Основы ТЕХНОЛОГИИ МАШИНОСТРОЕНИЯ

РАСПРЕДЕЛЕНИЕ МП И МС В ИЗДЕЛИЯХ

Статистический анализ МП и МС представляет большой научный и практический интерес, поскольку деталь рассматривается как совокуп­ность МП. Информация о распределении в деталях и изделиях МП и МС по наименованиям, количеству, конструктивным формам, качественным характеристикам позволит глубже понять закономерности построения деталей и изделий. Это, в свою очередь, открывает путь к разработке на­учно обоснованного метода конструирования деталей и изделий, автома­тизации их проектирования, типизации и унификации, что очень важно для построения эффективного производства деталей, сборки изделий, их контроля, создания высокоэффективного технологического оборудова­ния, выбора наилучшей организационной формы производства.

Представляет большой интерес такой анализ и для конкретного предприятия. С помощью полученной информации в результате приве­денного статистического анализа МП, МС можно наперед с достаточно высокой степенью точности определять ожидаемую трудоемкость изго­товления деталей и сборки изделий, потребности в технологическом обо­рудовании и оснастке как по номенклатуре, так и по количеству, а отсюда и потребности в рабочей силе.

В результате исследований, проведенных под руководством автора, было рассмотрено свыше полутора тысяч различных деталей таких изде­лий, как центробежные насосы различных моделей, буровое трехшаро - шечное долото, турбодетандер, швейная машина, станки, штампы, ко­робка передач автомобиля и др. Результаты исследований представля­лись в виде соответствующих гистограмм, показывающих распределение МП и МС.

Гистограммы строились следующим образом. После анализа черте­жа сборочной единицы, куда входит исследуемая деталь, определялось служебное назначение каждой ее поверхности, и на основе этой инфор­мации поверхности объединялись в модули поверхностей. Далее по гори­зонтальной оси располагались 26 наименований МП, а по вертикальной оси - количество таких МП. Анализ гистограммы позволяет увидеть, ка­кие наименования МП и в каком количестве присутствуют у детали, ка­кова доля МПБ, МПР и МПС и др.

Гистограммы строились: для одной детали, для совокупности дета­лей одного изделия, для деталей, объединенных в группы по общности конструктивного оформления.

В ходе исследования проводилась оценка (в %) удельного веса МГ1Б. МПР, МПС как у совокупности деталей одного изделия, так и у совокуп­ностей деталей разных изделий, у групп деталей разных по конструктив­ному оформлению. Были построены гистограммы, показывающие рас­пределение МП по наименованиям у разных деталей.

В качестве примера нарис. 1.4.14 приведены гистограммы МП ряда деталей заднего моста автомобилей "Бычок-5301" и "ЗИЛ - 4331", короб­ки передач автомобиля "ЗИЛ-130" и передней оси автомобиля "Бычок - 5301" [3]. Были отобраны 52 детали и разделены на две группы: тела вращения - 45 штук; детали корпусного типа 7 штук (на рис. 1.4.14, а приведены гистограммы их МП).

Результаты сопоставления характеристик перечисленных гисто­грамм приведены в табл. 1.4.3, в которой показано долевое (в %) и коли­чественное содержание МПБ, МПР и МПС. В связи с тем, что в боль­шинстве случаев наиболее высокие требования к качеству предъявляются к МПБ, последним при анализе было уделено большее внимание. В табл. 1.4.3 приведены также данные, характеризующие состав МПБ, домини­рующие и отсутствующие МПБ.

Из анализа данных табл. 1.4.3 видно, что наибольшую часть состав­ляют МПС, второе место по удельному весу занимают МПБ и на послед­нем месте - МПР. Последнее объясняется гем, что значительная часть деталей в изделиях не участвует в рабочем процессе, а потому у многих деталей отсутствуют МПР. Так, к примеру, из 52 рассмотренных деталей у 22 деталей МПР отсутствуют.

Можно также отметить разные соотношения между МПС, МПБ и МПР у разных групп деталей. Например, у корпусных деталей большую долю имеют МПБ и меньшую МПР, по сравнению с группой деталей типа тел вращения. Это объясняется, как уже отмечалось, тем, что кор­пусные детали служат, в основном, базовыми деталями для установки на них других деталей и узлов. С увеличением количества корпусных дета­лей в группе эта особенность будет проявляться еще ярче.

В обеих указанных группах деталей среди МПБ доминируют моду­ли Б211 и Б311, а в группе деталей тел вращения - еше и Б212, БЗ12.

