборот, замедление скорости воспроизведения относительно изначальной скорости понижает высоту исходного звука засчет уменьшения
частоты. Чтобы тембр звука при сдвиге высоты не менялся слишком заметно, используется несколько записей звучания через определенные интервалы (обычно через половину октавы).
Благодаря широким возможностям изменения исходного звучания образца сэмплирование часто рассматривается как особый метод синтеза, что не совсем верно. Скорее, это особый метод записи-воспроизведения, замечательный прежде всего тем, что основывается на цифровых технологиях. Современные профессиональные аппаратные модели цифровых сэмплеров и их программные аналоги позволяют подвергать звук всевозможной обработке — частотной и амплитудной модуляции (изменению), фильтрации, добавлению новых гармоник, обработке распространенными эффектами, в результате чего звук может приобретать совершенно новый тембр, иногда совсем не похожий на первоначальный.
Образец звучания, представленный в цифровой форме в ОЗУ сэмплера, называется сэмплом. Сэмпл — это последовательность цифровых отсчетов, полученная в результате прохождения сигналом АЦП. В памяти сэмплера сэмпл хранится в несколько измененном виде. Запоминаются только основные, существенные части звука, а именно, его основанные на динамике фазы: начало, протяженный участок, момент затухания звука. В зависимости от применяемой фирменной технологии эти части могут делиться на еще более мелкие фрагменты. Таким образом, в памяти сэмплера хранится не весь сэмпл целиком, а его отдельные части, используя которые можно «реконструировать» исходное звучание. Для уменьшения требуемого объема памяти применяется также прием зацикливания сэмпла — looping. В этом случае записывается только короткое время относительно ровного звучания инструмента, затем в нем выделяется средняя фаза с установившимся (sustained) звуком, которая при воспроизведении повторяется до тех пор, пока включена нота (нажата клавиша), а после отпускания воспроизводится концевая фаза.
В настоящее время сэмплеры имеют аппаратное, аппаратно-программное и полностью программное воплощение. Аппаратные варианты сэмплеров могут быть выполнены в виде настольных устройств, стандартных студийных модулей, являться частью профессиональных синтезаторов (рис 6.14).
Аппаратно-программные сэмплеры представляют из себя компьютерную плату с собственным программным обеспечением. Полностью программные сэмплеры в качестве ОЗУ используют оперативную память компьютера или воспроизводят звуки непосредственно с же - Рис. 6.14. Аппаратный сэмплер сткого диска. Yamaha A3000
Существует несколько основных форматов, в которых выпускаются так называемые «библиотеки сэмплов на CD» для их загрузки в оперативную память сэмплера и последующего воспроизведения.
Одним из самых важных критериев качества той или иной модели сэмплера является объем его оперативной памяти. Этот показатель реально определяет, какой объем звуков с каким качеством (деталировкой) сэмплирования можно использовать. Так, большинство сэмплеров имеют небольшой встроенный объем ОЗУ, не превышающий, как правило, 8-12 Мб, и возможность расширения оперативной памяти от 16 до 128 и больше Мб при помощи стандартных модулей памяти (SIMM, DIMM) или собственных модулей памяти сэмплера. При оценке объема ОЗУ сэмплера следует иметь в виду, что один качественно засэмплированный инструмент занимает от 4 до 8 Мб оперативной памяти.
Так как сэмплер является цифровым устройством, одними из основных характеристик являются разрядность и частота дискретизации его АЦП/ЦАП.
Здесь действуют те же стандарты, что и в отношении других устройств, работающих с цифровым звуком. Немаловажным критерием качества звука сэмплера является разрядность его внутренней обработки, которая в профессиональных моделях, как правило, превышает разрядность цифровых преобразователей. Здесь имеется в виду разрядность собственных DSP сэмплера, если таковые у него есть. От разрядности DSP в частности зависят возможности фильтрации, модуляции, обработки эффектами индивидуального сэмпла, выполнения основных функций редактирования.
Рис. 6.15. Рабочая станция Waldorf Q |
Полифония сэмплера (Polурhony — многоголосие) — максимальное количество звуков, которое он может воспроизвести одновременно. Когда говорят о полифонии, то под звуками имеются в виду отдельные ноты, т. е. первичные,
Исходные составляющие звучания сэмплера. Приемлемый показатель полифонии — 32, хороший — 64 ноты. Не всегда нажатие клавиши вызывает звучание только одной ноты, сэмплеры можно программировать таким образом, что несколько нот назначаются на одну клавишу и ее нажатие ведет за собой их одновременное звучание. В последнем случае мы имеем дело с инструментом — совокупностью нескольких нот. Один инструмент может состоять более чем из одного про
стого звука — ноты, причем количество звуков в различных инструментах может быть разным. Возможность сэмплера воспроизводить максимальное количество инструментов связана с его мультитембральностью (Multi Timbral).
Рис. 6.17. Интерфейс виртуального синтезатора Retro-AS1 |
Профессиональные сэмплеры
Должны поддерживать режим стереосэмплирования. Как правило, исходный образец хранится в памяти сэмплера в моно-варианте из соображений экономии места. При воспроизведении один и тот же сэмпл направляется на левый и правый каналы, и по мере необходимости та и другая копия обрабатываются эффектами, основанными на задержке, для придания реалистичности стерео- картине.