предпринимательство

Коммерческое предпринимательство

Коммерческое предпринимательство характеризуется прежде всего тем, что определяющую роль в нем играют товарно-денежные, торгово-обменные операции. Они выражают основное содержание коммерческого предпринимательства. Сердцевину этого вида пред­принимательства представляют операции и сделки по купле-прода­же, то есть перепродаже товаров и услуг.

В сознании множества советских людей сложился и укоренил­ся стереотип негативных представлений о частном коммерческом предпринимательстве как об антиобщественной, нетрудовой, проти­возаконной деятельности, которую в обиходной речи принято назы­вать спекуляцией. Такое представление имеет исторические корни.

В течение многих лет в стране господствовала государствен­ная монополия не только на внешнюю, но и в значительной степени на внутреннюю торговлю. Граждане могли свободно продавать толь­ко продукцию собственного хозяйства и личные вещи, да и то с ограничениями, только на колхозных рынках и барахолках. Кое-ка­кими правами торговать обладали колхозы и службы промкоопера­ции, потребкооперации, которые, по существу, были полугосудар­ственными. Так что любая негосударственная торговля, как мини­мум, бралась под подозрение, а то и просто преследовалась. Ком­мерсант, занимающийся куплей-продажей не от лица государства, считался, по сути, преступником и клеймился позорной кличкой "спекулянт".

Кроме того, хотя формально советская экономическая наука и статистика относят торговлю к отраслям производственной сферы, в сознании людей торговая и торгово-посредническая деятельность никак не ассоциируется не то что с производственной, а даже с трудовой деятельностью. Это обстоятельство проявляется в презри­тельном слове "торгаши", которым до сих пор характеризуют тор­говцев многие обыватели. Доходы от торговли мало кто рассмат­ривает как трудовые.

Сложность преодоления сформировавшихся в общественном сознании взглядов на коммерческое предпринимательство происте­кает еще и из того, что в ряде случаев оно действительно носило и продолжает носить противоправный, социально вредный характер.

В условиях острейшего дефицита на многие товары и услуги работники государственной торговли либо сами, либо с привлечени­ем посредников реализуют по повышенным ценам товары, предназ­наченные для продажи в государственной торговой сети по госу­дарственным ценам. В таких случаях коммерсант получает из карма­на покупателя незаконную дополнительную плату за торгово-по- среднические услуги, а по существу, взятку за продажу дефицитного товара. Подобная "коммерческая" деятельность должна преследо­ваться и наказываться. Увы, несовершенство и даже отсутствие законодательного обеспечения, правовых норм коммерческого предпринимательства не позволяет провести четкую грань между законной и противозаконной коммерцией.

Естественно, что подавление дефицитов, приватизация тор­говли, развитие частного предпринимательства будут способство­вать преодолению консервативных тенденций по отношению к коммерческому делу.

Общая схема коммерческо-предпринимательской деятельно­сти во многом аналогична изложенной выше схеме производствен­но-предпринимательской деятельности. Отличие состоит в том. что в коммерческом предпринимательстве нет необходимости обеспе­чения производственными ресурсами, связанными с выпуском про­дукции, приобретаемые предпринимателем материальные ресурсы покупаются им в виде готового товара, который затем реализуется потребителю. Так что из схемы выпадает блок производства, кото­рый заменяется блоком получения товара. Что же касается отноше­ний предпринимателя с покупателем, то они сохраняют общий характер и для производственной и для коммерческой деятельности, и в том и в другом случае предпринимателю надо сбыть свой товар.

Понятно, что в условиях коммерческого предпринимательства привлекаемые предпринимателем рабочая сила и средства произ­водства имеют специфический характер, поскольку они предназна­чены для осуществления торговых и непосредственно связанных с ним операций.

Обрисуем в общих чертах содержание и этапы, осуществления коммерческой сделки на примере купли-продажи определенного товара.

Прежде всего следует выбрать вид товара (услуги) для осуще­ствления коммерции. Естественно, что при этом учитываются два основных требования;

- реализационная цена товара должна быть ощутимо выше покупной цены;

-должен быть спрос на данный вид товара, достаточный, чтобы реализовать его в намечаемом масштабе сделки.

