Основы ТЕХНОЛОГИИ МАШИНОСТРОЕНИЯ

ИЗДЕЛИЕ КАК СОВОКУПНОСТЬ ФУНКЦИОНАЛЬНЫХ МОДУЛЕЙ

Изделие представляет собой техническую систему в виде совокуп­ности элементов, наименьшим из которых является деталь.

Свое служебное назначение изделие выполняет посредством осуще­ствления относительного движения или положения определенных по­верхностей или сочетания поверхностей его деталей. Такие поверхности условились называть исполнительными поверхностями.

Для осуществления заданного закона относительного движения или положения исполнительных поверхностей необходимо в изделии нали­чие кинематических и размерных связей, которые реализуются с помо­щью соответствующих деталей.

Деталь представляет собой пространственное тело, очерченное со­вокупностью поверхностей, выполняющих соответствующие функции; классификация поверхностей приведена на рис. 1.2.1. Согласно этой

ИЗДЕЛИЕ КАК СОВОКУПНОСТЬ ФУНКЦИОНАЛЬНЫХ МОДУЛЕЙ

Рис. 1.2.1. Классификация поверхностей детали

Классификации, все поверхности детали делятся на исполнительные и связующие. Под исполнительными поверхностями понимают поверхно­сти, с помощью которых деталь выполняет свое назначение в машине или механизме. В свою очередь исполнительные поверхности делятся на базирующие и рабочие.

С помощью рабочих поверхностей деталь выполняет рабочие функ­ции, такие как передача движения, резание материала, силовое нагруже - ние, герметизация и др.; с помощью базирующих поверхностей опреде­ляется положение детали в машине.

Поверхности детали, посредством которых определяется ее положе­ние в машине, принято называть основными базами, а поверхности, по которым на ней базируются другие детали, называют вспомогательными базами.

Одновременно деталь имеет связующие поверхности, при помощи которых исполнительные поверхности детали объединяются в простран­ственное тело и деталь приобретает соответствующие конструктивные формы. Связи между поверхностями детали осуществляются посредст­вом ее материала. Рассмотрим в качестве примера зубчатое колесо. На рис. 1.2.2 показаны его исполнительные поверхности. В соответствии со служебным назначением зубчатое колесо имеет рабочие поверхности в виде участков эвольвентной поверхности на боковых поверхностях зубь­ев, с помощью которых передается крутящий момент. Поверхности в виде отверстия, торца и боковой поверхности шпоночного паза являются
основными базами зубчатого колеса, которыми (рис. 1.2.3) оно базируется на налу; остальные поверхности относятся к связующим поверхностям. Таким об­разом, зубчатое колесо можно предста - нить как совокупность участков эволь­вентой поверхности, цилиндрического отверстия, плоской поверхности (торец) и боковой поверхности шпоночного паза (см. рис. 1.2.2.). Соединив эти по­верхности с помощью связующих по­верхностей, получим зубчатое колесо.

Задача размерных связей в изделии состоит в обеспечении требуемого отно­сительного положения исполнительных поверхностей, а задача кинематических связей - в обеспечении заданного закона относительного движения исполнитель­ных поверхностей.

Кинематические связи материали­зуются с помощью механических, элек­трических, гидравлических, пневмати­ческих и других средств. В соответствии со средствами материализации кинема­тические связи изображают в виде ки­нематических, электрических, гидравли­ческих и пневматических схем.

При механическом исполнении ки­нематических связей в качестве звеньев кинематических цепей выступают зуб­чатые колеса, пары винт-гайка, муфты, кулачки, рычаги и т. п. Посредством их перемещений и поворотов движе­ние от привода передается деталям, несущим рабочие поверхности.

ИЗДЕЛИЕ КАК СОВОКУПНОСТЬ ФУНКЦИОНАЛЬНЫХ МОДУЛЕЙ

Рис. 1.2.2. Исполнительные поверхности зубчатого колеса

ИЗДЕЛИЕ КАК СОВОКУПНОСТЬ ФУНКЦИОНАЛЬНЫХ МОДУЛЕЙ

Рис. 1.2.3. Сборочная единица (зубчатое колесо):

1 - вал; 2 - шпонка; 3 - зубчатое колесо

Если кинематические связи реализуются гидравлическим или пнев­матическим способом, то кинематическими звеньями являются рабочая среда и носители рабочей среды: трубопроводы, клапаны, элементы, пе­редающие движение (штоки, поршни, цилиндры). Таким образом, для материализации кинематических связей изделие содержит соответст­вующие детали, выполняющие роль кинематических звеньев.

Для того чтобы детали, несущие исполнительные поверхности ма­шины и ее механизмов, а также и все другие, выполняющие функции ее кинематических цепей, двигались в соответствии с требуемым законом их относительного движения и занимали одни относительно других тре­буемые положения, их соединяют при помощи различного рода других деталей в виде корпусов, станин, коробок, кронштейнов и т. д., которые назовем базирующими деталями.

Изделие, как уже отмечалось, представляет собой техническую сис­тему в виде совокупности элементов.

