Действительные объемы продуктов сгорания при полном и неполном горении
В реальных условиях работы котельных агрегатов вследствие несовершенства процесса смесеобразования добиться полного сгорания топлива при теоретическом количестве воздуха невозможно. Поэтому количество подаваемого в топку воздуха VB всегда больше теоретически необходимого VB°.
Отношение действительного количества подаваемого воздуха к теоретически необходимому называется коэффициентом избытка воздуха:
VB а = —.
VB°
Величина коэффициента избытка воздуха выбирается в зависимости от свойств топлива, способа сжигания, конструкции топочных устройств и др. Коэффициент избытка воздуха в топке ат = 1,1-1,3.
При наличии избыточного воздуха действительный объем газов будет больше теоретического:
Vr = Vcr + VH;().
Действительный объем сухих газов, им /кг
Vr=Vco2+(a-l)VB°.
Увеличение объема газов происходит за счет объемов азота и кислорода избыточного воздуха
VN;=V°:+0,79(a-l)K Vo,=0,21(a-l)VB°, Vcr=VR0;+VN;+V0;.
Несколько возрастает объем водяных паров:
VH2o=V°2O+0,0161(a-l)VB°.
Обычно в газоходах котла разрежение. При наличии неплотностей имеет место присос воздуха в газоход котла из окружающей среды. Допустимая величина присосов воздуха в топку составляет от 5 до 10 % от теоретически необходимого, т. е. Да = 0,05-0,1. Имеются нормативные присосы по газоходам котла.
В условиях работы котельных агрегатов в дымовых газах почти всегда имеются в большем или меньшем количестве продукты неполного сгорания топлива (СО, Н2, СН4 и др.). Если бы горючими составляющими топлива были только углерод и сера, а кислород в нем отсутствовал, то при полном сгорании топлива с теоретическим количеством воздуха процентное содержание трехатомных газов составило бы
Vro
ROt = ———=- • 100 = 21%. -
Но в топливе содержится еще водород и кислород. Поэтому обычно R02<21 %.
Для каждого топлива, в зависимости от его элементарного состава, су-
Макс
Ществует некоторое максимальное содержание трехатомных газов К02 которое достигается при полном сгорании и при теоретически необходимом количестве воздуха. Расчет (для твердых или жидких топлив) может быть проведен по формуле
RQ макс= V
УО СГ
Где VR(K и Vc°r подсчитываются по приведенным ранее формулам.
Пренебрегая азотом топлива, ввиду его малой величины, получается формула
Г, , Л макс 21
KlJo —-----------------------------
, Нр - 0,1260р
1 + 2,37------- !--------
Ср +0,375SP
Выражение, стоящее в знаменателе, зависит только от элементарного состава топлива и обозначается
„ ~ -,_НР -0,1260р
Р = 2,37---------------- .
CP+0,375SP
Эта величина называется характеристическим коэффициентом топлива и для каждого топлива указывается в справочной литературе. Тогда
21
RO 2макс = ———7- °/о.
1 + Р
Для твердых топлив (3 = 0,035-0,15. Для сланцев и мазута Р = 0,2-0,35.
Для газообразных топлив р = 0,21--------- =--------- — - 0,79.
Величина коэффициента Р для природного газа Р = 0,7-0,8. Определенное по вышеприведенной формуле R02MaKC находится в пределах:
Твердые топлива R02MaKC =18-20; мазут RO 2 макс =16-17;
Природный газ R02MaK° =11-13.
Состав продуктов сгорания топлива определяется с помощью специальных приборов - газоанализаторов. По принципу действия газоанализаторы делят на три группы.
Газоанализаторы первой группы основаны на принципе избирательного поглощения. Бывают ручные или автоматические химические газоанализаторы. Газоанализаторы второй группы основаны на принципе сравнения физических свойств газов и воздуха.
Наибольшее распространение получили электрические газоанализаторы. Они контролируют избыток воздуха путем измерения содержания С02. В них используется принцип сравнения теплопроводности воздуха и С02.
Имеются газоанализаторы для определения содержания кислорода, принцип действия которых основан на различных магнитных свойствах газов.
Еще одна группа газоанализаторов - хроматографы. Они позволяют провести очень точное определение содержания любых компонентов в газовой смеси.