История чая и чаи

Гонки клиперов с чаем

Экономическое соперничество США и Европы - старая и все еще актуальная тема. Это ожесточенная борьба за рынки сбыта и прибыль. Именно благодаря чаю произошли важные технические и транс­портные изменения.

Клипер - так в середине XIX в. называ­лось быстроходное парусное судно для перевозки свежесобранного чая из Китая в Европу и в США.

Британская Ост-индская компания, осно­ванная в 1600 г. преимущественно для тор­говли пряностями, в последующие годы самую большую прибыль получала от тор­говли чаем. Поскольку компании принад­лежала исключительная монополия, то ее корабли, тяжеловесные и медлительные, специально построенные для Ост-индской компании, могли не особенно торопиться. Изменения произошли после того, как в 1834 г. была отменена монополия. Появи­лось много конкурентов в торговле чаем. За свежесобранный чай давали большую цену, поэтому корабли спешили доставить его из Гуанчжоу, Гонконга в Лондон или Нью-Йорк. Но прежние корабли не могли достичь большой скорости. Только севе­роамериканские клиперы были достаточ­но быстрыми для торговли чаем, но они были слишком малы. В 1845 г. в Нью - Йорке был спущен со стапелей увеличен­ный клипер Радуга. Он мог взять на борт 750 тонн, и уже за первый рейс в Китай и обратно окупились затраты на его пост­ройку. Скорость обычных парусников была не более 6 узлов, а чайные клиперы неслись со скоростью 16, 18 и даже 20 уз­лов, такие клиперы, как Повелитель моря и Летящее облако прославились как два самых быстроходных парусника всех времен.

Американские клиперы обязаны своими новыми рекордами трем личностям. Это - конструктор Джон Виллис Гриффит. Он был сыном судостроителя и не допускал конструирование на глазок, как это обычно делалось. Изучавший матема­тику и физику, Гриффит построил собст­венный испытательный бассейн и сконст­руировал судно с узким корпусом, острой носовой частью и очень высокими мачта­ми. Первым капитаном, который успешно плавал, и даже улучшил конструкцию кли­пера, был Роберт В. Ватерман. Он вместе с Гриффитом создал клипер Морская колду­нья, на котором стал возможен переход из Гонконга в Нью-Йорк за 74 дня и 14 часов - рекорд, который никто не мог побить. Третьим человеком был не конст­руктор и не моряк, а статистик Мэтью Фонтэн Маури. Он изучил тысячи старин­ных вахтенных журналов и составлял подробнейшие погодные и морские карты и таблицы, благодаря которым капитаны могли выбрать самый быстрый маршрут. Его карты ветров и течений положили конец многим традиционным представле­ниям. Более тысячи капитанов снабжали Маури информацией, и до 1854 года он отработал более миллиона сообщений, из них 380 284 только о Гольфстриме в Ат­лантике. Капитан клипера Гертруда Пин­ией с благодарностью писал исследовате­лю: «До того как я получил Ваши карты, я пересекал океан с завязанными глазами». Быстроходные чайные клиперы из США привели в замешательство английских судовладельцев.