Таким образом, коммерческой сделке должен предшествовать маркетинговый анализ рынка, в результате которого прогнозируется объем закупки и продажи товара, цена покупки и цена реализации товара. Если предварительный анализ и прогноз свидетельствуют в пользу коммерческой сделки, предприниматель прорабатывает биз­нес-план предпринимательской деятельности, включающий про­грамму действий по осуществлению сделки, расчет затрат и ре­зультатов.

В соответствии с общей схемой коммерческо-предпринима - тельской деятельности программа коммерческой сделки включает:

- найм работников для выполнения операций закупки, транс­портирования, продажи товара, проведения рекламной работы, оформления необходимых документов, осуществления других тор - гово-посреднических услуг;

- приобретение, закупку товара для последующей продажи;

- найм помещений, складов, баз, торговых точек, необходимых для хранения и реализации товара;

- получение и оплату услуг сторонних организаций и лиц, не участвующих непосредственным образом в коммерческой сделке, но предоставляющих свои платные услуги для ее осуществления, вы­полняющих посреднические функции;

- привлечение денежных средств в кредит для финансирования сделки и последующий возврат кредита с процентами;

- получение или приобретение необходимой информации, тре­буемой для расчета, планирования, оформления, регулирования сделки;

- реализацию товаров покупателю и получение выручки;

- регистрацию сделки, выплату налотов и платежей государст­венным и местным финансовым органам.

Основные мероприятия коммерческой программы необходимо увязывать между собой по срокам, установив последние в соответ­ствии с логикой и технологией сделки и предусмотрев возможность последовательно-параллельного проведения операций. Желательно довести эту часть подготовки коммерческой сделки до составления общего бизнес-плана и укрупненного координационного плана дейст­вий. Для крупных и продолжительных сделок формирование коор­динационного плана в виде плана-графика работ с привязкой их к срокам и исполнителям практически неизбежно. Для небольших непродолжительных сделок схема. выполнения и координации дей­ствий должна существовать, по крайней мере, мысленно, в голове у предпринимателя.

Кроме программы мер и действий по выполнению коммерче­ской сделки, разработка бизнес-плана должна включать составле­ние сметы расходов (затрат)по всем указанным выше видам рас­ходуемых ресурсов и сопоставление затрат и результатов в денеж­ной форме как по этапам проведения сделки, так и по сделке в целом. Предприниматель обязан во избежание неудачного исхода сделки провести хотя бы укрупненные балансовые оценочные рас­четы, на основании которых он может получить представление о соотношении между затратами на приобретение и реализацию това­ра и выручкой от реализации в определенные временные периоды.

Денежные расходы (затраты) на проведение коммерческой сделки к определенному моменту времени складываются из расхо­дов на приобретение товара Дт, на найм работников Д на аренду помещений, складов Дс, на оплату услуг сторонних организаций и лиц Ду, на приобретение информации Ди, на возврат долга и вы­плату процентов за кредит Дц. Кроме того, в затраты следует вклю­чать, как уже отмечалось при описании производственного предпри­нимательства, внутренние издержки Звн вследствие вовлечения в сделку собственных средств предпринимателя (износ собственного имущества, расход собственных материалов и рабочей силы). В итоге совокупные затраты 3 равны:

З-Дт + Др + Дс + Ду + Ди + Дд + 3Вц.

Денежные затраты на приобретение товара Дт определяются путем умножения объема его закупки в физическом отчислении Т (штуки, килограммы, метры и т. д.) на отпускную цену физической единицы товара Ц0. Если товар закупается партиями с разной ценой, то затраты определяются путем суммирования:

Дт = ТгЦ0|+ТгЦо2 + ...

Денежные поступления предпринимателя П складываются из выручки за реализованный товар Дв и банковского или иного кре­дита Дк:

П - Д. + Д..

Денежная выручка Дв от реализации товара устанавливается путем умножения объема продаж к данному моменту времени Тп в физическом исчислении (штуки, килограммы, квадратные метры и т. д.) на продажную цену единицы товара Цп. Если товар реализу­ется партиями, то:

Дв-ТпгЦпІ +Т„2-Цп2 + ...

Для нормального финансового обеспечения коммерческого предпринимательства в течение всего периода сделки должно вы­полняться условие П >3, то есть сумма поступлений должна превы­шать сумму затрат. Если денежных средств предпринимателя недостаточно для опережающей закупки товаров, он вынужден при­бегать к кредиту, а в отдельных ситуациях и к залогу.