Если изделие рассматривать как объект эксплуатации, то состав­ляющие его элементы группируются в различного рода агрегаты, меха­низмы, устройства, предназначенные выполнять соответствующие функ­ции, связанные с осуществление его служебного назначения.

Условимся эти составные части изделия называть функциональными модулями. По своему назначению их можно разделить на две группы:

- модули функциональные технологические (МФТ);

- модули функциональные обслуживающие (МФО).

Под МФТ будем понимать модуль, с помощью которого изделие как объект эксплуатации выполняет непосредственно свое служебное назна­чение (например, у автомобиля МФТ являются кузов для размещения перевозимого груза, двигатель, с помощью которого движется авто­мобиль и др.).

У обрабатывающей технологической системы к МФТ относятся ста­нок, стол или приспособление для установки заготовки, инструменталь­ная наладка, в некоторых случаях контрольно-измерительное устройство. Эти модули непосредственно участвуют в выполнении служебного на­значения технологической системы.

В свою очередь, для того чтобы МФТ могли выполнять свои функ­ции, необходимы модули функциональные обслуживающие (например, для осуществления обрабатывающей технологической системой заданно­го закона относительного движения заготовки и инструмента необходи­мы такие МФО, как коробка передач, коробка подач).

Если технологическая система предназначена выполнять дополни­тельные функции (например, подачу смазочно-охлаждающей жидкости в зону обработки), то она будет содержать и соответствующие функцио­нальные модули.

Перечисленный набор функциональных модулей, скомпонованных в конструкцию, позволяет обрабатывающей технологической системе вы­полнять свое служебное назначение. Если рассмотреть другой пример, і рузовой автомобиль, то он отличается от обрабатывающей технологиче - I кой системы составом МФТ. Пусть автомобиль является самосвалом, і до для выполнения своего служебного назначения (транспортировать і руч), он должен иметь такие МФТ, как кузов, движитель, кабина водите - ия, механизм наклона кузова, рулевое управление. Все остальные его аг - рсі аты: двигатель, рама, трансмиссия и др. - относятся к МФО.

Для каждого изделия характерны вполне определенные МФТ - имен­но ими изделие одного назначения отличается от изделия другого назна­чения. Поэтому МФТ определенного класса машин по служебному на­значению отличаются разнообразием лишь по характеристикам и конст­руктивному оформлению, а рост разнообразия МФТ по назначению свя­зан, главным образом, с разнообразием служебного назначения изделий.

В отличие от МФТ, одни и те же МФО (например, подшипниковые узлы, зубчатые передачи, приводы) могут применяться в изделиях самого разного назначения,

Описание изделий по составу содержащихся в них МФТ имеет большое научное значение, так как открывает путь к построению их киассификации с единых позиций с последующей типизацией, унифика­цией модулей и создания производств, специализированных под их изго­товление.

Практика машиностроения показывает примеры создания подобного рода производств, например, производства по выпуску электродвигате­лей, гидроприводов, подшипников, редукторов и др.

Однако пришло время системного подхода в организации таких производств, реализация которых должна начинаться с анализа состава функциональных модулей изделий различного назначения. Это позволит осуществить их классификацию, широкую типизацию и унификацию не но отдельным видам изделий или отраслям, а на уровне всего машино­строения.

Основы ТЕХНОЛОГИИ МАШИНОСТРОЕНИЯ

СОСТОЯНИЕ ЭЛЕМЕНТНОЙ БАЗЫ ТЕХНОЛОГИЧЕСКОГО ОБЕСПЕЧЕНИЯ МЕХАНОСБОРОЧНОГО ПРОИЗВОДСТВА

ЭБ - это множество связанных между собой элементов технологи­ческих процессов, обрабатывающих и сборочных технологических систем. Связи между элементами возникают из обслуживания изделий тех­нологическими процессами, а последних - технологическими системами. В …

РАЗРАБОТКА ТЕХНОЛОГИЧЕСКОГО МАРШРУТА И ОПЕРАЦИЙ СБОРКИ ИЗДЕЛИЯ

Разработка технологического маршрута сборки изделия начинается с установления последовательности сборочного процесса. В соответствии с делением изделия на сборочные единицы различают общую сборку из­делия и сборку его сборочных единиц. Разработку последовательности …

Разработка технологической операции

Исходными данными для разработки операции являются изготавли­ваемые на операции МП, МПИ, их МТИ, а также МТБ, заготовительные модули, тип станка, такт выпуска, общее количество изготавливаемых деталей и др. В результате …

Как с нами связаться:

Украина:
г.Александрия
тел./факс +38 05235  77193 Бухгалтерия
+38 050 512 11 94 — гл. инженер-менеджер (продажи всего оборудования)

+38 050 457 13 30 — Рашид - продажи новинок
e-mail: msd@inbox.ru
msd@msd.com.ua
Схема проезда к производственному офису:
Схема проезда к МСД

Оперативная связь

Укажите свой телефон или адрес эл. почты — наш менеджер перезвонит Вам в удобное для Вас время.