Производство древнего Египта

Способ изготовления глазури

Основными ингредиентами древнеегипетской синей глазури были щелочь, небольшое количество какого-то соединения меди в качестве окрашивающего вещества, немного карбоната кальция (частичный анализ додинастической глазури показал следы «кальция», а в глазури римской эпохи — 3,8 % «извести»; оба эти вещества, почти наверное, присутствовали первоначально в виде карбоната кальция, который во время обжига превратился в силикат кальция) и большое количество окиси кремния. Поскольку как толченый, так и цельный, кусковой кварц являются формами кремнезема и поскольку при высокой температуре окись кремния приобретает свойства кислоты и соединяется с такими веществами, как [278] карбонат натрия, карбонат калия и карбонат кальция, добавление кремнезема было, по-видимому, излишне. Кроме того, некоторое количество окиси кремния содержится в щелочах, как в растительной золе, так и в низкокачественной соде. Например, в четырех подвергнутых анализу образцах соды кварцевого песка оказалось 2,2 %, 6,7 %, 7,6 %[992] и 9,6 %[993]. Поскольку некоторое количество карбоната кальция всегда содержится в соде и растительной золе (в четырех вышеупомянутых образцах соды оказалось 0,9 %, 1,3 %, 1,4 % и 1,2 % карбоната кальция) и даже в кварце (в исследованной белой кварцевой гальке его оказалось 0,2 %), мы пришли к выводу, что добавлять карбонат кальция в опытную смесь не нужно. Поэтому опыты производились только с малахитом и с щелочью, и в результате при сильном прокаливании карбоната калия (главная составная часть обычной растительной золы) или толченой соды, смешанных с небольшим количеством мелкоистолченного малахита, каждый раз получалась великолепная синяя глазурь. Реакция заключалась не только в сплавлении щелочи и окрашивании ее малахитом, но также и во взаимодействии щелочи с кварцем. Когда мы удаляли глазурь путем растворения, поверхность гальки оказывалась сильно изъеденной и шероховатой. Несомненно, щелочи, соединяясь с частью кварца, образовывали силикат калия или натрия (в зависимости от состава примененной в каждом отдельном случае щелочи). Заметивший это Петри пишет[994]: «Плавка глазури на камне частично растворяет его поверхность; даже после того, как глазурь открошится, следы ее действия все еще остаются видны на камне, приобретающем вид выветренного мрамора или обсахаренного леденца».

Для того чтобы окончательно убедиться в ненужности добавления окиси кремния или карбоната кальция, был проделан ряд соответствующих опытов. К смеси щелочи и малахита прибавляли в разных пропорциях мелкоистолченный известняк. Делали и другие опыты как с мелкоистолченным известняком, так и с мелкоистолченным кварцем, но это ничего не давало, [279] и результаты, как и следовало ожидать, были хуже. Все эти добавки лишь затрудняли плавку, и в конечном счете глазурь или совсем не получалась, или получалась плохой. После того как удалось покрыть глазурью цельный кварц, был проделан ряд опытов по глазурованию толченого кварца, применявшегося в качестве основы фаянса. Однако это оказалось труднее. Когда щелочно-малахитовая смесь наносилась непосредственно на сформованный материал, это никогда не давало хороших результатов: глазурь была либо очень плохой, либо совсем не получалась — глазурная смесь впитывалась в кварц, окрашивая его в синий цвет. Вначале неудачи приписывались слишком высокой температуре или недостаточно мелко истолченному кварцу. Опыты были повторены при более низкой температуре и с более мелко истолченным кварцевым порошком. Результаты были лишь немногим лучше. Однако в конце концов удалось получить хорошую глазурь. Это было сделано следующим способом: сначала глазурью покрывали нетолченый кварц, после чего глазурь обколачивали, мелко растирали и этот порошок наносили на предмет из толченого кварца и прокаливали. Мы не хотим сказать, что именно этим методом пользовались в древности, но можно предполагать, что глазурную смесь вначале каким-то образом плавили, затем толкли и наносили на изделия в виде порошка. Так, описывая один предмет, неудачно покрытый глазурью, Куибел говорит: «Пятно неправильной формы... покрыто не гладкой глазурью, как вся остальная фигура, а мелкими зернами синей фритты; это вызвано, должно быть, несовершенством обжига и свидетельствует о том, что глазурь была нанесена в виде жидкой пасты из толченой фритты. Тот же метод можно проследить на ушебти значительно более позднего периода»[995]. Подводя итог проделанному им микроскопическому анализу у египетских глазурованных изделий, Бек пишет: «На все образцы из Египта, за исключением нескольких, которые я считаю привозными, очевидно, наносили уже готовую глазурь или все необходимые для нее ингредиенты, после чего их подвергали обжигу»[996]. [280]

