предпринимательство

Хозяйственный риск (сущность и природа)

Осуществление экономического предпринимательства в его любой форме связано с риском, который принято называть хозяйст­венным или предпринимательским. Выясним истоки и причины та­кого риска и формы его проявления с тем, чтобы далее поговорить о методах оценки риска и способах его предотвращения.

В связи с развитием товарно-денежных, рыночных отношений хозяйственную, предпринимательскую деятельность приходится осуществлять в условиях нарастающей неопределенности ситуации, изменчивости экономической среды. Отсюда возникают неясность и неуверенность в получении ожидаемого конечного результата, а следовательно, возрастает риск, то есть опасность неудачи, непредви­денных потерь. В особенности это имеет место на начальных стадиях освоения предпринимательства.

Подобная обстановка несколько необычна и непривычна для советского хозяйственника или просто гражданина, которому пред­стоит пройти тернистый путь, прежде чем он превратится в подлин­ного предпринимателя. В условиях директивно-плановой, команд­но-административной экономики все мы привыкли к тому, что эконо­мическая обстановка, условия в хозяйственной среде нашей жизни формируются сверху в приказном или установочном порядке в виде набора правил и норм. Планы, программы, постановления, инструк­ции, государственные цены, фонды, лимиты, наряды, тарифы форми­ровали ту экономическую систему координат и хозяйственную среду. в которой вынуждены были существовать, действовать предприятия и планы.

Конечно, жесткая схема централизованных, спускаемых свер­ху установок и предписаний сковывала инициативу, не давала воз­можности развернуться предприимчивости, подавляла интерес и творческое начало. Но она вносила явную или, по крайней мере, кажущуюся четкость, обеспечивала навязанный порядок. Хотя и не с полной уверенностью, но можно было знать, рассчитать или пред­видеть объемы производства, поставок, продаж, потребления, цены и соответственно выручку, прибыль, доходы. Словом, действовать в детерминированных, заданных извне условиях.

Движение к рынку есть прежде всего дорога к экономической свободе. Над предпринимателем может возвышаться только закон и вытекающие из него ограничения. Должно последовательно су­жаться поле действия директивных планов, приказов, принудитель­ного распределения ресурсов, прикрепления производителя к потребителю. Государственные цены постепенно превращаются в договорные и даже свободные рыночные». Государственное регули­рование сводится преимущественно к созданию условий осуществ­ления предпринимательской деятельности, налоговой системе, да еще к государственному заказу, который со временем будет дово­диться на чисто экономической основе. Все остальное определяется производителем и потребителем, их волей, а в какой-то степени складывается случайным образом.

За экономическую свободу приходится платить. Ведь свободе одного предпринимателя сопутствует одновременно и свобода дру­гих предпринимателей, которые вольны покупать или не покупать его продукцию, предлагать за нее свои цены, продавать ему по определенным ценам, диктовать свои условия сделок. При этом, естественно, те, с кем приходится вступать в хозяйственно-рыноч­ные отношения, стремятся прежде всего к своей выгоде, а выгода одних может стать ущербом для других. Да еще и конкуренция начинает пускать ощутимые ростки. А предприниматель-конкурент вообще склонен стремиться вытеснить своего оппонента из рынка. Так что переход к рынку знаменует окончание жизни по заранее известному расписанию и попадание в зону хозяйственной неопре­деленности и повышенного риска. Это и есть неизбежная плата за хозяйственную свободу, за отход от централизованного директивно­го планирования и управления. Бесплатных пирожных не бывает.

Так что хотим мы того или не хотим, но, осваивая предприни­мательство, переходя к рыночным отношениям, нам придется иметь дело с неопределенностью и повышенным риском. Задача подлин­ного предпринимателя, хозяйственника нового типа состоит не в том, чтобы искать дело с заведомо предвиденным, ясно очерченным результатом, дело без риска. При таком подходе в рыночной эконо­мике можно вообще оказаться вне дела и без дела. Надо не избегать риска, а уметь его чувствовать, оценивать степень и не переходить за допустимые пределы. Нельзя отказываться переходить улицу, чтобы вообще не рисковать попасть под автомобиль. Надо знать правила перехода, соблюдать осторожность, предвидеть опасность, хорошо оглядевшись вокруг. Отсюда следует первое правило пове­дения предпринимателя: не избегать риска, а предвидеть его, стре­мясь снизить до возможно более низкого уровня.

В переходном периоде, отягченном неудачными шагами, неэф­фективными затяжными программами и способами осуществления перехода к рынку, перед многими предприятиями встанет проблема выживания в условиях нарастающего кризиса. Придется искать не­тривиальные виды предпринимательской деятельности, проводить непривычные операции, что еще более повышает степень риска.