Вскоре появились клиперы и в Велико­британии. судостроители на Темзе стара­лись во чтобы то ни стало построить кли­перы не хуже американских. Лондонская газета Тайме писала: «Мы должны побе­дить своего могучего соперника. Мы должны их молодости, изобретательности, рвению противопоставить наш многолет­ний опыт, нашу неутомимость и нашу не­сгибаемую волю. Это противостояние сы­на и отца. Жестокая необходимость торо­пит нас, мы не имеем права проиграть, и это чувство должно руководить нашими предпринимателями и судостроителями». Так оно и вышло. Хотя британские клипе­ры были меньше, но они были также быс­троходными. Вскоре между Англией и США началось небывалое соперничество в судостроении. За 15 лет было построено более 500 парусников этого типа, рекорды скорости следовали один за другим. Самой знаменитой гонкой была Великая чайная гонка в 1866 г. В ней принимали участие 16 судов, на которые погрузили чай в Фуцхоу (Китай). 5 парусников имели шанс победить; Serica (капитан Джордж Иннес), Taeping (капитан Дональд Мак - Киннон), Fiery Cross (капитан Ричард Ро­бинсон), Taitsing (капитан Даниэл Нут- сфорд) и Ariel (капитан Джон Кей). 24 мая началась погрузка. Спустя 5 дней Ariel с 1 млн 108 тыс. фунтами чая на бор­ту был готов отправиться в путь. Он под­нял якоря сразу после того, как последний ящик с чаем был погружен, и буксир дол­жен был провести парусник по извилистой реке Мин в открытое море. Но буксир ока­зался слишком медлительным, к тому же еще опрокинулся лоцманский катер и уже в устье реки Fiery Cross, Taeping и Serica догнали Ariel. С небольшим отставанием следовал Taitsing. Все расстояние состав­ляло 13 200 морских миль. 5 клиперов достигли Зондского пролива, пересекли Индийский океан на всех парусах, минова­ли остров Маврикий и направлялись к мысу Доброй Надежды. 4 августа Ariel. Fiery Cross и Taeping пересекли экватор, два других корабля отстали. Далее путь пролегал вдоль побережья Африки, мимо Азорских островов, через Бискайский за­лив к проливу Ла-Манш. В ночь на 5 сен­тября (в 1.30) капитан корабля Ariel Кей увидел маяки южного побережья Англии. Он приказал поднять все паруса и провел свой корабль через Ла-Манш. Вечером он увидел одного из своих соперников на тра­верзе, это был Taeping. 5 сентября Ariel и Taeping устроили в Ла-Манше гонку. Ariel был на морскую милю впереди Taeping. При скорости 14 узлов преимущество во времени составляло только 8 мин; оба па­русника преодолели уже 13 200 морских миль за 99 дней. Но главное было впереди. В 21 час Ariel достиг дока, но из-за низко­го уровня воды не мог причалить. В это время Taeping последовал к другому доку, где смог причалить (в 22 часа), поскольку у него была меньше осадка. 7 сентября Taeping объявили победителем. Премия и бонус были поделены между Taeping и ArieL с чем не все были соглас­ны. Газеты еще несколько недель писали о том, что именно Ariel следовало было объ­явить единственным победителем. Корабль Serica ошвартовался 6 сентября, Fairy Cross и Taitsing прибыли двумя днями позже.

Эпоха клиперов закончилась с открытием в 1869 г. Суэцкого канала, который был приспособлен не для парусников а для па­роходов, но они еще многие годы не могли достичь скорости клиперов. Мы и сегодня восхищаемся изображения­ми и моделями клиперов XIX в. В Лондо­не можно увидеть клипер Cutty Sark - настоящий легендарный клипер эпохи парусников. Название его означает корот­кая рубашка и связано с шотландской легендой, которая повествует о крестьяни­не по имени Том О'Шантер. Он как-то в грозу ехал по кладбищу домой. В сверка-

Нии молний привиделись ему танцующие ведьмы. Одна из них была молода, красива и на ней была короткая рубашка (на шот­ландском диалекте cutty sark). Этим име­нем назвал Джок Виллис парусник, кото­рый велел построить в 1868 году. Клипер перевозил чай в течение 10 лет, затем дол­гие годы перевозил из Австралии овечью шерсть, затем его зафрахтовали для пере­возки каменного угля для вошедших в моду пароходов.

Гонки клиперов с чаем

Торговля чаем как движущая сила развития техники. Клипер Flying Cloud (Летящее облако) - один из времен расцвета парусников. Начиная с 1850 г. в США и Англии строили отличные большие и быстроходные парусники. Один рекорд скорости сменял другой. Так чай нового урожая еще свежим доставляли в торговые центры, находившиеся за тысячи морских миль. Но в 1969 г. открыли Суэцкий канал, по которому могли пройти только пароходы. Необходимость в клиперах отпала, ведь их путь из Азии в Европу вокруг южной оконечности Африки был несравнимо длиннее.

История чая и чаи

Работа дегустатора чая

Для профессии дегустатора очень важен его развитый вкус, вкусовые нервы, за что ему и хорошо платят. От работы дегустатора за­висит, какой чай, предлагаемый почти 15 тыс. плантаций, фирмы закупят и …

Горящий пунш

Это вариант знаменитого немецкого горя­щего пунша из красного вина. Для него берут белое вино и чай. Для приготовле­ния пунша нужны специальный котелок, лучше всего медный, щипцы и небольшая сахарная головка. …

5000 лет истории чая

Чай Роланд Глёек Полагают, что в Азии зеленый чай, а по­том и черный известен уже более 5 тыся­челетий, 3 тысячелетия он считается куль­товым напитком. Специалисты расходятся во мнении, где родина …

Как с нами связаться:

Украина:
г.Александрия
тел./факс +38 05235  77193 Бухгалтерия
+38 050 512 11 94 — гл. инженер-менеджер (продажи всего оборудования)

+38 050 457 13 30 — Рашид - продажи новинок
e-mail: msd@msd.com.ua
Схема проезда к производственному офису:
Схема проезда к МСД

Оперативная связь

Укажите свой телефон или адрес эл. почты — наш менеджер перезвонит Вам в удобное для Вас время.