Современный метод покрытия глазурью состоит в следующем: сначала изготовляется глазурь, которая не только напоминает куски стекла, но фактически и является стеклом, хотя называется «фриттой». Затем ее очень мелко толкут и смешивают с водой до консистенции жидкой грязи, причем образующуюся суспензию непрерывно мешают, чтобы воспрепятствовать оседанию толченой массы; наконец изделие либо окунают в эту жидкость, либо обливают ею, после чего сушат и обжигают. Подобный же метод применяется в нескольких современных мастерских по подделке фаянса в Курна. Я знаю одного такого мастера, который покупает мелкие венецианские бусы из синего стекла, толчет их в очень мелкий порошок, прибавляет немного воды и в образовавшуюся жидкость опускает кусками каменную соль, которой дает раствориться. Изделие окунается в смесь, сушится и обжигается, причем кристаллизация соли после сушки способствует лучшему приставанию глазури до обжига.

Несколько опытов по глазурованию стеатита с применением смеси щелочи и малахита были менее удачны, так как в тех случаях, когда глазурь получалась, она всегда была зеленого, а не синего цвета. Является ли это результатом присутствия в стеатите соединений железа или следствием слишком высокой температуры, осталось невыясненным.

Следует заметить, что, каковы бы ни были отдельные технологические приемы глазурования в древности, можно не сомневаться, что обжиг производился в какой-то закрытой камере, хотя, вероятно, и небольшой, так как трудно представить, чтобы изделия обжигались на открытом огне в непосредственном соприкосновении с топливом. Современные подделыватели фаянса в Курна выработали целый ряд способов для разрешения этой проблемы: иногда они используют в качестве закрытой камеры глиняный горшок, иногда — медный ящик, иногда — ящик из стеатита, причем в последнем случае изделия ставятся на стеатитовые кубики[997]. [281]

Производство древнего Египта

ПРИЛОЖЕНИЕ ХИМИЧЕСКИЕ АНАЛИЗЫ

Краткая хронологическая таблица

Период Династия Приблизительные даты Каменный век Палеолит Не датирован Неолит Конец неолитического периода датируется приблизительно 5000 г. до н. э. Додинастический Бадарийская культура 5000-3400 до н. э. Ранний додинастический Средний …

Производство Древнего Египта

Для более полного понимания вопроса о ремесленных производствах Древнего Египта и применявшемся в них сырье необходимо хотя бы общее знакомство с историей этой страны. Нужно отчетливо представлять себе и глубокую …

Как с нами связаться:

Украина:
г.Александрия
тел./факс +38 05235  77193 Бухгалтерия

+38 050 457 13 30 — Рашид - продажи новинок
e-mail: msd@msd.com.ua
Схема проезда к производственному офису:
Схема проезда к МСД

Партнеры МСД

Контакты для заказов оборудования:

Внимание! На этом сайте большинство материалов - техническая литература в помощь предпринимателю. Так же большинство производственного оборудования сегодня не актуально. Уточнить можно по почте: Эл. почта: msd@msd.com.ua

+38 050 512 1194 Александр
- телефон для консультаций и заказов спец.оборудования, дробилок, уловителей, дражираторов, гереторных насосов и инженерных решений.