К тому же в нынешней советской экономике предпринима­тельский риск усугубляется следующими обстоятельствами:

- нечеткостью и непрерывной изменчивостью законодатель­ных и нормативных актов, регулирующих экономическую деятель­ность;

- необязательностью и безответственностью хозяйствующих субъектов всех видов и уровней.

Так что поневоле надо знакомиться и иметь дело с рисковыми ситуациями.

К сожалению, в советской экономической науке и практике хозяйствования по существу отсутствуют общепризнанные теорети­ческие положения о хозяйственном риске, плохо разработаны мето­ды оценки риска применительно к тем или иным производственным ситуациям и видам деятельности, отсутствуют распространенные практические рекомендации о путях и способах уменьшения и пред­отвращения риска. Отметим, что теория предпринимательского ри­ска лишь частично сложилась и в странах с сформировавшейся рыночной экономикой. Но там имеется огромный опыт рискового предпринимательства, сопровождаемый наглядно видимыми при­мерами процветания и краха, подъема и банкротства в зависимости от умелого и неумелого поведения, а частично и везения в реальной обстановке риска. Так что в рыночной среде сама жизнь, процессы производства, распределения, обмена, потребления продукции, то­вара, услуг учат правилам поведения при наличии неопределенности и риска, поощряют за их знание и сурово наказывают за незнание.

Отметим, что имеются отдельные виды предпринимательской деятельности, в которых риск поддается расчету, оценке, и методы определения степени риска отработаны теоретически и практиче­ски. Это прежде всего страхование имущества, здоровья и жизни, а также лотерейное и игорное дело. Понятно, что в данном случае речь идет об узких, крайне специфических видах предпринимательской деятельности. Применяемые по отношению к таким видам деятель­ности методы оценки риска обычно не удается применить к другим областям и сферам предпринимательства.

К тому же страховой риск относится преимущественным обра­зом к объекту, вне прямой зависимости от вида деятельности. Стра­ховка дома, автомобиля обычно не учитывает направления функцио­нирования, способ использования страхуемого объекта оказывается вне поля зрения. При оценке же предпринимательского риска нас прежде всего интересует не судьба всего объекта, а мера опасности и степень потенциального ущерба в условиях конкретной сделки и сопровождающих ее видов деятельности.

К примеру, страхуя предприятие или дом от пожара, страховое агенство анализирует только опасность возгорания объекта и меру возникающего при этом имущественного урона, который придется компенсировать. Отсюда и назначаются страховые платежи. Пред­приниматель же вынужден изучать риск, возникающий при произ­водстве, закупке, продаже продукции и при всех других видах деятельности предприятия. Ведь его интересует не компенсация риска, а предотвращение ущерба. А это уже совсем иное дело.

Нельзя сказать, что в советской экономике производственни­ку, хозяйственнику, руководителю вообще не приходилось риско­вать. Конечно, приходилось. Хозяйственные руководители всех уровней знают, что такое производственный, сбытовой, снабженче­ский риск в плановой экономике. Но это не совсем тот или совсем не тот риск, что в экономике рыночного типа. В директивной эконо­мике приходится иметь дело с риском невыполнения государствен­ного плана, нарушений договорных обязательств, недопоставок продукции, сбоев производства, необеспеченности транспортиро­вания, снижения качества, потерь, обусловленных чаще всего несоб­людением правил и норм хозяйственной деятельности. В рыночной же экономике на первое место выходит составляющая риска вслед­ствие непредвиденности конъюнктуры рынка, спроса, цен, поведе­ния потребителя. Так что наши привычные знания и навыки пове­дения применительно к формам хозяйственного риска, характерные для централизованно управляемой экономики, явно недостаточны, чтобы уметь справляться с опасностями экономики рыночного типа. К тому же приходится иметь дело с наложением факторов рыночного и нерыночного типа.

В ходе последующего изложения попытаемся обрисовать ос­новные контуры прикладной методики и оценки хозяйственного риска применительно к предпринимательской деятельности. Одно­временно выскажем определенные соображения о поведении пред­принимателя в рисковых ситуациях. Представленные ниже матери­алы и подходы в основном касаются риска предприятия, но отдель­ные положения относятся к любому предпринимательскому риску вне зависимости от того, кто является субъектом предприниматель­ской деятельности.

Сформулируем и уточним вначале терминологическую базу прикладной теории предпринимательского риска. Это необходимо вследствие того, что используемые в бытовом обращении и даже в деловом бизнесе и в менеджменте понятия, относящиеся к рисково­му предпринимательству, носят зачастую весьма расплывчатый, слишком нечеткий характер.