В итоге завершения коммерческой сделки предприниматель должен получить остовую прибыль ПРВ, величина которой оценива­ется формулой:

Г1РВ-П-3,

То есть равна разности денежных поступлений и затрат.

Как уже указывалось выше, остаточная прибыль равна вало­вой прибыли за вычетом налогов, отчислений, других неизбежных выплат из прибыли в общей сумме Дн.*

ПРост-ПРв-Д,,.

Коммерческая сделка целесообразна, если она обещает при­нести чистую прибыль не менее 20...30 % затрат (денежной выручки). Такое жесткое требование вытекает из высокого уровня риска, ха­рактерного для коммерческих сделок.

Особый объект коммерческого предпринимательства пред­ставляют экспортно-импортные сделки, достаточно полное и деталь­ное рассмотрение которых выходит за рамки настоящей брошюры. Однако основные высказанные положения относятся и к сделкам экспортно-импортного характера, в ходе которых товар закупается в одной стране, а продается в другой. При распространении изло­женной выше схемы коммерческого предпринимательства на меж­дународные сделки необходимо видоизменить схему следующим образом:

- исчислять издержки, расходы, выручку в валюте соответству­ющей страны с последующим их сведением при исчислении прибыли в единую валюту, используя валютные коэффициенты или валютный курс;

- исчислять расходы на закупку товара и выручку от его прода­жи в ценах соответствующей страны;

-учитывать налоги на экспорт и импорт, на продажу, валютные отчисления, пошлину за провоз товара через границу;

- учитывать дополнительные издержки на транспорт и специ­альные виды услуг;

- принимать во внимание ограниченные возможности обмена рублей на валюту, ввоза и вывоза валюты, действующие в стране ограничения на ввоз и вывоз определенных товаров, необходимость вести расчеты за товары и услуги в определенной валюте.

Финансовое предпринимательство

К числу особых видов коммерческого предпринимательства относится финансовое (финансово-кредитное). Его следует выделять, так как объектом купли-продажи в этом случае является весьма специфический товар - деньги, валюта, ценные бумаги. В условиях данного вида предпринимательства деньги и ценные бумаги не только опосредуют товарообменные операции, но и служат основ­ным объектом товарно-денежных отношений, превращая их в денеж­но-денежные, валютно-денежные. По сути мы имеем дело с продажей одних денег за другие в прямой или косвенной форме.

Не так далеко ушли в прошлое годы, когда финансовое пред­принимательство было целиком монополизировано государствен­ными органами, а осуществление его гражданами или коллективами считалось преступлением. За куплю и продажу валюты можно было даже лишиться жизни. Но времена меняются. Рынок денег, валюты, ценных бумаг получает право на существование, и активными аген­тами этого рынка постепенно становятся коммерческие банки, фон­довые биржи, предприятия, организации и даже отдельные граждане-предприниматели. Допустимость проведения гражданами операций с ценными бумагами закреплена законодательством РСФСР.

Обрисуем общую схему финансово-кредитного предпринима­тельства, то есть содержание и порядок осуществления основных процедур, характеризующих эту форму деятельности. При этом ис­ходим из отправного положения, согласно которому схема финансо­вой предпринимательской сделки аналогична схеме коммерческой сделки, но коммерческим товаром становятся деньги, валюта, цен­ные бумаги.

Как и в прочих видах коммерческой деятельности финансово - кредитной сделке должны предшествовать анализ рынка ценных бумаг и маркетинговая деятельность, связанная с поиском, выявле­нием и привлечением потенциальных покупателей денег, валюты, ценных бумаг, то есть будущей клиентуры. Со временем такую дея­тельность будут проводить фондовые биржи, которые станут, воз­можно, основными очагами финансового предпринимательства.

Одновременно с выявлением потенциального покупателя де­нег, валюты, ценных бумаг финансовый предприниматель устанав­ливает источники их получения. Первичным обладателем "финан­сового товара" может быть сам предприниматель, если им заранее накоплены деньги, валюта, ценные бумаги. В этом сравнительно редком для наших условий случае предприниматель выступает в роли продавца ценных бумаг или ростовщика, предоставляющего ценные бумаги (деньги, валюту и др.) потребителю взаймы за опре­деленную плату или под определенный процент.