Во всех группах деталей, приведенных в табл. 1.4.3. отсутствуют модули Б222 и Б322. Отсутствие модуля Б322 объясняется тем, что он получается в результате сборки трех деталей: детали, содержащей плос­кость, входящую в состав Б321, и двух "пальцев". Поэтому у детали, содержащей плоскость модуля Б322, сначала изготавливается модуль Б321, а затем, после сборки, получается модуль Б322. У деталей типа тел вращения отсутствует модуль Б321, так как базирование по такой схеме характерно, главным образом, для корпусных и плоских деталей.

З 350 -

Все детали (52 шт.). Всего МП 1530 шт.

РАСПРЕДЕЛЕНИЕ МП И МС В ИЗДЕЛИЯХ

Б11 Б12 Б211 Б212 Б221 Б222 Б311 Б312 Ь321 Б322 Б41 Б42 Б51 652 Р111 Р112 Р121 Р12? Р21 Р22 СЧІ С112 С121 С122 С21 С22

В)

Рис. 1.4.14. Гистограммы МП деталей автомобиля:

А - деталей типа тел вращения; б - корпусных и других деталей; в - всей совокупности деталей

Таблица 1.4.3

МП

Деталь

Заднего

Моста 5301

Заднего моста 4331

Коробки передач 130

Передней оси 5301

Тела вращения (45 деталей)

Корпусные (7 деталей)

Все (52 детали)

Шт.

%

Шт.

%

Шт.

%

Шт.

%

Шт.

%

Шт.

%

Шт.

0/ /0

МПБ

223

28

82

31

129

3!

21

36

300

28

155

35

455

30

МПР

53

7

8

3

18

4

-

-

68

6

11

2

79

5

МПС

513

65

176

66

270

65

37

64

715

66

281

63

996

65

МП

Наименование МП

Отсут­ствую­щие МПБ

Б222, Б322

Б11, Б12, Б221, Б222, Б322, Б41, Б42, Б52

Б221, Б222, Б322, Б42, Б52

БІК Б12, Б212, Б22І, Б222, Б321, Б322.Б41, Б42, Б51, Б52

Б222, Б321, Б322

Б11, Б12, Б221, Б222, Б322. Б41, Б42, Б51, Б52

Б222, Б322

Доми­нирую­щие МПБ

Б211, БЗ11, Б312

Б311, Б211, Б212

Б312, Б211, Б311

Б2 И, БЗ11, Б312

Б311, БЗ 12. Б211, Б212

Б211, БЗ П. Б312

Б2П. БЗ 11, БЗ 12

Общее

Число

МП

789

266

417

58

1083

447

1530

Это подтверждается и гистограммой МП (рис. 1.4.14, б), из которой сле­дует, что у корпусных деталей модуль Б32І встречается 8 раз.

Сопоставлять количественно гистограммы МП деталей разных групп по полной номенклатуре модулей не представляется возможным из-за большой разницы объемов выборки. Например, в группу деталей типа тел вращения вошло 45 деталей, а в группу корпусных деталей - всего 7 деталей. Поэтому можно сделать лишь сопоставление (в процент­ном отношении) МПБ, МПР, МПС в каждой группе.

Нарис. 1.4.15 приведена гистограмма, показывающая распределение наименований МП и их количества от детали к детали. Из гистограммы видно, что число наименований МП в 52 деталях колеблется от 3 до 11, а количество МП - от 3 до 122 штук.

Аналогичные исследования были проведены для деталей центро­бежных насосов и турбодетандера.

У центробежных насосов анализу были подвергнуты детали 22 цен­тробежных насосов типа ЦН. ЦНА, ВН, ЭПЖ-2, ДПН и др. Была рас­смотрена 6541 деталь, из них оригинальные составили 534 детали, общее число МП, содержащихся в этих деталях, составило 175 711 штук. Гисто­граммы МП строились для группы деталей типа тел вращения (5261 шт.), группы корпусных деталей (1280 шт.), включая и все другие детали и для всей совокупности деталей (рис. 1.4.16).

В состав группы деталей типа тел вращения вошли фланцы, втулки, валы, заглушки, цилиндры, обоймы, ниппели, колеса рабочие и т. п. В состав группы корпусных деталей вошли спираль корпуса, кронштей­ны, полуспирали верхняя и нижняя, планки, ребра, стойки.

У деталей турбодетандера для анализа были отобраны 60 ориги­нальных деталей турбодетандера; в их число вошли втулка, фланец, кор­пус, вал-шестерня, колесо рабочее, крыльчатка, стойка, шпиндель, кор­пус редуктора, лимб, ось, диск и др. Детали были разбиты на две группы: тела вращения (50 шт.) и остальные, состоящие из деталей корпусного типа, плоских и др. (10 шт).