Прежде всего определим исходное, базисное понятие "риск", имея в виду, что это угроза, опасность возникновения ущерба, поне­сения убытков в самом широком смысле слова.

Под хозяйственным (предпринимательским) будем понимать риск, возникающий при любых видах деятельности, связанных с производством продукции, товаров, услуг, их реализацией, товарно- денежными и финансовыми операциями, коммерцией, осуществле­нием социально-экономических и научно-технических проектов. В рассматриваемых видах деятельности приходится иметь дело с ис­пользованием и обращением материальных, трудовых, финансовых, информационных (интеллектуальных) ресурсов, так что риск связан с угрозой потери этих ресурсов, полной или частичной.

В итоге предпринимательский риск характеризуется как опас­ность потенциально возможной, вероятной потери ресурсов или недополучения доходов по сравнению с вариантом, рассчитанным на рациональное использование ресурсов в данном виде предпри­нимательской деятельности. Иначе говоря, риск есть угроза того, что предприниматель понесет потери в виде дополнительных расходов сверх предусмотренных прогнозом, проектом, планом-программой его действий, либо получит доходы ниже тех, на которые он рассчи­тывал.

Подчеркнем еще раз, что при установлении предприниматель­ского риска надо различать понятия "расход" и "убытки", "потери". Любая предпринимательская деятельность неизбежно связана с расходами, тогда как убытки имеют место при неблагоприятном стечении обстоятельств, просчетах и представляют дополнительные расходы сверх намеченных.

Сказанное выше характеризует категорию "риск" с качествен­ной стороны, но создает основу для перевода понятия "предприни­мательский риск" в количественное. Действительно, если риск определяется как опасность потери ресурсов или дохода, то сущест­вует его количественная мера, определяемая абсолютным или отно­сительным уровнем потерь.

В абсолютном выражении риск может определяться величиной возможных потерь в материально-вещественном (физическом) или стоимостном (денежном) измерении в рублях, если только ущерб поддается такому измерению.

В относительном выражении риск определяется как величина возможных потерь, отнесенная к некоторой базе, за которую наибо­лее удобно принимать либо имущественное состояние предприни­мателя, либо общие затраты ресурсов на данный вид предприни­мательской деятельности, либо ожидаемый доход (прибыль) от пред­принимательства. Применительно к предприятию в качестве базы для определения относительной величины риска целесообразно принимать стоимость основных фондов и оборотных средств пред­приятия или намеченные суммарные затраты на данный вид пред­принимательской деятельности, имея в виду как текущие затраты, так и капиталовложения, или расчетный доход (прибыль). Выбор той или иной базы не имеет принципиального значения, но следует предпочитать базовый показатель, известный (определяемый) с вы­сокой степенью достоверности.

В дальнейшем базовые показатели, используемые для сравне­ния, отсчета, будем называть расчетными или ожидаемыми показа­телями прибыли, затрат, выручки. Значения этих показателей, как известно из предыдущего изложения, определяются при разработке бизнес-плана, в процессе технико-экономического обоснования предпринимательского проекта, сделки.

Соответственно, потерями будем считать отклонение прибыли, дохода, выручки в сторону снижения в сравнении с ожидаемыми величинами. Предпринимательские потери - это, в, первую очередь, случайное снижение предпринимательской прибыли. Именно вели­чина таких потерь и характеризует степень риска. Поэтому исследо­вание, анализ риска связан прежде всего с изучением потерь.

предпринимательство

Взаимодополняющая команда — прямой путь к эффективной работе

Командная работа является наиболее эффективной. Курсы, тренинги, вебинары по тимбилдингу (командостроению) все чаще оправдывают себя. Так что же такое команда и какова формула ее оптимально продуктивного “состава”? Команда - колониальный …

Причины старения и роста компаний

Формула усвоения ролей. Как растут роли по РАЕI? Сначала начинается рост роли (I). Только когда она достигает определенного уровня, открывается возможность для появления (Е). (I) формирует поддерживающее окружение, а (Е) …

Секреты за успешным принятием решений

При принятии какого-либо решения можно воспользоваться методом подбрасывания монетки или метод декарта. Еще есть способ – сделать, а потом только задуматься о произошедшем и исправить ошибки, если таковые имеются. Не …

Как с нами связаться:

Украина:
г.Александрия
тел./факс +38 05235  77193 Бухгалтерия
+38 050 512 11 94 — гл. инженер-менеджер (продажи всего оборудования)

+38 050 457 13 30 — Рашид - продажи новинок
e-mail: msd@msd.com.ua
Схема проезда к производственному офису:
Схема проезда к МСД

Оперативная связь

Укажите свой телефон или адрес эл. почты — наш менеджер перезвонит Вам в удобное для Вас время.