Выделим также весьма специфичный вид финансового пред­принимательства, в условиях которого предприниматель выступает в роли "производителя" ценных бумаг. Естественно, что речь идет не о фальшивомонетчиках, подпольно печатающих денежные знаки. Имеется в виду гораздо более прозаическая ситуация, когда пред­приниматель официально в юридически оформленном порядке "вы­пускает", а точнее, осуществляет эмиссию таких ценных бумаг, как собственные акции, облигации, кредитные билеты, коммерческие ценные бумаги (денежные обязательства, векселя). Эти ценные бу­маги предприниматель продает, размещает при определенных усло­виях и обязательствах в качестве "финансового товара" в чем и заключена суть его предпринимательской деятельности. Подобная форма финансового предпринимательства пригодна в основном для предпринимателей-предприятий, а не отдельных граждан. В буду­щем она может получить широкое распространение и в нашей стра­не, где сейчас эта форма еще только прививается и скована дейст­вующими правилами и нормами.

Более типичный вид финансовой сделки состоит в том, что предприниматель сам выступает в роли первичного покупателя. По­купая деньги, валюту, ценные бумаги за денежную сумму Дп, а затем продавая их другому покупателю и получая от него денежную вы­ручку Дв (которая должна, естественно, быть больше уплаченной суммы Дп), предприниматель получает выгоду (доход, прибыль).

Если у предпринимателя нет наличных" денег для покупки цен­ных бумаг, он либо осуществляет покупку в кредит, либо обращается к банкирам-обладателям свободных кредитных денежных ресурсов, чтобы получить у них взаймы (в кредит) сумму Дк недостающих ему денежных средств для покупки ценных бумаг. В последующем пред­принимателю придется вернуть долг в сумме Да, превышающей Дк на величину кредитного процента. Так что, по существу, между финансовым предпринимателем и обладателем свободных кредит­ных денежных ресурсов возникает дополнительная относительно самостоятельная финансовая сделка.

Финансовое предпринимательство требует получения инфор­мации из ряда источников. Это сведения о потенциальных покупа­телях денег, валюты, ценных бумаг, о курсе валюты, о кредитном проценте, об условиях осуществления финансово-кредитных опера­ций и порядке их оформления, об источниках ресурсов, необходимых предпринимателю. Если такая информация у самого предпринима­теля отсутствует, он вынужден получать ее из внешнего источника и платить за это денежное вознаграждение Ди.

В случае, когда у финансового предпринимателя нет собствен­ных служебных помещений, конторского оборудования, средств вычис­лительной и организационной техники, необходимых для проведения и оформления финансовых сделок, ему приходится арендовать их на определенный период и платить за это денежную сумму Дс.

В ходе финансового предпринимательства неизменным обра­зом приходится прибегать к услугам сторонних организаций и лиц, посредников, которые зачастую сами являются предпринимателями, осуществляющими посредническую деятельность. Речь идет о по­лучении транспортных, аудиторских, юридических услуг, без кото­рых не происходит практически ни одна финансовая сделка. В усло­виях, когда сам предприниматель не обладает собственными внутренними возможностями обслуживания сделки или ему просто выгоднее прибегнуть к внешней помощи, он приобретает услуги за денежную сумму Ду.

Как и другие виды предпринимательства финансовые сделки обычно нуждаются как в привлечении ряда категорий наемных ра­ботников со стороны, так и в найме постоянных служащих. В качест­ве таких работников выступают юристы, экономисты, бухгалтеры, брокеры, дилеры, маклеры, рассыльные, работники рекламы. Они и становятся либо наемными служащими, либо сторонними лицами, оказывающими предпринимателю услуги за определенную плату. Если финансовый предприниматель создает свою организацию, ста­новится официальным юридическим лицом и включает указанных выше работников в свой штат, то они могут стать участниками пред­принимательской деятельности - агентами коллективного предпри­нимательства.

Основная, завершающая часть финансовой сделки - продажи денег, валюты, ценных бумаг покупателю, в лице конечного потреби­теля, либо другого предпринимателя, занимающегося перепрода­жей (дальнейшей продажей). В итоге предприниматель получает денежную выручку Д„, которая должна быть достаточной для покры­тия всех расходов и получения прибыли.

В простейшей финансово-кредитной сделке, когда предприни­матель предоставляет потребителю свои деньги, валюту, ценные бумаги в долг, в кредит, то договором, соглашением о сделке предус­матривается, что возвращаемая через определенный срок сумма будет больше предоставляемой суммы на определенный процент.