Для каждой группы деталей были построены гистограммы МП. На рис. 1.14.17 приведена гистограмма МП всей совокупности деталей.

В табл. 1.4.4 приведено сопоставление распределения МП у деталей автомобиля, центробежных насосов и турбодетандера; анализ показыва­ет, что доминирует МПС, а наименьшую долю составляют МПР.

I I Количество МП, шт.

РАСПРЕДЕЛЕНИЕ МП И МС В ИЗДЕЛИЯХ

12 3 4 6 6 7 В 9 10 11 12 13 14 15 16 17 18 19 20 21 22 23 24 25 26 27 28 29 30 31 32 33 34 35 36 37 33 39 40 41 42 43 44 45 46 47 48 49 50 51 52

Номер детали

Рис. 1.4.15. Гистограмма количества МП и наименований МП в деталях автомобиля

Количество наименований МП, шт.

РАСПРЕДЕЛЕНИЕ МП И МС В ИЗДЕЛИЯХ

% 'UW OBiOahHLfO»

Таблица 1.4.4

Изделие

Тела вращения

J

Корпусные детали j Все детали

1

МПБ

МПР МПС

І j

МІІБ! МПР

І

МПС

МПБ

МПР

МПС

%

Центробежные насосы

22,1

І

11,2 j 66,7

48

5,5

І

46,5 ; 26,1

10,3

63,6

Турбодетандер

17,93

21,71

60,36

25,98

2,52

71,50

20,76

15,02

64,22

Автомобиль

28

6

66

35

І

2 | 63

30 ! 5

65

Пределы отклонений ( в %)

Все изделия

От 17.93 до 28

От 6 до21,71

От 60,36 до 66,7

От 25,98 до 48

От 2 j От 46.5 | От 20,76

До 5.5 'до 71,50 | до 30

J

От 5 до 15,02

От 63,6 до 65

Следует также отметить, что с позиций требований к качеству по­верхностей МП, чаще наиболее высокие требования предъявляются к МПБ, в меньшей степени - к МПР, и наиболее низкие требования предъ­являются к МПС, которые в своем большинстве получаются на этапе формирования заготовки и дальнейшей обработке не подвергаются.

Представляет интерес исследование распределения МС на примере центробежных насосах, сверлильной головке, вырубном и гибочном штампах. На основе анализа сборочных чертежей перечисленных изде­лий были построены гистограммы МС (рис. 1.4.18), где по вертикальной оси откладывалось количество МС, а по горизонтальной оси - наимено­вания МС. Из гистограмм на рис. 1.4.18, следует, что конструкция гибоч­ного штампа из семи наименований МС содержит только четыре, свер­лильная головка - шесть, вырубной штамп три, а центробежные насосы (в зависимости от модели) содержат от двух до пяти наименований.

Результаты исследований показывают, что любая деталь может быть представлена совокупностью МП, а любое изделие - множеством МП и МС.

Основы ТЕХНОЛОГИИ МАШИНОСТРОЕНИЯ

СОСТОЯНИЕ ЭЛЕМЕНТНОЙ БАЗЫ ТЕХНОЛОГИЧЕСКОГО ОБЕСПЕЧЕНИЯ МЕХАНОСБОРОЧНОГО ПРОИЗВОДСТВА

ЭБ - это множество связанных между собой элементов технологи­ческих процессов, обрабатывающих и сборочных технологических систем. Связи между элементами возникают из обслуживания изделий тех­нологическими процессами, а последних - технологическими системами. В …

РАЗРАБОТКА ТЕХНОЛОГИЧЕСКОГО МАРШРУТА И ОПЕРАЦИЙ СБОРКИ ИЗДЕЛИЯ

Разработка технологического маршрута сборки изделия начинается с установления последовательности сборочного процесса. В соответствии с делением изделия на сборочные единицы различают общую сборку из­делия и сборку его сборочных единиц. Разработку последовательности …

Разработка технологической операции

Исходными данными для разработки операции являются изготавли­ваемые на операции МП, МПИ, их МТИ, а также МТБ, заготовительные модули, тип станка, такт выпуска, общее количество изготавливаемых деталей и др. В результате …

Как с нами связаться:

Украина:
г.Александрия
тел./факс +38 05235  77193 Бухгалтерия
+38 050 512 11 94 — гл. инженер-менеджер (продажи всего оборудования)

+38 050 457 13 30 — Рашид - продажи новинок
e-mail: msd@msd.com.ua
Схема проезда к производственному офису:
Схема проезда к МСД

Оперативная связь

Укажите свой телефон или адрес эл. почты — наш менеджер перезвонит Вам в удобное для Вас время.