Отметим, что завершающая часть сделки, в ходе которой воз­никают прямые финансовые отношения между предпринимателем и покупателем, нуждается в повышенном внимании и тщательном оформлении. Особенно, если денежная выручка поступает к пред­принимателю от покупателя через значительное время после пере­дачи последнему приобретаемых им денег, валюты, ценных бумаг. Необходимо тщательно выверить финансовую состоятельность по­купателя, установить возможный залог, определить гаранта, соглас­ного поручиться за. покупателя, так как слишком часто должники оказываются несостоятельными.

Как и любой другой вид предпринимательской деятельности финансовое предпринимательство облагается налогами, и пред­приниматель обязан отчислять определенную долю прибыли (дохо­да) в государственный и местный бюджеты в виде денежных отчис­лений и налоговых платежей Дм.

Общие затраты предпринимателя 3 на проведение финансо­вой сделки складываются, таким образом, из расходов Д,, на при­обретение денег, валюты, ценных бумаг, на возврат долга (с процен­тами) Дд, на аренду служебных помещений и оборудования Дс, на приобретение информации Ди, на оплату сторонних посредниче­ских услуг Ду, а также из внутренних затрат собственных ресурсов 3В„(ремонт и амортизация собственного имущества, вовлеченного в сделку, расход собственных материалов, оплата собственного тру­да):

3 = Д„ + Дд + Дс + Ди + Ду + Звн.

Денежные поступления предпринимателя П состоят, как в любой коммерческой сделке, из выручки Дв и кредита Дк:

П = Дв + Дк-

Таким образом, валовая прибыль ПРВ от финансовой сделки, как и от любой другой коммерческой сделки, равна:

ПРВ = П - 3 .

Вычитая из валовой прибыли предпринимателя уплачиваемые из нее отчисления, налоги в сумме Дн, находим остаточную прибыль:

ПРост = ПРв-Ди.

Финансовая сделка целесообразна, если при ее продолжи­тельности, исчисляемой сроком, заведомо меньшим одного года. расчетная чистая прибыль составляет не менее 5 % от объема сделки (денежной выручки). Для более долговременных сделок процент повышается до 10...15. В данном случае допустим сравнительно низкий процент рентабельности, так как финансовые предпринима­тельские сделки чаще всего характеризуются значительным объе­мом вовлекаемых денег, валюты, ценных бумаг и потому даже при относительно низком уровне рентабельности удается получить зна­чительную массу прибыли.

Представленное выше описание предпринимательской дея­тельности и основных видов предпринимательских сделок носит довольно общий характер, в каждом конкретном случае обнаружи­ваются многочисленные нюансы, варианты, которые во многом за­ранее невозможно предвидеть. В особенности это касается куп­ли-продажи ценных бумаг. Так что полученные читателем сведения содержат только исходные предпосылки, помогают овладеть лишь главными "азбучными" истинами предпринимательства.

Остальное - дело практики и искусности каждого предприни­мателя. Необходимо дерзать и познавать тайны предприниматель­ства, становясь его участником.

предпринимательство

Жизненный цикл организации

Концепция жизненного цикла организации - один их главных компонентов методик Ицхака Адизеса. В чем же она состоит? Ключевой тезис - руководитель, желающий иметь эффективное управление в своей компании, должен принять …

Эффективность производства и разработка KPI

Успех современного бизнеса во многом зависит от систематического проведения качественного экономического анализа основных технико-экономических показателей производства и, на его основе, разработки новых перспектив развития. Показатель производительности труда является одной из …

Как начинающему предпринимателю управлять деятельностью и отслеживать финансовый результат своего бизнеса?

Как начинающему предпринимателю управлять деятельностью и отслеживать финансовый результат своего бизнеса?   Построение успешного бизнеса - это основная цель граждан современной новой формации, которые решили, что работа «на дядю» это …

Как с нами связаться:

Украина:
г.Александрия
тел./факс +38 05235  77193 Бухгалтерия
+38 050 512 11 94 — гл. инженер-менеджер (продажи всего оборудования)

+38 050 457 13 30 — Рашид - продажи новинок
e-mail: msd@msd.com.ua
Схема проезда к производственному офису:
Схема проезда к МСД

Оперативная связь

Укажите свой телефон или адрес эл. почты — наш менеджер перезвонит Вам в удобное для Вас время.